Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:07, реферат
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...4
§ 1. Основы японского управления……………………………………...4
§ 2. Управление качеством в Японии……………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...4
§ 1. Основы японского управления……………………………………...4
§ 2. Управление качеством в Японии……………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………18
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент
в Японии, как и в любой другой
стране, отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Он непосредственно связан с общественно-экономическим
укладом страны. Японские методы управления
в корне отличны от европейских
и американских. Это не значит, что
японцы управляют более эффективно.
Скорее можно сказать, что основные
принципы японского и европейского
менеджмента лежат в разных плоскостях,
имея очень немного точек
Между
развитием модели японского менеджмента
и совершенствованием системы управления
в Японии нельзя ставить знака
равенства. Как правило, история
развития управленческой мысли опережает
процесс совершенствования
СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
§
1. Основы японского управления.
Теория и практика управления включают в себя два взаимосвязанных пласта – социально-экономический и социально-психологический. Применительно к конкретному государству или региону оба эти пласта пронизываются этнопсихологической спецификой. Таким образом, по своей структуре теория и практика управления выступают как наука и искусство, обладающие единством, несмотря на различие условий, в которых они проявляются. По своему же содержанию эти отрасли науки и практики, все по тем же причинам, различны.
Мотивация в зарубежной теории управления относится к основным функциям деятельности менеджера. Наряду с функциями планирования, организации и контроля мотивация составляет каркас теории и практики менеджмента. Функция мотивации, будучи наиболее «очеловеченной», является предметом особого внимания любого теоретика, работающего в области управления.
Под мотивацией на Западе, а также в Японии понимают такое регулирование побудительных факторов человека, при котором у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Однако, соглашаясь с таким общим подходом к мотивации, японцы мало что предприняли для перенесения к себе в страну положений западных мотивационных теорий. Распространившиеся на Западе теории мотивации «X» и «У», определяющие роль управляющего по отношению к работнику, мало что дают японскому менеджеру.
Теория «X», например, утверждает, что люди в силу своих природных особенностей уклоняются от работы, что их нужно к работе принуждать, ими нужно управлять.
В
Японии же все обстоит по-другому.
Исключительное трудолюбие является характерной
чертой японцев. При оценке основных
черт японского национального
Казалось бы, японцам должна импонировать теория «У». Согласно этой теории, внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами, ориентации людей на достижение целей организации. Человек способен и будет, утверждал автор теории «У» американец Макгрегор, сам себя контролировать, если стремится к целям, в достижении которых он заинтересован. Эта часть теории пришлась японским менеджерам по вкусу. Однако вторая ее часть, определяющая оценку трудовой активности работников, оказалась для них неприемлемой. Ведь, согласно Макгрегору, усилия, прилагаемые индивидом к достижению цели, пропорциональны ожидаемому вознаграждению за их осуществление. Но средний японский работник не возводит индивидуальное вознаграждение в абсолют, труд, как таковой, для него представляет собой самостоятельную моральную ценность. Он не связывает свои усилия с ожидаемым вознаграждением так жестко, как это делается на Западе.
В
результате основные черты японской
системы управления определяет ряд
концепций, отсутствующих в американской
модели. Важнейшими из них являются
система пожизненного найма и
процесс коллективного принятия
решений. Японское общество однородно
и пронизано духом
Другой
немаловажной особенностью японского
менеджмента является концепция
непрерывного обучения. Японцы уверены,
что непрерывное обучение приводит
к постоянному
Японцы
восприимчивы к новым идеям. Они
любят учиться на чужих ошибках
и извлекать выгоду из чужого опыта.
Они внимательно наблюдают за
происходящим в мире и систематически
пополняют информацию из-за рубежа.
Они заимствуют и быстро усваивают
новые технологические методы и
процессы. Японские рабочие не оказывают
сопротивления внедрению
Для японского общества на протяжении столетий характерен своего рода культ труда, превращение работы и службы, не рассчитанных на рекламу и похвалу, в религиозный идеал.
Все
это дает возможность японскому
бизнесу гибко маневрировать
рабочей силой и
Коллективные
трудовые действия японцев складываются
из усилий малых групп. Для придания
этим группам необходимой
Корпоративный
дух фирмы является цементирующей
силой элементов японского
Корпоративный дух, проявляющийся в преданности работников идеалам фирмы, выступает в Японии и как цель, и как средство управления. Японский менеджмент не жалеет усилий для поддержания этого духа на должной высоте.
Любое
управление предполагает выработку
и принятие разного рода решений.
Управленческие решения являются существенными
элементами планирования, организации,
мотивации и контроля. В современной
Японии подготовка и принятие решений
образуют важный раздел менеджмента. Японская
система принятия решений основана
на национальных традициях, отражает этнопсихологические
особенности японцев и
Администрация фирмы тонко чувствует нюансы человеческой мотивации. Поэтому она всемерно вовлекает рядовых работников в подготовку решений. С учетом ожидаемой от низов инициативы организуется стандартная процедура подготовки, обсуждения и санкционирования управленческих решений.
Предварительное обсуждение ведет к углублению понимания проблемы, выявлению новых условий в виде выбора необходимого типа решений из множества альтернатив. Причем необходимо отметить, что в японских фирмах обращается особое внимание на высвечивание всех граней проблемы, последствий (прямых или косвенных), принимаемых по ее ликвидации решений.
Более того, на первый взгляд может показаться, что при таком методе принятия решений не соблюдается один из основных принципов менеджмента - совмещение власти и ответственности. Поэтому основная задача, при которой высшие руководители принимают окончательное решение по предложенной снизу проблеме, - чтобы способы ее решения, как минимум, не противоречили целям и стратегиям фирмы.
Нужно
четко понимать, что японский метод
предполагает полное единодушие. Это
не решение большинства. Японцы питают
отвращение к тирании большинства.
Если полного единодушия нет, решение
не принимается. Если решению противопоставлено
мнение небольшого меньшинства, его
убеждают уважать взгляды остальных.
Эта компромиссная позиция
Таким
образом, японская система управления
сформировалась к настоящему времени
как органический сплав национальных
традиций и передового опыта менеджмента.
§
2. Управление качеством в Японии.
Современная история движения за качество берет свое начало в конце 40-х - начале 50-х годов, когда японцы стали успешно применять на практике достижения американских специалистов в области управления качеством Э. Деминга и Дж. Джурана.
На промышленных предприятиях был введен цикл PDCA «планирование - выполнение - проверка - корректирующее воздействие» (plan - do - check - action), т.е. так называемый цикл Деминга, который охватывал проектирование, производство, сбыт продукции, анализ и корректирующие действия, направленные на повышение уровня качества.
Для управления технологическим процессом широко использовались контрольные карты. Была учреждена премия имени Деминга в области качества. Стали проводиться общеяпонские конференции по вопросам качества, а также общенациональный «месяц качества». Создана благоприятная атмосфера, в которой с наибольшей последовательностью реализованы комплексный подход и принципы системного управления качеством.
В настоящее время комплексный подход к управлению качеством в Японии состоит из пяти основных функциональных элементов:
1.
Статистический анализ
2. «Тотальный» контроль качества в рамках фирмы.
3. Массовое обучение персонала.
4. Развитие кружков качества.
5.
Непосредственное участие
По
мнению японских специалистов, статистические
методы анализа обязательны: с их
помощью определяется реальная взаимосвязь
между многочисленными
При
этом в Японии применение статистических
методов, как правило, используется
во всех звеньях производственно-