Менеджмент в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:22, реферат

Описание

Даже не полный перечень целей и задач, решаемых в сфере культуры и искусства, свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Сущность и основные категории менеджмента культуры………………….5
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент в исскустве до 1.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

     При этом доходы от реализации деятельности некоммерческой организации не являются единственным источником формирования финансовых средств, прибыль не может быть распределена между учредителями, а направляется на развитие организации.     

     Современная    экономическая       ситуация       позволяет       выделить некоммерческие организации с так называемым              смешанным типом

хозяйствования. К ним относятся театры, музеи, библиотеки.     

     Любая организация создается для того, чтобы производить товары или услуги, удовлетворяющие разнообразные потребности. Особенностью сферы культуры является то, что в ней создаются нематериальные продукты или услуги.

     Услуга как вид продукта характеризуется отсутствием материально- вещественной формы, не хранится, не перемещается, не тиражируется (прочно связана с исполнителем), как правило, процессы создания и потребления услуги совпадают во времени. Лишь очень незначительная доля услуг в культуре носит материальный характер: настройка музыкальных инструментов, реставрация картин.      Для любой организации характерно осуществление трех процессов: получение ресурсов из внешней среды, преобразование их в готовый продукт, передача готового продукта или услуги во внешнюю среду для реализации.    К   ресурсам    организации         относятся     материально- вещественные факторы производства, капитал, люди, информация.

     Основным ресурсом организаций в сфере культуры являются информация и люди. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами,   спонсоров,   благотворительных       организаций,    и    прочих доноров.

     Под менеджментом культуры понимается система  управленческой деятельности, обеспечивающая успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, осуществляющих некоторую социально-значимую деятельность.        С появлением Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (АIМАС), в мировом культурном сообществе был поставлен вопрос о возникновении нового дисциплинарного направления. Арт - менеджмент или менеджмент в сфере искусства, который признан наукой третьего тысячелетия. Управление играет ключевую роль в процессе распространения того, что предлагает художник. Арт - менеджмент тесно связан с обществом, в котором он развивается. Взгляд на искусство как на эстетические отношения между предметом и потребителем означает, что маркетинг и потребительское поведение становятся частью творческого процесса и исследования в этой области вносят значительный вклад в теорию общего менеджмента. Арт-менеджмент, по определению таких исследователей, как Ф. Колбер, И. Эврар, находится «между теоретической структурой (менеджмент) и социальным сектором (искусство)», поэтому он является поддисциплиной, которая существенно отличается от общего менеджмента.

     Теоретическая база новой дисциплины сформировалась благодаря исследованиям и публикациям, а полученные новые знания распространяются и передаются посредством образовательных программ. Начиная    с   1991г.,   каждые   два   года проводится     Международная конференция по искусству и менеджменту культуры, привлекающая от 150 до 200 исследователей, работа которых связана с арт - менеджментом. Общая сумма опубликованных материалов конференции в 2002 году составила 335 статей. Выделяются два этапа развития учебных программ по арт-менеджменту: первый (период медленного роста) длился с 1966 по 1980 гг.; второй, более быстрый, продолжается с 1980 г. по настоящее время.

     Первая  магистерская программа по менеджменту изобразительлных искусств   была    открыта   в    Йельском   университете   (США),   затем  аналогичные курсы были созданы в London City University (Англия,1967), Театральной академии в Санкт-Петербурге (Россия,1968) и York University (Канада, 1969). К 2000 г. таких программ было уже около 400.       

     Сегодня в России происходит переосмысление традиционного понимания менеджмента культуры как исключительно деятельности руководителей   культурных     организаций   по   продвижению    их   к поставленной цели наиболее эффективным способом. Сегодня под «менеджментом культуры» понимается не управление учреждениями культуры, а сознательная деятельность, направленная на регулирование процессов в этой сфере и оказание влияния на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющие общества.        

     Современный бизнес и культура, в том числе  и в России, обречены на сотрудничество. Определенное направление в науке становится легитимным, когда оно представляет собой систематизированное знание, и в этом смысле выход первого печатного органа «узаконил» арт-менеджмент как с практической (управленческой), так и с научной точек зрения: в конце 1988 г. вышел первый международный журнал, посвященный арт- менеджменту (IJAM).       

     Арт-менеджмент представляют как новое пространство для распространения теории и практики управления организацией сферы культуры. Однако большинство творческих работников отрицают любое администрирование, и это ведет к тому, что управленческая деятельность в искусстве подменяется этическими и идеологическими мотивами, что отрицательно сказывается на результатах деятельности организаций культуры в условиях рынка.       

     Новая парадигма менеджмента ХХ1 в. определила появление таких направлений в менеджменте, как «Стратегический менеджмент», «Менеджмент персонала», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент бизнес-процессов»,   «Кросс-культурный    менеджмент»,     «Проектный менеджмент».5       

     Многие  виды деятельности в области культуры и искусства основаны на проектном развитии (телешоу, шоу-бизнес, арт-бизнес, кино). Управление     непрерывным    потоком    продукции    характерно   для производственной сферы, и, но даже в этом случае, требует особой гибкости на современном этапе развития рынка, а для культуры и искусства большинство видов художественной деятельности управляются проектно-программным способом.       

     Для реализации культурной политики необходимо определить границы, которые охватывает понятие «культура». В некоторых случаях понятия «культура» и «искусство» представляются синонимами, поэтому и культурная политика сводится к развитию разнообразных видов искусства (изобразительного, театрального, литературного, музыкального и т.д.) и направлена на развитие организаций, создающих продукты и услуги в этой сфере.

     В другом смысле под культурой понимается образ жизни человека, так как именно разница культур, своеобразный уклад жизни отличают российский город от итальянского, украинское село от испанского сельского округа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В последние десятилетия XX - нач. XXI вв. повысились требования к профессиональной деятельности и ответственности за социальные результаты в области менеджмента в сфере культуры и искусства. Не случайно в исследованиях современных ученых арт-менеджмент рассматривается как своеобразная культура управления , присущая развитой гуманистической цивилизации (Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. №2. –М.,2004.С.24. ).

     Сегодня арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показа мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции и мн.др.

     Однако, как отмечают ученые, сложившийся  социально-политический и культурно-психологический  контекст господствующей культуры определил  характерные черты массофицированной  личности. К ним можно отнести социальную дезориентированность относительно ценностей и приоритетов даже жизненно важного плана (цель и смысл жизни, жизненный идеал и т.д.) (Самохвалова В.И. Массовая культура в современном социуме //Массовая культура - М., 2004, с. 69).

     Таким образом, массовая вовлеченность в культуру обнаружила оборотную сторону ее демократизма, которую современный философ А.А.Зиновьев назвал «разжижением творческого ядра культуры» (Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу.-М.,2000,с.586). Многие явления такой культуры вообще выходят за рамки собственно культуры и существуют по законам рынка, где ценность товара определяется не столько реальными ее качествами, сколько спросом на него, формируемым рекламой и другими внехудожественными факторами.

     Список  литературы:

  1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб.  – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994
  2. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация социально-
  3. культурной сферы: Учеб. пособие. – СПб.: В.А. Михайлов, 2002.
  4. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна
  5. стратегическая дилемма культурной политики // Менеджер. 2003. № 1.
  6. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной
  7. сфере (социально-экономические механизмы и методы управления):
  8. Учеб. пособие. – СПб.: В.А. Михайлов, 2000.
  9. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия //
  10. Арт-менеджер. 2002. № 3.
  11. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб.: Лань, 2001
  12. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций:
  13. Учеб. – СПб.: Лань, 2004.

Информация о работе Менеджмент в искусстве