Менеджмент как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Описание

Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX — начале ХХ в.. В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой задачи. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 28.26 Кб (Скачать документ)

Менеджмент как  наука

 

Менеджмент как наука сформировался  только в конце XIX — начале ХХ в.. В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой задачи. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.

Управление требовало особых знаний. Это было причиной зарождения науки  управления. Целью новой науки было формирование у менеджеров умения на основе знаний, а не только интуиции и.

Первая школа менеджмента была открыта в 1881 г. при Пенсильванском университете (США). В этом же году американцем  Джозефом Вартоном был разработан первый научный курс по менеджменту.

 Так же как и инженерному  делу, управлению необходимо учиться,  поскольку управление является  профессией. Так началась эпоха  менеджмента.

 Фредерик Уинслоу Тейлор  Он был практиком: начинал свой путь рабочим, затем был менеджером и впоследствии главным инженером в сталелитейной компании. Именно Ф. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства».

 В первой работе Ф. Тейлора  «Управление циклом» (1903 г.) были  изложены некоторые принципиальные  положения тех подходов к управлению, которые затем получили название  «тейлоризма». Важнейшие положения  новой науки — науки управления  — были изложены Ф. Тейлором  в книге «Принципы научного  управления», которая вышла в  1909 г. Признанным лидером науки  управления Тейлор становится  в 1912 г. после его выступления  на слушаниях специального комитета  палаты представителей американского  конгресса по изучению систем  цехового менеджмента.

 Ф. Тейлор предложил строгую  научную систему знаний о законах  рациональной организации труда  и управления. Ее составными элементами  были математический способ исчисления  себестоимости, дифференциальная  система оплаты труда, метод  изучения времени и движений  рабочего (хронометраж), способ расчленения  и рационализации трудовых приемов,  инструкционные карточки.

Сам Ф. Тейлор писал о сути своей  системы: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения  производительности; развитие каждого  отдельного рабочего до максимально  допустимой его производительности и максимального благосостояния».

 Представление о менеджменте  как синтезе науки и искусства  управления предполагает не только  постоянное обновление и усвоение  научных знаний, но и развитие  личностных качеств менеджера,  его способностей применять знания  в практической работе.

 В рамках общей теории  менеджмента сформировались отдельные  направления: финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент  персонала и другие. Кроме Ф.  Тейлора выдающийся вклад в  становление и развитие науки  управления внесли ученые разных  стран: США, Франции, Германии

Анри Файоль (1841 -1925) почти всю  жизнь (58 лет) проработал во французской  компании по переработке угля и железной руды. Как и Ф. Тейлор, он стремился  найти правила рациональной деятельности. Заслуга А. Файоля в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности — управление, чего никто до него не делал.

    Макс Вебер (1864 — 1920) работал в Германии и вошел в историю как выдающийся социолог, экономист и историк.

    М. Вебер был прежде  всего выдающимся социологом. Он  разработал теорию бюрократического  построения организации и системы  управления. Если Ф. Тейлор пытался  найти ответ на вопрос, как  сделать так, чтобы рабочий  работал как машина, то М. Вебер  искал ответ на вопрос, что  нужно сделать, чтобы вся организация  работала как машина. Ответ М.  Вебер видел в разработке правил  и процедур поведения в любой  ситуации, и прав и обязанностей  каждого работника. 

 

Формирование и становление  школ менеджмента

 

Существуют различные подходы  к классификации школ менеджмента.

  Можно выделить пять —  шесть основных школ в американской  науке управления, а также французскую  и быстро развивающуюся в последние  десятилетия германскую школу. 

 1. «Школа процесса управления» (Management Process School). Ее сторонники основное внимание уделяют функциям управляющего. Эта школа ставит целью разработку теории, которая, обобщив имеющийся опыт, позволила бы улучшить практику управления деловыми организациями. Управление рассматривается как средство обобщения и реализации практического опыта менеджеров.

2. «Школа бихевиористов», или «школа  человеческого поведения» (Human Behavior School), как видно из ее названия, уделяет основное внимание человеческому  фактору. Изучаются межличностные  отношения на предприятии, проблема  лидерства, методы управления  коллективом. В основном ее  представители опираются на социальные науки, прежде всего на общую психологию и социальную психологию. Важнейшим принципом этой школы является рассмотрение человека как социопсихологической личности. Цель — вскрыть побудительные причины поведения человека на предприятии, изучить проблему мотивации работника к труду.

  3. «Школа теории принятия  решений» (Decision Theory School). Основным положением  этой школы является требование  научного подхода к принятию  решений. Представители школы  изучают, как принимать оптимальные  управленческие решения с учетом  большого числа разнообразных  факторов.

  4. «Математическая школа», сторонники  которой сводят процессы управления, организации, планирования и принятия  решений к исходным принципам,  которые можно выразить математически. Однако абсолютизация ее представителями математических методов в управлении, игнорирование человеческого фактора делают многие из ее положений неприемлемыми на практике.

5. «Эмпирическая школа» (Empirical School). Ее сторонники стремятся анализировать  работу преуспевающего менеджера,  найти основы его успеха. Основным  положением этой школы является  утверждение о том, что решение  проблемы управления — в нахождении  наиболее действенной техники  управления. Существенный недостаток  — недооценка теории, поверхностность,  вытекающая из эмпирического  подхода. 

6. «Школа социальных систем»  (Social System School). Ее представители рассматривают  управление производством как  воздействие на социальную систему,  уделяя большое внимание системе  культурных взаимосвязей в организации. 

 Современная американская наука  управления опирается, с одной  стороны, на учение Ф. Тейлора  и его последователей, с другой  стороны, — на теорию «человеческих  отношений». Различные школы характеризуются  преобладанием элементов того  или другого учения.

  Французская школа науки  управления характеризуется большим  вниманием к структуре управления  производством и к функциям  менеджера. Она широко использует  достижения других наук в создании  собственной концепции управления  производством.

  Германская школа науки управления. Основой ее является учение  об  экономике предприятия,

ученые ФРГ стремились создать  самостоятельную концепцию управления, которая отвечала бы требованиям  экономики Германии и других стран  Западной Европы.

  К концу 90-х гг. ХХ в. сложились пять школ менеджмента:

 Школа научного менеджмента;

 Школа человеческих отношений;

 Эмпирическая школа;

 Школа социальных систем;

 Новая школа науки управления.

 

Школа научного менеджмента

   

Основные принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором:

    1. Разработка оптимальных  методов выполнения работы на  базе научного изучения затрат  времени, движений, усилий.

    2. Абсолютное следование  разработанным стандартам.

    3. Подбор, обучение и  расстановка рабочих на те  рабочие места и задания, где  они могут дать наибольшую  пользу.

    4. Оплата по результатам  труда: меньше результаты —  меньше оплата; больше результаты  — больше оплата.

    5. Использование функциональных  менеджеров, осуществляющих контроль  по специализированным направлениям.

    6. Поддержание дружеских  отношений между рабочими и  менеджерами с целью обеспечения  возможности осуществления научного  управления.

   Тейлор подчеркивал, что количество времени, выделяемое на выполнение заданий, должно быть реальным и учитывать потребность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.

     Учение Ф. Тейлора  является первым этапом всей  науки управления.

 

Классическая школа менеджмента

 

Крупнейшим представителем классической школы управления является Анри Файоль.

 Рассматривая организацию как  единый организм, Файоль определил,  что для любой деловой организации  характерно наличие шести групп  операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные,  административные. Все эти операции  взаимозависимы. Административные  операции Файоль разделил на  планирование, организацию, мотивацию,  контроль и координацию. Позднее  они стали называться функциями  управления.

  Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разработка методов, наиболее эффективных в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития организации в тесном взаимодействии с окружающей средой.

 Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Любой план предусматривает стадию организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей.

 Мотивация — активизация работающих и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

 Контроль — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

  Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев системы установлением рациональных связей (коммуникаций) между ними.

 

Файоль разработал 14 принципов  управления, которым он следовал в  своей практике и от которых, как  он считал, зависит успех управления:

  1. Разделение труда, специализация,  необходимая для эффективного  использования рабочей силы, применительно  ко всем видам труда, как  управленческого, так и исполнительского. Соблюдение этого принципа повышает  квалификацию и уровень выполнения  работы.

  2. Власть и ответственность.  По мнению Файоля, власть и  ответственность связаны между  собой, причем последняя является  следствием первой. Он считал, что  власть сочетает официальный  (основанный на занимаемой должности)  и личный (заключающий в себе  сплав умственного развития, опыта,  морального уровня, навыков по  роду прежней службы) факторы.

  3. Дисциплина. Понимая дисциплину  как уважение соглашений, рассчитанных  на то, чтобы обеспечить повиновение,  прилежание, энергичность и внешнее  проявление уважения, Файоль подчеркивал,  что для поддержания дисциплины  необходимо наличие хороших руководителей  на всех уровнях.

     4. Единоначалие. Единоначалие, по мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.

   5. Единство руководства.  Виды деятельности, преследующие  одну и ту же цель, должны  иметь одного руководителя и  руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть, по мнению Файоля, лишь вследствие  неоправданного смешения функций  и несовершенного разграничения  их между подразделениями, что  не только излишне, но и крайне  вредно. Ни в одном случае, по  его мнению, не бывает приспособления  социального организма к дуализму  распорядительства.

6. Подчинение частных интересов  общим. Интересы служащего или  группы служащих не должны  ставиться выше интересов предприятия;  интересы государства должны  быть выше интересов гражданина  или группы граждан. Казалось  бы, подобное правило не нуждается  в напоминаниях. «Но невежество, честолюбие, эгоизм, леность и всякие  людские слабости и страсти», — писал Файоль, — «толкают  людей к пренебрежению общими  интересами в угоду частных».

   7. Вознаграждение персонала.  Методы стимулирования труда  должны быть справедливыми и  доставлять максимально возможное  удовлетворение сотрудникам и  работодателям.

Информация о работе Менеджмент как наука