Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:22, реферат
Даже не полный перечень целей и задач, решаемых в сфере культуры и искусства, свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность и основные категории менеджмента культуры………………….5
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….15
При этом доходы от реализации деятельности некоммерческой организации не являются единственным источником формирования финансовых средств, прибыль не может быть распределена между учредителями, а направляется на развитие организации.
Современная экономическая ситуация позволяет выделить некоммерческие организации с так называемым смешанным типом
хозяйствования. К ним относятся театры, музеи, библиотеки.
Любая
организация создается для
Услуга как вид продукта характеризуется отсутствием материально- вещественной формы, не хранится, не перемещается, не тиражируется (прочно связана с исполнителем), как правило, процессы создания и потребления услуги совпадают во времени. Лишь очень незначительная доля услуг в культуре носит материальный характер: настройка музыкальных инструментов, реставрация картин. Для любой организации характерно осуществление трех процессов: получение ресурсов из внешней среды, преобразование их в готовый продукт, передача готового продукта или услуги во внешнюю среду для реализации. К ресурсам организации относятся материально- вещественные факторы производства, капитал, люди, информация.
Основным ресурсом организаций в сфере культуры являются информация и люди. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций, и прочих доноров.
Под менеджментом культуры понимается система управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, осуществляющих некоторую социально-значимую деятельность. С появлением Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (АIМАС), в мировом культурном сообществе был поставлен вопрос о возникновении нового дисциплинарного направления. Арт - менеджмент или менеджмент в сфере искусства, который признан наукой третьего тысячелетия. Управление играет ключевую роль в процессе распространения того, что предлагает художник. Арт - менеджмент тесно связан с обществом, в котором он развивается. Взгляд на искусство как на эстетические отношения между предметом и потребителем означает, что маркетинг и потребительское поведение становятся частью творческого процесса и исследования в этой области вносят значительный вклад в теорию общего менеджмента. Арт-менеджмент, по определению таких исследователей, как Ф. Колбер, И. Эврар, находится «между теоретической структурой (менеджмент) и социальным сектором (искусство)», поэтому он является поддисциплиной, которая существенно отличается от общего менеджмента.
Теоретическая база новой дисциплины сформировалась благодаря исследованиям и публикациям, а полученные новые знания распространяются и передаются посредством образовательных программ. Начиная с 1991г., каждые два года проводится Международная конференция по искусству и менеджменту культуры, привлекающая от 150 до 200 исследователей, работа которых связана с арт - менеджментом. Общая сумма опубликованных материалов конференции в 2002 году составила 335 статей. Выделяются два этапа развития учебных программ по арт-менеджменту: первый (период медленного роста) длился с 1966 по 1980 гг.; второй, более быстрый, продолжается с 1980 г. по настоящее время.
Первая магистерская программа по менеджменту изобразительлных искусств была открыта в Йельском университете (США), затем аналогичные курсы были созданы в London City University (Англия,1967), Театральной академии в Санкт-Петербурге (Россия,1968) и York University (Канада, 1969). К 2000 г. таких программ было уже около 400.
Сегодня в России происходит переосмысление традиционного понимания менеджмента культуры как исключительно деятельности руководителей культурных организаций по продвижению их к поставленной цели наиболее эффективным способом. Сегодня под «менеджментом культуры» понимается не управление учреждениями культуры, а сознательная деятельность, направленная на регулирование процессов в этой сфере и оказание влияния на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющие общества.
Современный бизнес и культура, в том числе и в России, обречены на сотрудничество. Определенное направление в науке становится легитимным, когда оно представляет собой систематизированное знание, и в этом смысле выход первого печатного органа «узаконил» арт-менеджмент как с практической (управленческой), так и с научной точек зрения: в конце 1988 г. вышел первый международный журнал, посвященный арт- менеджменту (IJAM).
Арт-менеджмент представляют как новое пространство для распространения теории и практики управления организацией сферы культуры. Однако большинство творческих работников отрицают любое администрирование, и это ведет к тому, что управленческая деятельность в искусстве подменяется этическими и идеологическими мотивами, что отрицательно сказывается на результатах деятельности организаций культуры в условиях рынка.
Новая парадигма менеджмента ХХ1 в. определила появление таких направлений в менеджменте, как «Стратегический менеджмент», «Менеджмент персонала», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент бизнес-процессов», «Кросс-культурный менеджмент», «Проектный менеджмент».5
Многие виды деятельности в области культуры и искусства основаны на проектном развитии (телешоу, шоу-бизнес, арт-бизнес, кино). Управление непрерывным потоком продукции характерно для производственной сферы, и, но даже в этом случае, требует особой гибкости на современном этапе развития рынка, а для культуры и искусства большинство видов художественной деятельности управляются проектно-программным способом.
Для реализации культурной политики необходимо определить границы, которые охватывает понятие «культура». В некоторых случаях понятия «культура» и «искусство» представляются синонимами, поэтому и культурная политика сводится к развитию разнообразных видов искусства (изобразительного, театрального, литературного, музыкального и т.д.) и направлена на развитие организаций, создающих продукты и услуги в этой сфере.
В
другом смысле под культурой понимается
образ жизни человека, так как именно
разница культур, своеобразный уклад жизни
отличают российский город от итальянского,
украинское село от испанского сельского
округа.
Заключение
В последние десятилетия XX - нач. XXI вв. повысились требования к профессиональной деятельности и ответственности за социальные результаты в области менеджмента в сфере культуры и искусства. Не случайно в исследованиях современных ученых арт-менеджмент рассматривается как своеобразная культура управления , присущая развитой гуманистической цивилизации (Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. №2. –М.,2004.С.24. ).
Сегодня арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показа мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции и мн.др.
Однако,
как отмечают ученые, сложившийся
социально-политический и культурно-психологический
контекст господствующей культуры определил
характерные черты
Таким образом, массовая вовлеченность в культуру обнаружила оборотную сторону ее демократизма, которую современный философ А.А.Зиновьев назвал «разжижением творческого ядра культуры» (Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу.-М.,2000,с.586). Многие явления такой культуры вообще выходят за рамки собственно культуры и существуют по законам рынка, где ценность товара определяется не столько реальными ее качествами, сколько спросом на него, формируемым рекламой и другими внехудожественными факторами.
Список литературы: