Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа
ЦЕЛЬ исследования – изучить место и роль ТОС В современной России. ЗАДАЧИ исследования: 1. Рассмотреть политическую систему 2. Рассмотреть ТОС в политической системе России. 3. Ознакомиться с основами ТОС. 4. Рассмотреть Функции ТОС . 5. Определить задачи ТОС.
Несмотря на точное определение
понятия «территориальное общественное
самоуправление» в дальнейшем ТОС в Федеральном
законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», до настоящего времени многие
активисты ТОС, муниципальные деятели,
ученые спорят о сущности территориального
общественного самоуправления, относя
его то к институтам власти, в частности,
к одной из форм организации местного
самоуправления, то к общественным объединениям.
На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен
и может быть дан только на основе анализа
норм действующего законодательства.
Территориальное общественное самоуправление
не может быть отнесено к общественным
объединениям граждан, так как в этом случае
на него распространялись бы нормы законодательства
об общественных объединениях, и его организация
и деятельность не могли бы регулироваться
указанным выше Федеральным законом, законами
субъектов Российской Федерации и местными
нормативными актами. Не может быть признан
этот институт и властным, в том числе
и как одна из форм организации местного
самоуправления, так как Конституцией
Российской Федерации он в этом качестве
не назван. Наличие ТОС не является обязательным,
как наличие органов власти. Органы ТОС
не обладают властными функциями по отношению
к населению. Вместе с тем, территориальное
общественное самоуправление позволяет
участвовать всем заинтересованным гражданам
в решении отдельных вопросов местного
значения. То есть это тот пограничный
институт между общественным и властным,
который в любом государстве необходим
и без которого ни одна власть существовать
не может. Потому что это, с одной стороны,
воздействие снизу на власть, ее поддержка
и передача своих интересов этой власти,
с другой стороны, - это привлечение всех
граждан к тому, что делается: создание
для населения тех условий, при которых
оно может повлиять на принятие решений.
В условиях, когда провозглашен курс на
строительство в России гражданского
общества, территориальное общественное
самоуправление может стать механизмом
участия граждан в делах государства.
Таким образом, тема курсовой работы является
актуальной.
ОБЪЕКТ исследования – политическая система
Современной России. ПРЕДМЕТ исследования
– территориальное общественное самоуправление
(ТОС). ЦЕЛЬ исследования – изучить место
и роль ТОС В современной России. ЗАДАЧИ
исследования: 1. Рассмотреть политическую
систему 2. Рассмотреть ТОС в политической
системе России. 3. Ознакомиться с основами
ТОС. 4. Рассмотреть Функции ТОС . 5. Определить
задачи ТОС.
Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.
Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Для России с ее огромными
территориями, с множеством регионов,
значительно отличающихся друг от друга
по своим природным и
Характеристика Российской
Федерации в качестве правового
государства означает, что в организации
и деятельности государства превалируют
принципы права, а не мотивы политической
целесообразности. Правовое государство
"связано" правом, исходит из признания
неотчуждаемых (прирожденных) прав и
свобод человека и возложения на государство
обязанности соблюдать и
Понятие "республиканская
форма правления" характеризует
государство, в котором все высшие
органы государственной власти либо
избираются, либо формируются общенациональными
избранными представительными
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Такое разделение
единой государственной власти выражается,
прежде всего, в осуществлении каждой
из них самостоятельными, независимыми
друг от друга структурами
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".
Принцип разделения
властей, закрепленный в общей форме
статьей 10, реализуется и конкретизируется
в нормах Конституции, определяющих
статус Президента, Федерального Собрания,
Правительства и судов
Так, обособление
функции принятия законов и наделение
соответствующими полномочиями Федерального
Собрания (федеральные законы принимаются
Государственной Думой и
Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция-право усмотрения в рамках, определенных законом).
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.
В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.
Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством.
Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.
Местное самоуправление представляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.
Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.
Территориальное общественное самоуправление.
Под территориальным общественным
самоуправлением понимается самоорганизация
граждан по месту их жительства на
части территории поселения для
самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" значительно расширяет сферу правового регулирования организации и деятельности территориального общественного самоуправления на федеральном уровне и не содержит указания на законодательное регулирование территориального общественного самоуправления субъектами Федерации (ст. 27), также предусматривает, что территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом в соответствии с его уставом, а не в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным
общественным самоуправлением
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.