Менеджер, его роль и место в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 08:23, реферат

Описание

В современном понимании менеджер это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Содержание

Введение 3
1 Менеджер и его функции 5
2 Уровни руководства и типы руководителей 8
2.1 Уровни руководства 8
2.2 Типы руководителей. 11
3. Стиль и имидж менеджера 17
4. Роль менеджера в организации 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

     Демократический стиль руководства предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя как один из членов группы. Каждый сотрудник может, не опасаясь свободно выражать свое мнение. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявлять своего превосходства и правильно реагировать на критику. За последствия принятых решений он не перекладывает ответственность на подчиненных. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить положение дел. Такой руководитель не считает зазорным идти на компромисс либо отказаться от принятого решения, если подчиненный убедит его в этом. Он старается доказать целесообразность решения проблемы и получаемые при этом выгоды. При осуществлении контроля он обращает особое внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это имеет и воспитательный характер, позволяет достигать цели с малыми затратами. Управление осуществляется без грубого нажима, с учетом способностей людей.

     Такой стиль руководства многие специалисты  считают оптимальным. Вместе с тем  исследования показали, что не во всех случаях подчиненные предпочитают демократический стиль руководства, не всегда этот стиль является наиболее продуктивным дело в том, что каждый из рассмотренных стилей руководства имеет как положительные, так и отрицательные черты, а условия деятельности коллективов весьма разнообразны. И до сих пор не определена прямая зависимость между стилем и эффективностью руководства.

     Исследования  показывают, что крайне редко встречаются  руководители, использующие исключительно  один стиль. Стиль деятельности менеджера, как правило, представляет собой комбинацию трех основных классических стилей руководства в той или иной пропорции.

     Таблица №1

Содержание  стилей руководства

Параметры Авторитарный  стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в руках лидера Делегирование полномочий с сохранением ключевых позиций у лидера Снятие лидером  с себя ответственности и отречение  от власти в пользу группы
Прерогатива в установлении целей и выборе средств Принятие решений  разделено по уровням на основе участия  в управлении Возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху Коммуникация  осуществляется активно в двух направлениях Коммуникация  в основном строится на «горизонтальной» основе
Сильные стороны Особое внимание уделяется срокам и порядку, возможно предсказание результата Растут личные обязательства сотрудников по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело без вмешательства лидера
Слабые  стороны Тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы При этом стиле  требуется много времени для  решения задач Без вмешательства  может быть потеряна скорость работы и изменено направление движения

     Имидж менеджера — это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика.

     «Имидж» — английское слово. обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.

     Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

     Обретение профессионального имиджа — не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.9

     Смысл понятия «имидж» складывается из разных слагаемых. Важнейшая составляющая часть его — нравственная. Дело в том, что нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его – вседозволенность

     Нашему  обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование, и, прежде всего – духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т.е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.

     В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:

  • принцип повторения;
  • принцип непрерывного усиления воздействия;
  • принцип «двойного вызова».

     Принцип повторения, опирается на свойства человеческой памяти, хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека.

     Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для вас» или «Я – для вас» и т.д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.

     Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.

     Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.

     Секрет  воздействия имиджа, как и рекламы, – в обращении, как к сознанию, так и к подсознанию.

     Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить  их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека. 
 

4. Роль менеджера в организации

     Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы — роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений, и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так, актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».

     В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители, а различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В таблице 1.2 представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределять ресурсы, улаживать конфликты, искать возможности для организации, вести переговоры от имени организации. Все эти 10 ролей, взятие вместе, определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации.

     Например, заведующий секцией магазина «Сирс» каждый день взаимодействует с продавцами. Они приходят к заведующему для получения специального инструктажа о запросах и нуждах клиента, для решения своих проблем, связанных с работой, а часто просто пообщаться. Заведующий получает большой объем информации о том, как работают секции. Например, в отношении высказываний клиентов о товарах информация по большей части не может быть получена из формальных источников, таких, например, как отчет о проданной продукции. Информация помогает руководителю принимать правильные решения для урегулирования существующих или потенциальных проблем. И когда заведующий или руководитель низового звена видится с управляющим магазином, он передает своему начальнику особенно важные части информации. Они-то и обеспечивают основу для управленческих решений на более высоком уровне.10

     Таблица №2

Десять  управленческих ролей  по определению Минцберга

Роль Описание Характер  деятельности (по материалам обследования работы руководителя)
Межличностные роли
1. Главный руководитель Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового  или социального характера. Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
2. Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности. Фактически  все управленческие действия с участием подчиненных
3. Связующее  звено Обеспечивает  работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. Переписка, участие  в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами.
 
Роль Описание Характер  деятельности (по материалам обследования работы руководителя)
Информационные  роли
4. Приемник  информации Разыскивает и  получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного  характера, которую, понимая организацию  и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных  преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные  поездки).
5.Распространитель  информации Передает информацию, полученную из внешних источников или  от других подчиненных, членам организации. Рассылка почты  по организациям с целью получения  информации, вербальные контакты для  передачи информации подчиненным (обзоры, беседы).
6. Представитель Передает информацию для внешних контактов организации  относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует  как эксперт по вопросам данной отрасли. Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и др. лицам.
Роли, связанные с принятием  решений
7.Предприниматель  Изыскивает  возможности внутри самой организации  и за ее пределами, разрабатывает  и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование  или разработку проектов усовершенствования деятельности.
8. Устраняющий  нарушения Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений. Обсуждение  стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы.
9. Распределитель  ресурсов Ответственный за распределение всех возможных  ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации. Составление графиков, запросы полномочий,  всякие действия, связанные с составлением и выполнением  бюджетов, программирование работы подчиненных.
10. Ведущий  переговоры Ответственный за представительство организации  на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров

Заключение

     Таким образом, на основе всего выше изученного я сделала следующий вывод:

     Современная рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

     Каждый  менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

     Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.

     Менеджер  — это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

     Менеджер  должен знать в совершенстве способности и возможности своих прямых подчиненных, досконально знать условия, связывающую организацию и работников. Его обязанность – защищать интересы организации (прежде всего) и исключать не способных, если это необходимо для достижения целей организации и сохранение ее экономической прочности. Менеджер должен связывать заботу об удовлетворении жизненных потребностей своих работников с эффективностью работы организации. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу.

     В работе руководителя много привлекательного. Она престижна, предает человеку достоинство, авторитет и уважение окружающих, предоставляет, широки возможности для развития личности, наконец, просто захватывающа и увлекательна.

Список  использованной литературы

  1. Веснин  В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТД «Элит 2000», 2003. – 546с.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2004. – 560с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 528с.
  4. Гаущенко В.В. Менеджмент: системные основы. – М.: ТООНПЦ «Крылья» - 1998. – 224с.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 511с.
  6. Интернет-сайт: Менеджер, его место и роль в организации:www.conf/ru
  7. Интернет-сайт: Менеджер www.men.j/ru
  8. Максимцов М.М. Менеджмент: учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 482с.
  9. Мескон М.Х. Альберт М. Основы менеджмента: учебник. – М.: Дело, 1998. – 800с.
  10. Петрухин В.С. Менеджмент XXIв. пропедевтика, теория, практика высшей производительности труда: учебник. – М.: ЗАО Издательский центр «Зеркало», 1998. – 280с.
  11. Роббинс, Стивен П., Менеджмент. – М.: «Вилямс», 2002. – 880с.
  12. Семенов А.К., Набоков В.И.Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 300с.
  13. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Менеджмент: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 439с.

Информация о работе Менеджер, его роль и место в организации