Место и роль системного подхода в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Понятие «бизнес» зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

Столичный Бизнес-колледж.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«СТОЛИЧНЫЙ  БИЗНЕС КОЛЛЕДЖ» 

Курсовая  работа по дисциплине

Менеджмент

На тему:

Место и  роль системного подхода в управлении.

                   Выполнила студентка 1 курса

               Пак Кристина Федоровна

                                       Школа № 457, 10б

                         Проверила Гончаренко Л.О 
 
 

Москва, 2011 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Понятие «бизнес» зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно  с развитием товарно-денежных отношений  развивался и бизнес. Во времена  рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания  натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

Именно  на этом этапе и начал развиваться  менеджмент в том виде, в котором  мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог. Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

По мере того, как развивается промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Сегодня имеется разработанная теория, которая дает направления для достижения эффективного управления. Первую появившуюся теорию обычно называют классической школой управления, также существуют школа социальных отношений, теория системного подхода к организациям, теория вероятностей и др.

Здесь раскрывается тема о теории системного подхода к организациям, как идеи для достижения эффективного управления. 

Понятие системного подхода, его основные черты и принципы.

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества  новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Изучение  объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода  в науке - системного подхода.

Определим черты системного подхода:

1. Системный  подход — форма методологического знания, связанная с исследованием и

созданием объектов как систем, и относится  только к системам.

2. Иерархичность  познания, требующая многоуровневого  изучения предмета:

изучение  самого предмета — «собственный»  уровень; изучение этого же

предмета  как элемента более широкой системы  — «вышестоящий» уровень;

изучение  этого предмета в соотношении  с составляющими данный предмет

элементами  — «нижестоящий» уровень.

3. Системный  подход требует рассматривать  проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи

и отдельного элемента, проводить ассоциации между  общими и частными целями. 

С учётом сказанного определим понятие системного подхода:

Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой  выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего

предназначения объекта.

Можно также сказать, что системный  подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. 

Обратимся к истории.

До становления  в начале XX в. науки о менеджменте  правители, министры, полководцы, принимая решения, руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но, тем не менее, до XX вв. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.

Таким образом, ситуативный подход - это  ориентация на ближайший положительный  результат ("а дальше видно будет..."). Мыслится, что "дальше" опять будет  поиск лучшего решения в той  ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.

Стремление  отреагировать на каждый новый поворот  или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению.

Сказанное не означает, что управление по обстоятельствам  неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решений необходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнего опыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемым образом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например, спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамках конкретной ситуации. Но, тем не менее, в общем случае ситуативный подход недостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системным подходом.

Далее рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа):

1. Целостность,  позволяющая рассматривать одновременно  систему как единое целое и  в то же время как подсистему  для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность  строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы  системы и их взаимосвязи в  рамках конкретной организационной  структуры. Как правило, процесс  функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства­ми самой структуры.

4. Множественность,  позволяющая использовать множество  кибернетических, экономических  и математических моделей для  описания отдельных элементов  и системы в целом. 

Эволюция  системного подхода: исторический ракурс.

Системный подход своими корнями уходит в глубокую древность. С самого начала он, может  быть неосознанно и в неявных  формах, применялся при решениях и  в исследованиях различного характера. Да и сегодня системный подход используется повсеместно, при системном управлении организацией особенно важно, так как для разработки верной успешной стратегии развития, для успешного функционирования компании необходимо проанализировать множество факторов, как внутренних, так и внешних, влияющих на нее. Следовательно, анализ тематики «Эволюция системного подхода к управлению» достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Разработанность темы «системный подход» достаточно велика: понятием системности занимались многие ученые, исследователи, философы. Однако можно отметить недостаточное количество полных и явных теорий исследования тематики его применения в управлении.

Объектом  исследования работы является системный  подход, а предметом – изучение и анализ эволюции системного подхода в теории и непосредственно практической деятельности управляющего.

Целью курсовой работы является выявление  основных этапов развития и становления  системного подхода, а также анализ его теоретико-методологических аспектов в теории и практике управления.

Данная  цель обусловливает необходимость  решения следующих основных задач:

- изучить историю развития и изменение системного подхода в сфере управления;

- рассмотреть методологию системного подхода;

- проанализировать основные положения ситуационного подхода;

- исследовать эволюцию системных идей в экономике в целом, и менеджменте, в частности.

- изучить и проанализировать возможности реализации системного подхода в управлении организацией.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- проработка источников, различающихся по времени написания (исторический метод);

- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение и синтез различных точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).  

Зарождение  теории систем

В неявной  простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда  отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания. 

Само  слово «система» появилось в  Древней Греции 2000 - 2500 лет назад  и означало сочетание, организм, устройство, организация; союз, упорядоченность и целостность естественных объектов. Первоначально оно было связано с формами социально-исторического бытия, позднее принцип порядка был перенесен на Вселенную. Существовал и еще один термин - «синтагма» - характеризовал упорядоченность и целостность искусственных объектов.

В Средневековье  появились новые термины: сумма, дисциплина, доктрина. Трактовка бытия  как космоса сменяется рассмотрением  его как системы мира, обладающей своим типом организации, иерархией, законами и структурой. Возникают науки, каждая из которых анализирует свою область своими специфическими методами. Знания расчленяются по отдельным областям, группам явлений. Это способствует тщательному и доскональному изучению предмета, но ограничивает возможности исследователей узкими рамками дисциплины, препятствуя установлению междунаучных связей. В эпоху Возрождения важнейшими категории стали — вещь и свойства, целое и часть. При этом «вещь» трактовалась как сумма отдельных свойств.

Информация о работе Место и роль системного подхода в управлении