Менеджмент - это

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:44, контрольная работа

Описание

Рассмотрение приведенных трактовок термина «менеджмент» позволяет сделать следующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент контрольная работа.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

  По  мнению приверженцев этой школы, главная  задача теоретиков в области менеджмента — получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.

  Можно выделить два основных направления  эмпирической школы: исследования в  области практики организации управления и разработка теоретических основ  современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике сша и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия.

  Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют  внимание на профессионализации управления, т. е. превращении труда по управлению в его самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

  У представителей эмпирической школы  сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

  определение целей предприятия, возможных путей  их достижения и в зависимости  от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

  в основе деятельности предприятия лежит  классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

  использование меры поощрения и принуждения  для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

  установление  норм выработки, оценка деятельности предприятия  и отдельных работников на основе анализа;

  установление  мотивации работников в зависимости от результатов их деятельности.

  Учитывая, что деятельность менеджера носит  комплексный характер, представители  эмпирической школы считают, что  кроме узкой специализации в  области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание акцентируют на умении налаживать взаимосвязи, установлении линий коммуникаций. Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов.

  1. Стремитесь к ясности своих  идей и мыслей, прежде чем приступить  к коммуникации.

  2. Проанализируйте подлинную цель  каждого сообщения.

  3. Принимайте во внимание все  физические и человеческие факторы  всякий раз, когда вы передаете сообщение.

  4. Планируя сообщение, консультируйтесь  при необходимости с другими  лицами.

  5. Сообщая, обращайте внимание как  на основное содержание сообщения,  так и на его форму.

  6. Используйте всякую возможность  сообщить соответствующим лицам  все то, что может помочь им иметь определенную ценность для них.

  7. Следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь,  позволяющую своевременно принять  соответствующие корректирующие  меры.

  8. Устанавливайте коммуникации не  только для достижения ближайших  целей, но и перспективных.

  9. Убедитесь в том, что ваши  действия подкрепляют ваши сообщения.

  10. Стремитесь к тому, чтобы вас  не только поняли, но и старайтесь  понять сами. Будьте хорошим слушателем. Рекомендаций подобного рода  в эмпирической школе чрезвычайно  много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы — комплексность деятельности управляющего, меру влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.

  Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также Делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы — целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Дракер.

  Под целевым управлением понимают постоянно функционирующую систему разработки конкретных целей для каждого сотрудника управляющей системы. Совместно со своим руководителем каждый сотрудник управляющей системы определяет цели своей деятельности на конкретный период, а также намечает методы достижения этих целей и отчета о достигнутых результатах. При этом цели определяются в максимально конкретной форме. Например, снизить себестоимость блока Х на 12%. Столь же конкретно разрабатывается мероприятие, с помощью которого достигается поставленная цель. В приведенном примере это, например, может быть: "Осуществить замену материала X на материал Y в деталях 1,2, 3, 7". Подобное целевое управление позволяет точно указать главные направления деятельности работника и четко контролировать его работу' Периодическая разработка целей позволяет сосредоточить внимание работника на наиболее важных задачах производства.

  Ряд проблем современного крупного машинного  производства были решены благодаря  теоретическим посылкам эмпирической школы. Так, рекомендации школы способствовали классификации и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, определению структур управления и ряду других проблем.

  Слабым  местом эмпирического подхода является его пренебрежение наукой и увлечение готовыми рекомендациями, правилами, рецептами, заповедями, памятками и т.д. При всей полезности и нацеленности такого рода рекомендаций на разрешение конкретных реальных управленческих ситуаций практика управления, конечно, не укладывается в жесткие схемы не только конкретной памятки, но даже широкой их совокупности, поэтому рано или поздно приходится обращаться к теории, принципам и закономерностям. Многие представители школы, например П. Друкер, в конце концов, признавали роль теории и получали наиболее значительные результаты именно на стыке науки и практики.

  В рамках эмпирической школы возник ситуационный подход к менеджменту. Сторонники этого научного направления исходят из того, что результаты одних и тех же управленческих решений в разных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга. Отсюда следует, что важнейшую роль в руководстве организацией играет управленческая ситуация, а при осуществлении всех функций управления необходимо учитывать особенности складывающейся ситуации.

Информация о работе Менеджмент - это