Менеджмент в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:22, реферат

Описание

Даже не полный перечень целей и задач, решаемых в сфере культуры и искусства, свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность и основные категории менеджмента культуры………………….5
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент в исскустве до 1.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Сущность и основные категории менеджмента культуры………………….5

Заключение ……………………………………………………………………..14

Список литературы …………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Менеджмент в искусстве - это западная реалия... Наше представление о менеджере едва ли как-то связано с искусством. За границей уже давно существуют компании, занимающиеся презентацией различных произведений искусства; службы, предоставляющие информацию о событиях в мире искусства: выставках, концертах, театральных представлениях, фестивалях. К менеджерам в искусстве относят продюсеров, организаторов выставок - то есть не самих поэтов, актеров и художников, а их кураторов, антрепренеров.

     В условиях развития рыночной модели российской экономики произошло становление сферы культуры и искусства как самостоятельной отрасли национальной экономики, функционирование которой направлено на удовлетворение культурных и духовных запросов граждан России.

     Управление  долговременными и текущими культуротворческими процессами, направленными на реализацию указанных целей, представляет собой комплекс оперативных действий по решению задач существующих и вновь создаваемых культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство на новом уровне качества интеллектуальной продукции и культурно-просветительских услуг в пределах финансовых средств, творческих кадров, существующего инструментария и инновационных технологий. С этим связаны разработка управленческой стратегии и тактики в области культуры и искусства и многоуровневый подход к регуляции социокультурных процессов в России.

     Культурная  политика как стратегия должна, во-первых, быть неотъемлемой частью всех направлений  государственной социально-экономической  политики в целом и отражать ее духовно-ценностный и социально-нормативный аспекты; во-вторых, являться важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной и системной, отображать и регулировать социальные, культурные, образовательные и здравоохранительные процессы общества; в-третьих, проявляться как особое направление государственной и регулируемой государством и обществом деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых личностных духовных ценностей, социокультурных нормативов проявлений человека в обществе.

     Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены следующим  образом:

     • развитие комплексной системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой модели жизни человека в соотношении исторического социального опыта, национального культурного наследия и задач социокультурной модернизации общества;

     • приобщение людей к знаниям и интересам, ко всему многообразию мировой культуры человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через эти знания и интересы, воспитание запросов и потребностей в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной, социальной и политической отчужденности;

     • моделирование основных направлений социально-культурной эволюции человека и общества, характерных черт многонациональной российской цивилизации;

     • прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни с учетом складывающихся в России социально-экономических, государственно-политических, духовных и иных факторов и условий;

     • совершенствование законодательной базы в области культуры и социокультурной политики и др.

     Даже  не полный перечень целей и задач, решаемых в сфере культуры и искусства, свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности. 

  1. Сущность  и основные категории менеджмента культуры
 

     Категория «менеджмент» (англ. management) имеет американское происхождение и трактуется в русском языке как руководство, управление. Такой перевод категории «менеджмент» не раскрывает полностью ее значения, поскольку и руководство, и управление в экономических системах, имеет конкретный смысл, который и определяет категории работников – «руководитель» и «управляющий».

     В российской практике под категорией «руководитель» понимают первое лицо, которое формирует цель, принимает  решение и несет за его реализацию полную ответственность. Управляющий, или управленец, – это менеджер, который обязан выполнить принятое руководителем решение и несет за его исполнение ответственность в контурах предоставленных ему прав.

     На  практике термином «менеджмент» характеризуют  преимущественно процессы руководства и управления хозяйственной деятельностью в организационных системах, не разделяя их в отмеченном аспекте.1

     В «Оксфордском словаре английского  языка» категория «менеджмент» характеризуется  как способ обращения с людьми, как власть и искусство управления, как особого рода умение и административные навыки, наконец, как орган управления, административная единица.

     В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой категория  «менеджмент» определена как искусство  управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. В соответствии с такой трактовкой менеджер определен как специалист по управлению производством, работой предприятия.

     Из  приведенных определений видно, что менеджмент – это одновременно и наука, и искусство. В учебнике «Менеджмент» обосновано, что менеджмент – «самостоятельная область знаний, отдельная дисциплина, а точнее, – междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать управленческой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством…».2

     В оценке менеджмента как науки  аргументами служат следующие соображения: управление – это наука, которая имеет свой предмет, сумму накопленных человечеством знаний, представленных различными концепциями, теориями, и как любая другая наука имеет свои проблемы, принципы и методы их решения. Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей.

     Как искусство менеджмент основывается на учете особенностей организационной системы, а также специфики каждой человеческой личности, группы людей, составляющих эту организацию. Любая организационная система – это сложная, как правило, открытая система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов в достаточной мере вероятностной внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей, оперативно и эффективно принять нужное решение, взять на себя ответственность за это решение и его реализовать. Именно в последнем заключаются проблемы менеджмента как искусства.

     Менеджер  должен опираться на науку и искусство  руководства и управления, объединяя  их в единый управленческий процесс. Для этого необходим качественно  новый специалист – менеджер, способный  соединить в едином действии постоянно пополняемые научные знания и личностные качества, формируемые как природой человека, так и развиваемые практическим опытом, накапливаемыми знаниями в области своей профессиональной деятельности.

     Итак, сделаем попытку дать обобщенное определение категории менеджмент в сфере культуры и искусства, включив в него следующее содержание.

     Менеджмент  в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

     Менеджмент  в сфере культуры и искусства  как междисциплинарная область  интеллектуальной деятельности людей  базируется на нескольких концепциях, которые включают управление:3

     • операциями, что раскрывает интеллектуальный и технический аспекты менеджмента в организации;

     • трудовыми операциями, что раскрывает социальный аспект;

     • маркетингом, что раскрывает рыночный аспект;

     • коммуникациями, что раскрывает информационный аспект;

     • собственностью, что раскрывает имущественный аспект менеджмента.

     В организационных системах культуры и искусства указанные аспекты  менеджмента системно связаны между  собой и развиваются комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций.

     В настоящее время понятие «менеджмент  культуры» (от англ. Menegment) широко входит в деловой обиход культурной деятельности. Это понятие часто ассоциируется с термином «управление». Надо сказать, что эти понятия близки по существу, но глубоко различаются по содержанию.

     Многие  исследователи считают, что менеджмент – это управление организацией, осуществляемое в условиях неопределенности рыночных отношений и высокой степени свободы действий для руководителей.    

     Применительно        к   сфере   культуры   менеджмент рассматривается как вид деятельности и особая область знаний об управлении организацией в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики. Каждое направление бизнеса имеет свою модель менеджмента и критерии его эффективности, что является характерным и для деятельности в области культуры. Иногда под менеджментом             понимают искусство управления   бизнесом,   подразумевая    высшую    степень     мастерства менеджера при принятии управленческих решений.

     Менеджмент  является одной из важнейших сфер поддержания жизнедеятельности организации и в значительной мере зависит от квалификации и морально-психологических качеств менеджера, что обусловливает повышенные требования к квалификационной подготовке кадров управления.

     Если  учесть, что в культуре функционируют, как правило, небольшие по масштабу организации, то менеджер должен быть одновременно и компетентным в своей области, и многофункциональным как организатор.

     Организация является основой менеджмента и  представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Своеобразие культуры и ее принципиальное отличие от других отраслей заключается в том, что в          этой отрасли действуют     одновременно      организации,    имеющие        различный экономический механизм деятельности, содержание которого зависит от целей и задач, которые конкретная организация ставит перед собой.      Если организация основной целью ставит извлечение прибыли от своей хозяйственной деятельности, то мы имеем дело с коммерческим типом хозяйствования, а сама организация будет называться коммерческой организацией культуры. Чисто коммерческий тип хозяйствования в сфере культуры и искусства наиболее полно представлен организациями шоу-бизнеса, индустрии туризма, компьютерными центрами, в театральном деле - антрепризой, организациями игорного бизнеса. Этот сектор культуры может играть значительную роль в экономике государства (Монако, Испания).

     Если  для организации приоритетным является предоставление услуг,

удовлетворяющих художественные, эстетические, информационные и духовные потребности, то эти организации используют некоммерческий                            тип хозяйствования. 4

Информация о работе Менеджмент в искусстве