Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 22:28, контрольная работа
Оценка персонала по методу 360 градусов является достаточно популярной методикой и завоевывает все больше поклонников. Одной из причин популярности этого метода является то, что директор (менеджер) по персоналу "перекладывает" обязанность оценки профессионализма, деловых качеств, коммуникативных качеств и т.д. на своих же коллег, компетенция которых по данным аспектам оценки намного выше (действительно, как оценить профессиональный уровень, скажем конструктора, HR-директору?).
«Управление персоналом»
на тему:
Метод оценки
«360 градусов»
Студентка 732 группы 3 курса
дневного отделения
Калабанова Ю.А.
Проверил:
Совцов
В.И.
Санкт-Петербург
Пушкин
2011
Введение
Оценка персонала по методу 360 градусов является достаточно популярной методикой и завоевывает все больше поклонников. Одной из причин популярности этого метода является то, что директор (менеджер) по персоналу "перекладывает" обязанность оценки профессионализма, деловых качеств, коммуникативных качеств и т.д. на своих же коллег, компетенция которых по данным аспектам оценки намного выше (действительно, как оценить профессиональный уровень, скажем конструктора, HR-директору?). Сам процесс оценки также перекладывается на плечи самих работников, что существенно сокращает время проведения оценки.
Но, несмотря на все положительные стороны, в системе оценки персонала методом 360 градусов присутствуют и очевидные недостатки. Рассмотрим их подробнее.
Оценка 360 градусов — это оценка компетенций сотрудника руководителем, подчиненными, коллегами, клиентами (внешними и внутренними), поставщиками, самим сотрудником.
Впервые метод 360 градусов был предложен Питером Уордом в 1987 году. Первое определение, которое он дал этому методу: Оценка 360 градусов это — систематический сбор информации о работе индивидуума (или группы), получаемой от некоторого числа лиц, заинтересованных в его работе, и обратная связь по ней. По замыслу автора метода сфера его применения может быть очень широка:
Метод
360 градусов используется как самостоятельно,
так и как дополнительный метод
к другим оценочным процедурам.
Метод 360 градусов применяется:
По результатам оценки 360 градусов можно сделать выводы:
Не используется напрямую для разработки
системы оплаты труда и начисления премий
(т. к. методика может выявлять только личностные
качества и не подходит для определения
квалификации специалистов и стоимости,
которую они приносят компании).
Основные условия
необходимые для успешного
проведения оценки 360
градусов:
предварительная разъяснительная работа с сотрудниками о целях оценки (цель должна быть сформулирована перед началом оценки и донесена до сотрудников, информированность снизит стресс от проводимой оценки и позволит получать более объективные данные);
Преимущества метода:
моделирование
критериев оценки под требования
корпоративных стандартов (в качестве
критериев выступают
Недостатки метода
У каждого метода есть свои границы применения, это обязательно нужно учитывать при выборе метода оценки. Итак, недостатки метода 360 градусов:
Для
решения этой проблемы можно привлекать
внешние организации, которые занимаются
сбором информации и предоставлением
результатов оценки. Либо продумать методику
сбора данных в организации, в которой
учитывается принцип конфиденциальности.
Все чаще сейчас используются автоматизированные
системы оценки персонала, благодаря которым
значительно облегчается процесс собора
и обработки информации.
Cложно получить откровенную
информацию коллег в
оценке (особенно мнение
подчиненных о руководителе);
Как
правило, подчиненные высоко оценивают
своих руководителей, даже не смотря
на то, что четко соблюдается принцип
конфиденциальности. Исправить эту ситуацию
можно с помощью веса оценки подчиненных.
Снизив вес оценки подчиненных по отношению
к весам оценок руководителя или коллег,
можно серьезно скорректировать итоговый
результат.
Cтрессовое воздействие на сотрудника;
Снизить
стрессовое воздействие на сотрудника
можно грамотным PR-ом мероприятия. Необходимо
донести до сотрудника цель оценки и характер
использования результатов оценки.
Трудоемкость в обработке результатов.
Эта проблема сейчас решается с помощью автоматизированных систем оценки. На российском рынке представлено несколько производителей таких систем. Как правило, они имеют базовые функции по сбору и обработке результатов, отчеты и представление результатов, которые требуются для конкретной организации, дописываются разработчиками программы, или силами IT отдела организации.
Как и любой метод, оценка 360 градусов имеет свои преимущества и недостатки. Правильное использование метода позволит получать более достоверные результаты и на их основе принимать правильные управленческие решения.
Пример применения метода «360 градусов»
Для
оценки уже работающих руководителей
на вышестоящие позиции обычно проводится
диагностика 360 градусов. Это специально
организованная процедура анкетирования
вышестоящего руководителя, кандидата
в резерв, его коллег и подчиненных.
На графике приведен пример сравнительного
анализа эффективности деятельности руководителей
одной из Российских компаний. Под показателем
эффективности понималась среднеарифметическая
оценка по всем вопросам и анкетам вышестоящего
руководителя, коллеги подчиненных.
Анкеты содержали в себе поведенческие
индикаторы, характеризующие профессионализм,
организаторские навыки и профессионально
важные личностные качества руководителя
(около 50 пунктов).
Вот некоторые из таких индикаторов:
- инициативность, выступление с конкретными предложениями;
- полнота реализации поставленных целей;
- работоспособность, способность плодотворно трудиться в течение всего рабочего времени;
- умение создавать деловую обстановку в коллективе;
- умение влиять на благоприятный климат в коллективе;
- способность планировать свой труд, рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном;
- стремление совершенствовать методы работы, умение внедрять инновации;
- умение разбираться в людях, распределять между ними задания с учетом личных возможностей;
- способность не сковывать инициативу других, делегировать полномочия;
- умение осуществлять взаимодействие с другими подразделениями компании;
- инициирование и управление изменениями с учетом долгосрочных целей;
- умение правильно строить взаимоотношения с окружающими;
- правильное использование имеющихся ресурсов, умение учитывать затраты и издержки;
- готовность и способность передавать свой опыт;
Использовалась следующая система оценок: