Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:44, контрольная работа
Рассмотрение приведенных трактовок термина «менеджмент» позволяет сделать следующие выводы.
Что такое менеджмент
Что такое менеджмент? Согласно Большому англо-русскому словарю в переводе с английского «менеджмент» – это 1) управление, заведование; а также 2) правление, администрация. Для целей нашего изложения весьма важным является также приводимое в указанном словаре понимание этого слова как «осторожное, бережное, чуткое отношение (к людям)». Слово «менеджер» переводится как «управляющий», «заведующий», «руководитель», «администратор», «директор».
Рассмотрение приведенных трактовок термина «менеджмент» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, он используется для обозначения, с одной стороны, процесса управления, а с другой – группы людей, осуществляющих управление (аппарата управления). Во-вторых, он относится прежде всего к социальному управлению, главным образом к человеческим организациям.
В толковом Словаре русского языка С.И. Ожегова слово «управлять» означает: 1) направлять ход, движение кого- , чего-нибудь; 2) руководить, направлять деятельность кого-, чего-нибудь. В свою очередь, «управление» – это еще и деятельность органов государственной власти; совокупность приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма; крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение. В этом же словаре даны следующие значения слова «руководить»: 1) направлять чью-нибудь деятельность, быть во главе чего-нибудь; 2) управлять, заведовать.
Таким образом, в русском языке слову «менеджмент» соответствуют понятия «управление» и, в еще большей степени — «руководство». Слову «менеджер» – понятия «руководитель», «управляющий», «управленец», «распорядитель». Как равнозначные «менеджменту организации» можно использовать словосочетания «руководство организацией», или «управление организацией». Соответствующие термины используются в настоящем пособии как синонимы.
На практике слово «менеджмент» понимается в следующих основных значениях: как процесс управления; как искусство управления; как группа людей, осуществляющих управление; как наука об управлении социально-экономическими процессами.
Менеджмент как наука изучает управление людьми в организациях, и прежде всего принципы, формы и методы, функции и технологии этого управления, а также способы формирования и достижения целей организации.
Понятие «менеджмент» используется обычно в контексте руководства (управления) людьми, коллективами, организациями. Объектом менеджмента являются и государственные учреждения и предприятия, если речь идет об организации и управлении их деятельностью как самостоятельных объектов. И в этом смысле распространение менеджмента лишь на хозяйственную деятельность организаций (на хозяйственные организации) является излишним ограничением, не учитывающим тот факт, что одни и те же закономерности управления организацией свойственны не только хозяйственному предприятию, но в равной степени армейскому подразделению, правительственному органу, государственной спецслужбе, научно-технической фирме, образовательному учреждению (которые также являются организациями).
Вместе с тем хозяйственная деятельность организации – это важнейшая сфера применения менеджмента. Как хозяйственная рассматривается деятельность организации в любой отрасли экономики (в промышленности, строительстве, торговле, банковском деле и т.д.), а также в любой области (промышленное производство, сбытовая деятельность, научные исследования и т.д.), если она направлена на получение прибыли как конечного результата. Содержанием хозяйственной деятельности организации является, в частности: разработка и совершенствование технологии производства, внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, собственно производственная деятельность, осуществление различного рода расчетов, коммерческие операции, материально-техническое обеспечение и финансирование производства, техническое обслуживание производимой продукции и т.д.
Следует подчеркнуть, что понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», поскольку оно включает в себя не только социальное управление, но также управление в технических и в биологических системах. В то же время, понятие «менеджмент» применительно к управлению в технических и биологических системах не используется. В частности, в английском языке для обозначения управления в неживой природе используется слово control. В составе социального управления выделяется государственное управление (управление государством), которое также находится вне рамок понятия «менеджмент».
«Менеджмент»
обычно не относят к государству,
обществу в целом. В соответствии
с общепринятым до недавнего времени
представлением управление социально-политическими
и социально-экономическими процессами
в государстве и обществе находится вне
рамок менеджмента. Для указанной сферы
применяются преимущественно термины
«государственное регулирование», «государственное
управление». Вместе с тем в настоящее
время наметилась отчетливая тенденция
к расширительной трактовке рассматриваемого
понятия, к использованию понятия «менеджмент»
и для обозначения управления национальной
экономикой, осуществляемого высшими
эшелонами администрации в государственном,
отраслевом и региональном разрезах.
Современная западная теория менеджмента – относительно молодая наука, ее история охватывает около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в двадцатом столетии.
Объединения
людей по различным причинам, мотивам
и принципам существовали, по-видимому,
на протяжении всей истории человечества.
Существование указанных
Вместе с тем не сохранились известные письменные и иные свидетельства, которые бы в целостном, систематизированном виде отражали существовавшие в те далекие времена знания в области управления организациями.
В древних культурах обнаруживаются некоторые элементы современного управления. Обращает на себя внимание, что у древних формулы управления имели преимущественно иносказательный, символический, аллегорический, иногда зашифрованный характер и опирались на моральное, нравственное, человечное. Правила излагались в виде принципов, подходов, описания реальных жизненных ситуаций, которые необходимо было распространить на другие, сходные или имеющие общие черты ситуации. Это делало их более универсальными и позволяло гибко трактовать с учетом особенностей сферы управления, ситуации, а также уровня развития конкретного человека. С другой стороны, для обучения такому управлению и понимания такого знания по управлению недостаточно развитого логического мышления, требуются образное мышление и определенный уровень духовного развития человека.
В противоположность этому для современных руководств по менеджменту все-таки характерны опора на механистические модели функционирования социальных систем, строгая привязка рекомендаций к определенному типу ситуаций, рецептурная подача материала, алгоритмичность формул управления, попытки привязать алгоритмы управления к писаному праву, отразить эти правила в нормативно-правовых документах, некая дискретность знания. Отдельные элементы менеджмента разработаны весьма детально, однако возникает новая проблема- как определить применимость этих детальных правил к конкретной управленческой ситуации. Непригодность существующего набора правил, который заведомо не может быть богаче, чем сама жизнь, ко всему спектру управленческих ситуаций, реальности и является источником различного рода конфликтов и коллизий.
В то же время в отдельных современных источниках делаются попытки представить отрывочные, далеко не всегда связанные между собой исторические свидетельства, касающиеся жизни древних обществ и наличия в них управления человеческими организациями, как некие признаки зарождения менеджмента, этапы его развития, эволюцию управленческой мысли, строить на этой основе более или менее стройную систему развития управленческой мысли «от шумеров до наших дней». Такого рода попытки опираются на наличие в памятниках древней культуры некоторых текстов, по формальным признакам вызывающих ассоциации с понятийным аппаратом современного менеджмента. В то же время, изъятые из исторического контекста, такие тексты трактуются весьма вольно. В целом подобного рода «управленческие континуумы» представляются не вполне безупречными с научной точки зрения.
Использование различными древними цивилизациями некоторых терминов, характерных для современного менеджмента, иногда носит характер чисто словесного совпадения и не может служить основанием для выводов и суждений об их вкладе в развитие менеджмента. Такого рода слова зачастую имели совсем иное значение, непривычное для наших современников, вплоть до прямо противоположного ныне используемому. Так, С.Н. Татарникова в своем предисловии к книге «Управление- это наука или искусство...» отмечает, что «до Тэйлора под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта».
Усматриваются некоторые смысловые параллели и даже терминологические совпадения, однако вне исторического контекста абсолютизация таких совпадений смысла не имеет и отнюдь не свидетельствует о некоем поступательном развитии с древних времен и даже прямой преемственности идей управления в современном менеджменте.
По-видимому, в древних обществах были свое знание об управлении, своя управленческая практика, вытекавшие из особенностей культурных и социальных традиций того времени. Подобные знание и практика, скорее всего, кардинально отличались от современных и, без сомнения, ждут своего исследователя.
Некоторое
представление об идеях, предшествовавших
в исторической ретроспективе становлению
современного социального управления,
а также о предтечах современного менеджмента,
их идеях и подходах к управлению дается
в табл. 1.
Таблица 1
Предтечи
современного западного
менеджмента
Имя, годы жизни, профессия | Разрабатывавшиеся управленческие идеи |
Аммонтон
(1663 – 1755), ученый, Франция
Белидор, (1693 – 1761), математик, артиллерист, Франция |
Хронометраж |
Кулон (1736 – 1806), физик, инженер, Франция | Производительность человеческого труда |
Перроне
(1708 – 1794), инженер, Франция
П. Д. Захаво (XVIII в.), механик, Россия |
Разделение труда |
Э. Уитни (1765 – 1825), изобретатель, США | Сборочный конвейер Контроль качества |
Ч. Баббедж (1791 – 1871), математик, инженер, предприниматель, экономист, США | Разделение труда в управлении Влияние внешней среды на эффективность трудового процесса Контроль издержек производства |
Р. Оуэн (1771 – 1858), философ, социолог-утопист, Великобритания | Внимание к рабочему («живой машине») Моральное стимулирование работников |
А.
Смит (1723 – 1790), политэконом, Шотландия
Д. Рикардо (1772 – 1823), политэконом, Шотландия |
Разделение труда Производственный контроль |
Д.К. Советкин (1831 – 1912), инженер-механик, изобретатель, педагог, Россия | Элементарные последовательности работ Русский метод обучения ремеслам |
Г. Таун ( 1 844 – 1 924), предприниматель, США | Система «участия в прибылях» «Управление фабрикой является не менее важным, чем техника» |
Ф.В. Вешняков (1828 – 1903), педагог, Россия | Организация научной работы как особая научная дисциплина |
В конце XIX – начале XX в. появились труды ученых, в которых были научно обобщен накопленный опыт и заложены основы современной науки управления.
Всю совокупность теорий, результатов исследовательских изысканий, подходов, взглядов, изречений, практических советов и даже верований можно с достаточной степенью условности свести к следующим школам менеджмента (семействам управленческих идей):
Эмпирическая школа управления
Период первоначального развития эмпирической школы, условно обозначаемый как «предпринимательский период», приходится на 1980 – 1990 гг.
Эмпирическая
школа в менеджменте стала
новым этапом в вырабатывании
представлений об управлении. Наиболее
заметными представителями
В основе взглядов сторонников этой школы
лежало игра о том, что любые рекомендации
по управлению нельзя дать, если не было
собрано достаточное количество конкретных
данных, касающихся конкретной ситуации.
Именно по этой причине данная школа имелась
названа эмпирической. Эмпиризм — это
особый подход к знанию, который предполагает
уделение особого внимания опытным данным,
которые затем обобщаются и объясняются.
Роль теорий и, шире, каждых теоретических
представлений, с позиции эмпиризма, не
так велика, поскольку теории только объясняют
эмпирические (полученные при помощи опыта)
факты. Следовательно, эмпирическая школа
изначально противопоставила себя некоторым
предшествующим направлениям менеджмента,
в частности, поведенческой школе и школе
человеческих отношений. Последние подходили
к объекту исследования менеджмента «предвзято»,
то есть заранее зная, в чем заключается
его сущность.