Место и роль системного подхода в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание

Понятие «бизнес» зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

Столичный Бизнес-колледж.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

С каждым годом дифференциация науки продолжала расти, число отдельных научных  дисциплин все увеличивалось, и, соответственно, ослабевали связи и  взаимопонимание ученых. Но, со временем, возникают интегративные, междисциплинарные  методы и теории.

Формирование  «системности» как научно-прикладной дисциплины относится к середине 40-х годов ХХ века. Некоторые исследователи  считают, что движущей силой ее возникновения  и развития стал конфликт новых мощных технологий и невозможность управления ими при помощи накопленного ранее управленческого опыта. Широкое применение и популяризация методов дисциплины считается заслугой знаменитой RAND Corporation, ставшей первой в мире «фабрикой мысли», теоретики и специалисты которой выполнили ряд основополагающих работ в этой области, а также практически применили системную методологию в Министерстве обороны и других ведомствах и компаниях США. Именно среди ее работ нужно искать первоисточники по таким методам, как моделирование систем, нелинейное и динамическое программирование, использование методов «Дельфи», «Монте-Карло», и т.д.

С позиции  управления производственными коллективами, особое значение приобретает «школа социальных систем» (конец XIX-60-e годы ХХ в.), которая рассматривает как комплексную систему, так и любую социальную организацию. Основными задачами анализа социальных систем являются мотивы поведения человека в обществе, выявление его целевой ориентации, система стимулов, личная власть, чувство своего соответствия занимаемому месту в социуме. В основе анализа социальных процессов лежат экономико-математические методы, теория игр, теория информации и т.д.

Однако  возникновение системного метода как  особого способа исследования многие относят ко времени Второй Мировой войны и наступившему мирному периоду. Тогда ученые столкнулись с проблемами комплексного характера, которые требовали учета взаимосвязи и взаимодействия многих факторов в рамках целого. Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного множества систем самого разнообразного конкретного содержания и общности, объединенных в единое целое — Вселенную.

В первую очередь теория систем связана с  именем А.А. Богданова. Он разработал основы теории строения систем и обосновал  общие закономерности их развития.

Когда при исследовании управленческих проблем стал применяться системный подход, сформировалось направление «эргология», изучающее организацию человеческой деятельности. К группе эргологических дисциплин относится праксиология. Она была задумана как теория совершенствования практической деятельности и представляет собой наиболее общую практическую науку, рассматривающую любую сферу деятельности человека и общества с точки зрения ее целесообразности и рациональности. Иногда практически отождествляется с тектологией, поскольку, согласно концепции Богданова, тектология должна руководить действием, а всякое действие, заключается в каком-либо организационном акте, в организации или разъединении предметов, находящихся в сфере действия.

Основные  положения системного подхода.

 Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство».

Можно выделить следующие составляющие системы:

- Внешнее окружение - вход, выход системы, связь с внешней средой и обратная связь

- Внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс влияния субъекта управления на объект, переработку входа системы в её выход и достижения целей системы.

Серьезной методологической проблемой является установление границ каждой системы. «Чтобы учесть все факторы, границу системы пришлось бы отодвинуть едва ли не в бесконечность. На деле, границы определяются видением объекта исследования.

Системный подход — направление методологии  исследования, в основе которого лежит  рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Основные  принципы системного подхода:

●целостность (система - единое целое);

●структуризация (наличие структуры взаимосвязанных элементов); ●иерархичность (подчинение в структуре);

●множественность (для анализа могут быть использованы различные модели).

Наиболее  последовательной реализацией системного подхода является системный анализ – всесторонний подход к принятию решений по различным проблемам в различных сферах человеческой деятельности.

Системный подход к управлению может применяться  на разных уровнях научной абстракции, методологического знания.

Таким образом, теория систем сама по себе еще  не говорит, какие же именно элементы системы особенно важны. Она только показывает, что целое состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и взаимодействует с внешней средой. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.

Системный подход – основа эффективности.

Словосочетание  «системный подход» в последнее  время очень распространено, особенно, когда речь идет об управлении. Но мало кто понимает, что оно обозначает, а тем более применяет его на практике. При описании системного подхода из-за слишком большого количества факторов, влияющих на состояние системы, в основном все сводится к интуиции. Т.е. вы должны на интуитивном уровне понимать какое действие следует предпринять в той или иной ситуации. При таком подходе объяснить, а тем более, научить кого-то использовать системный подход для нахождения и принятия нужных решений крайне затруднительно. 

Любая компания представляет собой систему. Поэтому для управления компанией необходимо понимать, что такое система, знать основные законы существования систем, уметь применять эти знания на практике. Только тогда управление будет эффективным. Именно системный подход, рассматривающий объект управления, как систему и позволяет управлять эффективно. Системный подход, как следует из названия, подходит к рассмотрению объекта исследования, как к системе. 

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных  элементов, удовлетворяющая нескольким условиям:

- система  имеет цель функционирования;

- связи  между элементами в системе  превосходят по силе связи  этих элементов с элементами, не входящими в систему;

- система  обладает эмерджентностью, т.е.  имеет свойства неприсущие ни  одному элементу системы в отдельности;

- система  имеет иерархичную структуру,  она состоит из элементов, которые  в свою очередь сами могут  быть подсистемами, и сама является  элементом внешней надсистемы. 

Системы окружают нас повсюду. Сам человек  является системой. Поэтому хотим мы того или нет, мы постоянно применяем системный подход в повседневной жизни, сами того не замечая. Чаще всего это происходит неосознанно, на автомате. И касается, в основном, простых вопросов. Т.к. вопросы несерьезные и не имеют принципиального значения, то решаются они незаметно для нас, на подсознательном уровне. Мы называем это интуицией. На самом деле это хорошее знание окружающих нас систем и их взаимодействия, благодаря постоянно обновляемому опыту. 

Когда мы сталкиваемся с серьезными проблемами, последствия от которых для нас очень важны, мы не можем рисковать и отдавать решения на откуп какому-то подсознанию, тем более, что не понимаем, как оно принимает решения. Поэтому, мы выбираем, как нам кажется, самый простой и правильный путь. Включаем анализ и пытаемся упростить ситуацию, разделяя проблему на много мелких частей, с тем, чтобы разрешать их поэтапно. Тем самым теряем взаимосвязь между частями. Отходим от системного подхода. И начинаем бороться со следствиями, вместо того, чтобы найти и устранить причины. 

Основной  вывод, который можно сделать  – системный подход подразумевает  переход от последовательного мышления к параллельному. 

Так как  все элементы системы связаны  между собой, то воздействие на один из элементов непременно отразится на остальных и на системе в целом. Поэтому в составленный план последовательных действий перед выполнением каждого следующего пункта необходимо вносить корректировки, иначе, без учета этих особенностей, срок исполнения плана существенно увеличится или и вовсе намеченные задачи останутся нерешенными. Что часто и происходит. 

Для достижения поставленных целей необходимо правильно  воздействовать сразу на все ключевые элементы, или уж, во всяком случае, учитывать их возможные изменения. Таким образом, вы гарантированно и достаточно быстро получите нужный результат. На первый взгляд, это довольно сложно. Но, как правило, набор всех негативных явлений имеет одну первопричину. Дело за малым – найти и устранить эту причину. Но вместо этого большинство людей даже не пытаются разобраться в ситуации, а упорно и, порой, самозабвенно борются со следствиями, находящимися на поверхности. Не удивительно, что многие руководители очень загружены работой и при этом мало что успевают. 

Системный подход в управлении – это методология, позволяющая находить решения, гарантированно дающие нужный и быстрый результат.

Системный подход в менеджменте - быстро развивающаяся  совокупность теоретических представлений  и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных проблем. Системный подход не только быстро адаптируется к новым вызовам теории и практики менеджмента, но и служит эвристикой и методологией, оценивающей теоретический и практический потенциал новых подходов в менеджменте. Разнообразие системных методов анализа организационных проблем делает актуальной задачу разработки методологии, анализа путей развития собственно системного подхода в менеджменте и выделения типов и классов организационных проблем, для которых наиболее эффективно применимы те или иные конкретные системные подходы. 

Сформулируем  аспекты актуальности проблемы становления  и развития системного подхода в  теории управления следующим образом.

Во-первых, актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента.

Во-вторых, существует реальная проблема адаптации  управленческих теорий к российской действительности с учетом специфики  этой действительности.

В-третьих, важная задача состоит в разработке методов и методик адаптации  системных подходов к существующим учебным курсам подготовки специалистов-управленцев.

В-четвертых, необходимо всемерно развивать усилия по укреплению в культуре в целом  системной идеологии, понимания  ценности системного анализа проблем  и тенденций развития действительности.

Разумеется, не все из перечисленных выше проблем  детально проанализированы в диссертации. Это невозможно уже вследствие того, что системный подход изначально носит мультидисциплинарный характер, сфера его применения поистине безбрежна, поэтому в каждой дисциплине, где применяется системный подход, существуют частные методологические проблемы, которые требуют не меньших исследовательских усилий для своего осмысления и анализа, чем и десятилетия назад. 

ПРИМЕНЕНИЕ  СИСТЕМНОГО ПОДХОДА  В УПРАВЛЕНИИ.

До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин. Обобщение информации позволяло разработать конкретные мероприятия, направленные на регулирование параметров качества продукции и координацию деятельности по повышению его уровня. 
На ряде предприятий и объединений создавались системы комплексного управления качеством. В числе таких систем отметим Саратовскую БИП (бездефектное изготовление продукции), Львовскую КС УПК (комплексная система управления качеством продукции), Краснодарскую КС УПЭП (комплексная система управления эффективностью производства), Днепропетровскую КС УКП и ЭИРС (комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов). Однако из рассмотрения проблемы обеспечения управления качеством почти полностью были исключены вопросы маркетинга и послепродажного обслуживания. 
Современный анализ применяемых ранее систем управления качеством продукции акцентирует внимание на использовании принципов системного подхода к управлению качеством продукции, полностью проявившихся в Комплексной системе управления качеством продукции. Отечественная система внесла существенный вклад в развитие системного подхода во всем мире. Процесс управления впервые был разделен на отдельные функции, в которые включалась и функция определения потребности. Разработанные стандарты впервые использовались как средство правового и информативного обеспечения функционирования КС УКП. 
Однако внедрение этих систем в практику предприятий для решения проблемы качества не привело к значительному повышению его уровня. Это объясняется тем, что монополизированный характер производства и погоня за увеличением объема выпуска продукции не позволяли резко повысить требования к качеству продукции без модернизации техники, замены оборудования, внедрения новых технологий и автоматизированных средств регулирования и контроля качества продукции. Созданный организационный механизм управления качеством на предприятиях не был ориентирован на потребителя продукции. Длительный срок внедрения достижений науки и техники, слабая материальная заинтересованность предприятий, отсутствие обратной связи потребителя с производителем резко снизили эффективность Комплексной системы управления качеством продукции. Вместе с тем сопоставление комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП), действующих на отечественных предприятиях, с положением Международной системы ИСО 9004 показывает, что они, хотя и базируются на общей методологии комплексного управления, имеют принципиальные отличия: 
1. Система КС УКП, главным образом, охватывала организацию производственной деятельности предприятия для достижения планового уровня качества, слабо связанного с запросами потребителя. Система качества, регламентированная МС ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание. 
2. В системах качества, регламентированных МС ИСО, прослеживается прямая взаимосвязь между программой обеспечения качества и экономическими результатами деятельности предприятия. В отечественных системах такая взаимосвязь практически отсутствовала. 
3. Система качества ИСО содержит такие отсутствующие в КС УКП элементы, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, организация учета и оценка затрат на качество. 

Информация о работе Место и роль системного подхода в управлении