Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:29, реферат
Менеджмент как наука сформировался только в конце XIX — начале ХХ в.. В середине XVIII в. в Англии и Шотландии началась промышленная революция, которая привела к изменению как облика заводов и фабрик, так и самого общества. От управляющих потребовалось умение координировать людские и материальные ресурсы, чтобы решать стоящие перед фирмой задачи. Кроме того, в это же время происходит отделение управления от собственности, что привело в конце XIX — начале ХХ в. к созданию крупных иерархических структур, управление которыми все больше переходило от собственников к особой категории специалистов, именуемых в настоящее время менеджерами.
Менеджмент как наука
Менеджмент как наука
Управление требовало особых знаний. Это было причиной зарождения науки управления. Целью новой науки было формирование у менеджеров умения на основе знаний, а не только интуиции и.
Первая школа менеджмента была открыта в 1881 г. при Пенсильванском университете (США). В этом же году американцем Джозефом Вартоном был разработан первый научный курс по менеджменту.
Так же как и инженерному
делу, управлению необходимо учиться,
Фредерик Уинслоу Тейлор Он был практиком: начинал свой путь рабочим, затем был менеджером и впоследствии главным инженером в сталелитейной компании. Именно Ф. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства».
В первой работе Ф. Тейлора
«Управление циклом» (1903 г.) были
изложены некоторые
Ф. Тейлор предложил строгую
научную систему знаний о
Сам Ф. Тейлор писал о сути своей
системы: «Наука вместо традиционных навыков;
гармония вместо противоречий; сотрудничество
вместо индивидуальной работы; максимальная
производительность вместо ограничения
производительности; развитие каждого
отдельного рабочего до максимально
допустимой его производительности
и максимального
Представление о менеджменте
как синтезе науки и искусства
управления предполагает не
В рамках общей теории
менеджмента сформировались
Анри Файоль (1841 -1925) почти всю жизнь (58 лет) проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Как и Ф. Тейлор, он стремился найти правила рациональной деятельности. Заслуга А. Файоля в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности — управление, чего никто до него не делал.
Макс Вебер (1864 — 1920) работал в Германии и вошел в историю как выдающийся социолог, экономист и историк.
М. Вебер был прежде
всего выдающимся социологом. Он
разработал теорию
Формирование и становление школ менеджмента
Существуют различные подходы к классификации школ менеджмента.
Можно выделить пять —
шесть основных школ в
1. «Школа процесса управления» (Management Process School). Ее сторонники основное внимание уделяют функциям управляющего. Эта школа ставит целью разработку теории, которая, обобщив имеющийся опыт, позволила бы улучшить практику управления деловыми организациями. Управление рассматривается как средство обобщения и реализации практического опыта менеджеров.
2. «Школа бихевиористов», или «школа
человеческого поведения» (Human Behavior
School), как видно из ее названия,
уделяет основное внимание
3. «Школа теории принятия
решений» (Decision Theory School). Основным положением
этой школы является
4. «Математическая школа», сторонники
которой сводят процессы
5. «Эмпирическая школа» (Empirical School).
Ее сторонники стремятся
6. «Школа социальных систем»
(Social System School). Ее представители
Современная американская
Французская школа науки
управления характеризуется
Германская школа науки
ученые ФРГ стремились создать
самостоятельную концепцию
К концу 90-х гг. ХХ в. сложились пять школ менеджмента:
Школа научного менеджмента;
Школа человеческих отношений;
Эмпирическая школа;
Школа социальных систем;
Новая школа науки управления.
Школа научного менеджмента
Основные принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором:
1. Разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий.
2. Абсолютное следование разработанным стандартам.
3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу.
4. Оплата по результатам труда: меньше результаты — меньше оплата; больше результаты — больше оплата.
5. Использование функциональных
менеджеров, осуществляющих контроль
по специализированным
6. Поддержание дружеских
отношений между рабочими и
менеджерами с целью
Тейлор подчеркивал, что количество времени, выделяемое на выполнение заданий, должно быть реальным и учитывать потребность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.
Учение Ф. Тейлора является первым этапом всей науки управления.
Классическая школа менеджмента
Крупнейшим представителем классической школы управления является Анри Файоль.
Рассматривая организацию как
единый организм, Файоль определил,
что для любой деловой
Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разработка методов, наиболее эффективных в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития организации в тесном взаимодействии с окружающей средой.
Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Любой план предусматривает стадию организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Мотивация — активизация работающих и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Контроль — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.
Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев системы установлением рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Файоль разработал 14 принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления:
1. Разделение труда,
2. Власть и ответственность.
По мнению Файоля, власть и
ответственность связаны между
собой, причем последняя
3. Дисциплина. Понимая дисциплину
как уважение соглашений, рассчитанных
на то, чтобы обеспечить повиновение,
прилежание, энергичность и внешнее
проявление уважения, Файоль подчеркивал,
что для поддержания
4. Единоначалие. Единоначалие, по мнению Файоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.
5. Единство руководства.
Виды деятельности, преследующие
одну и ту же цель, должны
иметь одного руководителя и
руководствоваться единым
6. Подчинение частных интересов
общим. Интересы служащего или
группы служащих не должны
ставиться выше интересов
7. Вознаграждение персонала.
Методы стимулирования труда
должны быть справедливыми и
доставлять максимально