Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:22, реферат
Даже не полный перечень целей и задач, решаемых в сфере культуры и искусства, свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность и основные категории менеджмента культуры………………….5
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….15
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Сущность и основные категории менеджмента культуры………………….5
Заключение …………………………………………………
Список литературы
…………………………………………………………….15
Введение
Менеджмент в искусстве - это западная реалия... Наше представление о менеджере едва ли как-то связано с искусством. За границей уже давно существуют компании, занимающиеся презентацией различных произведений искусства; службы, предоставляющие информацию о событиях в мире искусства: выставках, концертах, театральных представлениях, фестивалях. К менеджерам в искусстве относят продюсеров, организаторов выставок - то есть не самих поэтов, актеров и художников, а их кураторов, антрепренеров.
В условиях развития рыночной модели российской экономики произошло становление сферы культуры и искусства как самостоятельной отрасли национальной экономики, функционирование которой направлено на удовлетворение культурных и духовных запросов граждан России.
Управление долговременными и текущими культуротворческими процессами, направленными на реализацию указанных целей, представляет собой комплекс оперативных действий по решению задач существующих и вновь создаваемых культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство на новом уровне качества интеллектуальной продукции и культурно-просветительских услуг в пределах финансовых средств, творческих кадров, существующего инструментария и инновационных технологий. С этим связаны разработка управленческой стратегии и тактики в области культуры и искусства и многоуровневый подход к регуляции социокультурных процессов в России.
Культурная
политика как стратегия должна, во-первых,
быть неотъемлемой частью всех направлений
государственной социально-
Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены следующим образом:
• развитие комплексной системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой модели жизни человека в соотношении исторического социального опыта, национального культурного наследия и задач социокультурной модернизации общества;
• приобщение людей к знаниям и интересам, ко всему многообразию мировой культуры человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через эти знания и интересы, воспитание запросов и потребностей в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной, социальной и политической отчужденности;
• моделирование основных направлений социально-культурной эволюции человека и общества, характерных черт многонациональной российской цивилизации;
• прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни с учетом складывающихся в России социально-экономических, государственно-политических, духовных и иных факторов и условий;
• совершенствование законодательной базы в области культуры и социокультурной политики и др.
Даже
не полный перечень целей и задач,
решаемых в сфере культуры и искусства,
свидетельствует о значении современного
менеджмента в управлении процессами
стратегического, тактического и оперативного
развития интеллектуально-творческой
и культурно-просветительской деятельности.
Категория «менеджмент» (англ. management) имеет американское происхождение и трактуется в русском языке как руководство, управление. Такой перевод категории «менеджмент» не раскрывает полностью ее значения, поскольку и руководство, и управление в экономических системах, имеет конкретный смысл, который и определяет категории работников – «руководитель» и «управляющий».
В российской практике под категорией «руководитель» понимают первое лицо, которое формирует цель, принимает решение и несет за его реализацию полную ответственность. Управляющий, или управленец, – это менеджер, который обязан выполнить принятое руководителем решение и несет за его исполнение ответственность в контурах предоставленных ему прав.
На практике термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы руководства и управления хозяйственной деятельностью в организационных системах, не разделяя их в отмеченном аспекте.1
В «Оксфордском словаре английского языка» категория «менеджмент» характеризуется как способ обращения с людьми, как власть и искусство управления, как особого рода умение и административные навыки, наконец, как орган управления, административная единица.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой категория «менеджмент» определена как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. В соответствии с такой трактовкой менеджер определен как специалист по управлению производством, работой предприятия.
Из приведенных определений видно, что менеджмент – это одновременно и наука, и искусство. В учебнике «Менеджмент» обосновано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее, – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать управленческой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством…».2
В
оценке менеджмента как науки
аргументами служат следующие соображения:
Как искусство менеджмент основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система – это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов в достаточной мере вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.
Менеджер
должен опираться на науку и искусство
руководства и управления, объединяя
их в единый управленческий процесс.
Для этого необходим
Итак, сделаем попытку дать обобщенное определение категории менеджмент в сфере культуры и искусства, включив в него следующее содержание.
Менеджмент в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.
Менеджмент в сфере культуры и искусства как междисциплинарная область интеллектуальной деятельности людей базируется на нескольких концепциях, которые включают управление:3
• операциями, что раскрывает интеллектуальный и технический аспекты менеджмента в организации;
• трудовыми операциями, что раскрывает социальный аспект;
• маркетингом, что раскрывает рыночный аспект;
• коммуникациями, что раскрывает информационный аспект;
• собственностью, что раскрывает имущественный аспект менеджмента.
В
организационных системах культуры
и искусства указанные аспекты
менеджмента системно связаны между
собой и развиваются
В
настоящее время понятие «
Многие исследователи считают, что менеджмент – это управление организацией, осуществляемое в условиях неопределенности рыночных отношений и высокой степени свободы действий для руководителей.
Применительно к сфере культуры менеджмент рассматривается как вид деятельности и особая область знаний об управлении организацией в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики. Каждое направление бизнеса имеет свою модель менеджмента и критерии его эффективности, что является характерным и для деятельности в области культуры. Иногда под менеджментом понимают искусство управления бизнесом, подразумевая высшую степень мастерства менеджера при принятии управленческих решений.
Менеджмент является одной из важнейших сфер поддержания жизнедеятельности организации и в значительной мере зависит от квалификации и морально-психологических качеств менеджера, что обусловливает повышенные требования к квалификационной подготовке кадров управления.
Если учесть, что в культуре функционируют, как правило, небольшие по масштабу организации, то менеджер должен быть одновременно и компетентным в своей области, и многофункциональным как организатор.
Организация является основой менеджмента и представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Своеобразие культуры и ее принципиальное отличие от других отраслей заключается в том, что в этой отрасли действуют одновременно организации, имеющие различный экономический механизм деятельности, содержание которого зависит от целей и задач, которые конкретная организация ставит перед собой. Если организация основной целью ставит извлечение прибыли от своей хозяйственной деятельности, то мы имеем дело с коммерческим типом хозяйствования, а сама организация будет называться коммерческой организацией культуры. Чисто коммерческий тип хозяйствования в сфере культуры и искусства наиболее полно представлен организациями шоу-бизнеса, индустрии туризма, компьютерными центрами, в театральном деле - антрепризой, организациями игорного бизнеса. Этот сектор культуры может играть значительную роль в экономике государства (Монако, Испания).
Если для организации приоритетным является предоставление услуг,
удовлетворяющих
художественные, эстетические, информационные
и духовные потребности, то эти организации
используют некоммерческий