2. В Уставе ТОС могут предусматриваться
и иные положения, относящиеся
к деятельности территориального
общественного самоуправления, в
соответствии с действующим законодательством.
Г) Установление границы
деятельности территориального общественного
самоуправления
1. Территориальные границы деятельности
ТОС устанавливаются решением
Совета депутатов поселения по
предложению населения, проживающего
на части соответствующей территории,
с учетом исторических, культурных
и иных особенностей муниципального
образования или его части,
в виде описания границ и
схемы границ территории, на которой
осуществляется ТОС.
2. Орган ТОС оформляет предложения
населения по установлению границ
и направляет в Совет депутатов.
3. Совет депутатов сельского
поселения в двухмесячный срок
со дня поступления документов,
указанных в п. 2 настоящей статьи,
утверждает границы ТОС.
4. Границы территории, на которой
осуществляется территориальное
общественное самоуправление, устанавливаются
и изменяются в порядке предусмотренном
настоящим Положением.
5. Изменение границ территорий
ТОС может осуществляться в
результате:
а) изменения территории, на которой оно
осуществляется;
б) объединения территориальных общественных
самоуправлений;
в) разделения территориального общественного
самоуправления.
6. Вопрос об объединении территориальных
общественных самоуправлений, граничащих
между собой, решается отдельно
на собрании (конференции) граждан
каждого из объединяющихся территориальных
общественных самоуправлений. Одновременно
на указанных собраниях (конференциях)
граждан принимается предложение населения
по границам территории вновь создаваемого
территориального общественного самоуправления.
7. Вопрос о разделении территориального
общественного самоуправления решается
на собрании (конференции) граждан
ТОС, по инициативе граждан
отделяемой территории. На указанном
собрании (конференции) граждан принимается
предложение населения по границам
территорий территориальных общественных
самоуправлений.
8. Новые границы территории, на
которой осуществляется территориальное
общественное самоуправление, устанавливаются
решением Совета депутатов поселения,
в порядке, предусмотренном настоящим
Положением, и закрепляются в
Уставе территориального общественного
самоуправления.
Д) Регистрация устава
территориального общественного самоуправления
1. ТОС считается учрежденным
с момента регистрации устава
главой администрации поселения.
2. Для регистрации Устава ТОС
в администрации поселения орган
ТОС в течение 30 дней с момента
установления Советом депутатов
поселения границ территории, в
пределах которых осуществляет
свою деятельность ТОС.
3. О регистрации Устава ТОС или об отказе
в его регистрации органами местного самоуправления
принимается мотивированное решение,
копия которого направляется председателю
органа ТОС. Председатель органа ТОС обязан
известить жителей соответствующей территории
о регистрации (отказе в регистрации) Устава
ТОС.
4. В регистрации Устава ТОС
может быть отказано .
5. Отказ в регистрации может
быть обжалован в судебном
порядке.
6. Изменения и дополнения в
Устав территориального общественного
самоуправления подлежат регистрации
в том же порядке и в те
же сроки, что и регистрация
устава территориального общественного
самоуправления.
Е) Государственная
регистрация территориального общественного
самоуправления.
1. ТОС в соответствии с федеральным
законодательством и Уставом
ТОС может являться юридическим
лицом и подлежит государственной
регистрации в организационно-правовой
форме некоммерческой организации
в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Экономические основы ТОС.
Органы территориального
общественного самоуправления населения
самостоятельно используют имеющиеся
в их распоряжении финансовые ресурсы
в соответствии с уставными целями
и программами социально-экономического
развития соответствующих территорий
Органам территориального общественного
самоуправления населения предоставлялось
право:
создавать в установленном
порядке предприятия и организации, удовлетворяющие
потребности населения в товарах и услугах;
выступать заказчиком на выполнение
работ по благоустройству территории
и коммунальному обслуживанию населения,
строительству и ремонту жилищного фонда,
объектов социальной инфраструктуры с
использованием предусмотренных на их
выполнение средств местного бюджета
и собственных финансовых ресурсов;
кооперировать на добровольной
основе средства населения, предприятий,
учреждений и организаций для
финансирования целевых социальных
программ;
участвовать собственными ресурсами
в создании и деятельности финансово-кредитных
учреждений на акционерной или паевой
основе;
организовывать иную экономическую
деятельность, не запрещенную законодательством,
с целью удовлетворения социально-экономических
потребностей населения;
определять в соответствии
со своим положением (уставом) штаты
и порядок оплаты труда работников.
создание за счет собственных
средств, добровольных взносов и
пожертвований населения, юридических
лиц, общественных объединений объекты
коммунально-бытового и социально-культурного
назначения, обеспечивать их содержание
и эксплуатацию.
учреждение в установленном
законодательством порядке предприятия;
заключение договоров
с юридическими лицами, связанные
с их участием в решении социально-экономических
задач на данной территории.
2.2 Задачи и
функции ТОС.
Задачами территориального
общественного самоуправления являются
обусловленные природой местного самоуправления
коренные начала и идеи, лежащие в основе
организации и деятельности населения,
формируемых им органов ТОС в решении
вопросов местного значения.
Территориальное общественное
самоуправление осуществляет следующие
задачи.
1. Широкого и активного
участия населения и их объединений
в выработке, принятии и реализации
решений по вопросам развития своей территории.
2. Самостоятельности, предусматривающей
создание органов ТОС населением,
а также определении финансовых
источников их деятельности.
3. Выборности органов
ТОС, их подконтрольности и
подотчетности населению.
4. Открытости и публичности
деятельности органов ТОС, учета
ими общественного мнения.
5. Законности деятельности
ТОС.
6. Сочетании территориальных
и местных интересов с региональными
и государственными интересами.
7. Защиты прав и интересов
населения территории.
К функциям территориального
общественного самоуправления относятся
основные направления их деятельности,
а именно:
1. Обеспечение участия
жителей территории в решении
вопросов местного значения.
2. Использование муниципальной
собственности (в том числе,
аренда нежилых муниципальных
помещений) при передаче ее
в пользование на правах хозяйственного
ведения муниципальному унитарному
предприятию или на правах
оперативного управления учреждению
в случаях, когда это затрагивает
интересы граждан территории
действия ОТОСа.
3. Прием выполненных работ
по благоустройству и озеленению
территорий, ремонту и реконструкции
жилого фонда, объектов социальной
инфраструктуры, жилищно-коммунального
хозяйства, дорог и тротуаров,
расположенных на территории
действия ОТОСа.
4. Формирование промышленных,
рекреационных и других функциональных
зон и объектов, использование
природных ресурсов, охрана историко-культурного
наследия и окружающей среды;
5. Приватизация объектов
бытового обслуживания населения
и торговых предприятий территории
действия ОТОСа.
6. Застройка муниципальных
земельных участков в пределах
территории действия ОТОСа, возведение
на них зданий и сооружений,
осуществление перестройки или
сноса строений, кроме случаев
застройки земельного участка
в соответствии с генеральным
планом и проектами планировки
и застройки, предоставления (передачи)
земельных участков гражданам.
7. Представление земельных
участков и находящегося на
них недвижимого имущества другим
юридическим лицам в постоянное
и срочное пользование, в том
числе и аренду.
8. Порядок использования
гражданами и юридическими лицами
земельных участков общего пользования:
территории, на которых расположены
внутриквартальные и дворовые
спортивные сооружения, зоны отдыха
и зеленые насаждения, автостоянки,
мусоросборники, хозяйственные пристройки,
гаражи, места выгула домашних
животных и птиц.
9. Участие в поддержании
правопорядка на соответствующей
территории.
10. Другие решения, затрагивающие
интересы граждан соответствующей
территории и уставные полномочия
ОТОСа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания данной
курсовой работы можно сделать следующие
выводы о ряде общих проблем территориального
общественного самоуправления, которые
вызваны отсутствием научного, системного
и реалистичного подходов к организации
и деятельности ТОС:
- неоднозначность порядка организации субъектов ТОС и выборов их исполнительных органов; в каких случаях создания субъектов ТОС (по инициативе граждан, администраций, уличных, дворовых комитетов, общественных объединений) и при какой форме создания исполнительных органов ТОС (путем выборов на конференциях представителей граждан, назначением администрацией, формированием из председателей дворовых, уличных комитетов) более эффективна их деятельность и обеспечивается участие граждан в ТОС, кто (администрации, отделы юстиции субъектов РФ) регистрирует и в каком порядке субъекты ТОС в случае наделения их статусом юридического лица;
- нечеткое определение места субъектов ТОС в системе местного самоуправления: каков круг полномочий, которые могут действительно реализовать ОТОСы самостоятельно или совместно с администрациями, каковы их взаимоотношения с местными администрациями, их службами и органами государственной власти в решении общих вопросов, касающихся жителей территории (полная подчиненность администрациям, полная независимость от них или взаимное ответственное партнерство с администрациями в решении проблем территорий);
- неопределенность относительно источников финансовых ресурсов субъектов TOC, каково должно быть бюджетное финансирование ОТОСов (постоянное, непостоянное, на конкурсной основе) и каково их участие в контроле за выполнением доходной и расходной частей бюджета, каким образом организуется предпринимательская деятельность ОТОСов, какие другие источники финансирования могут иметь ОТОСы (от пожертвований, внебюджетных фондов, штрафных санкций, узаконенных сборов с юридических и физических лиц);
- неполнота и неоднозначность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих такие вопросы организации и деятельности субъектов ТОС, как порядок их организации и выборов их исполнительных органов, организационно-правовая форма субъектов ТОС, механизмы определение уставных полномочий и передачи полномочий органами местного самоуправления субъектам ТОС, учет мнения граждан при решении вопросов в области экономических, земельных, социальных и экологических отношений, информированность граждан и ОТОСов о решениях органов МСУ, механизм финансирования субъектов ТОС, статус должностных лиц и служащих ОТОСов и гарантии осуществления их деятельности (подобные акты отсутствуют для сельских поселений, национальных поселений, закрытых территориальных образований и территориальных образований переселенцев);
- слабый контроль ОТОСов за деятельностью структур ЖКХ;
- малая активность ОТОСов в вопросах охраны окружающей среды;
- слабое взаимодействие ОТОСов с органами социальной защиты;
- недооценка возможностей ОТОСов в организации различного вида образовательных учреждений, дополнительного образования детей (центры, клубы, студии, станции, лагеря, кружки), молодежных центров по месту жительства и центров общения (в библиотеках, школах, клубах);
Территориальное общественное
самоуправление, представляя собой
самый серьезный в настоящее
время резерв развития демократии и
реального вовлечения в управление
общественными процессами миллионов
граждан,
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993. – 36 с.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – № 202
(3316). – 8 октября 2003 г.
- C:\Documents and Settings\Семья\ Социальная активность \ Социологическая информация.htm.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Наука, 1991. – 165 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. – 416 с.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Прогресс-Политика, 1992. – 608 с.
- Баталов Э.А. Гражданское общество // Народный депутат. – 1992 .- № 6 – С. 93-99.
- Беляева Н.Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социс. - № 11. – 1995. – С. 109 -114.
- Бокий М.А. и др. Опросы в городе и для города. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. – 146 с.
- Бородкин Ф.М. Третий сектор в социальном государстве и местное самоуправление. – Новосибирск: Сиб-Ново-Центр, 1997. – 72 с.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психологического развития человека. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
- Быстренко В.И. Азбука самодеятельности: социальные, исторические и правовые страницы. – Новосибирск: НГУ, 2001. – 256 с.
- Власов П.В. История благотворительности в России. – М.: Полигран,
1994. – 212 с.
- Гаджиев К.Л. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - № 9. – С. 5-18.
- Деев Н.Н Самодеятельные инициативные объединения в системе социалистической демократии // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. – М.: ИГПАН, 1988. – С.40-48.
- Добреньков В.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.
- Дюк А.В. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований. – Обнинск: Институт муниципального управления,
2003. – 84 с.
- Золотухин А.В. Формы проявления социальной активности населения на местном уровне. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. – 28 с.
- Зотов В.Б. Система муниципального управления. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 624с.
- Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций.
- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. – 432 с.
- Интернет-интервью с Председателем Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Л.Ю. Рокецким «Проблемы реформирования местного самоуправления».
- Карпов Л.А. Россия и правовое государство // Свободная мысль. – 1992. - № 9. – С. 21-26.
- Кенни С. Демократия и организации, занимающиеся вопросами социального обеспечения. М.: Благотворительный гуманитарный фонд им. П.А. Флоренского, 1999. – 92 с.