Методы менеджмента в обеспечении устойчивого положения фирм на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание

Основными задачами работы является, во-первых, изучение видов финансового анализа, во-вторых, необходимо рассмотреть основные методы обеспечения финансовой устойчивости.
Цель и задачи работы обуславливают следующую структуру работы: в первой главе будут рассмотрены сущность и назначение финансового анализа, а так же методы анализа финансовой устойчивости предприятия. Вторая глава будет посвящена изучению методов обеспечения финансовой устойчивости (финансовому планированию, управлению выручкой от реализации и инвестиционной деятельности предприятия).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Финансовый анализ и финансовая устойчивость предприятия...........4 1.1. Сущность и назначение финансового анализа……………………………..4
1.2. Методы и виды анализа финансовой устойчивости предприятия………..5
Глава 2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости………...14
2.1. Методы финансового планирования……………………………………....14
2.2. Управление выручкой от реализации……………………………………...16
2.3. Инвестиционная деятельность…………………………………………… 19
Глава 3.………………………………………………..............................……….29
Заключение…………………………………………………………….………....23
Литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

методы устойчивости.docx

— 45.82 Кб (Скачать документ)

Ликвидность баланса выражается в степени  покрытия обязательств предприятия  его активами, срок превращения которых  в деньги соответствует сроку  погашения обязательств.

 К  наиболее ликвидным активам (А-1) относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. К быстрореализуемым (А-2) - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. К медленно реализуемым активам   (А-3) относятся следующие строки бухгалтерского баланса: запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы. Внеоборотные  активы относятся к трудно реализуемым (А-4).

           Пассивы группируются следующим  образом. К наиболее срочным  обязательствам (П-1) относится кредиторская задолженность. Краткосрочные обязательства (П-2) включают в себя займы и кредиты, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов и прочие краткосрочные обязательства. Долгосрочные обязательства (П-3) включают в себя итог по разделу долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов. Собственные средства (П-4) - это итог по разделу капитал и резервы.

         Бухгалтерский баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдаются следующие соотношения (неравенства):

А-1>=П-1

А-2>=П-2;

А-3>=П-3;

А-4=<П-4.

 

Минимально необходимым условием для признания структуры баланса

удовлетворительной является соблюдение неравенства А-4<П-4. Второе и третье неравенство означает, что быстрореализуемые и медленно реализуемые активы превышают краткосрочные и долгосрочные обязательства. Соблюдение четвертого неравенства означает, что величина собственного капитала больше стоимости труднореализуемых активов. Иначе говоря, собственных средств достаточно не только для формирования внеоборотных активов, но и для покрытия потребности в оборотных активах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости.

 

2.1. Методы финансового планирования

Управлять – значит предвидеть, то есть прогнозировать и планировать события. Поэтому  важнейшим элементом предпринимательской  деятельности является планирование.

Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны деятельности предприятия: оно обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия.

Финансовое планирование на предприятии  взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели.

В процессе составления проекта  финансового плана осуществляется критический подход к показателям производственного плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала предприятия, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции.

В рыночной экономике внутрифирменное планирование не носит директивного характера. Основной целью является обеспечение оптимальных  возможностей для успешной хозяйственной  деятельности.

        Традиционной формой финансового  плана является баланс доходов  и расходов. Внутрифирменное планирование  состоит из ряда этапов:

  • анализ финансовой ситуации и проблем
  • прогнозирование будущих финансовых условий
  • постановка финансовых задач
  • выбор оптимального варианта
  • составление финансового плана
  • корректировка, увязка и конкретизация финансового плана
  • выполнение финансового плана
  • анализ и контроль выполнения.        

Анализ  ситуаций и проблем заключается  в изучении фактических данных за отчетный и прошедший период.

Прогнозирование будущих условий необходимо для  определения внутренней и внешней  среды, в которой будет работать предприятие.

Постановка  финансовых задач заключается в  определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния предприятия  рассматривается несколько вариантов  ситуаций, в которых может оказаться  предприятие.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового  плана состоят в состыковке показателей  финансового плана с производственными, инвестиционными, коммерческими и  сбытовыми планами предприятия  для того, чтобы увязать конкретные сроки их исполнения.

Анализ  и контроль заключаются в определении  конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставление этих показателей  с плановыми и разработка мероприятий  по устранению негативных явлений.

         Процесс составления финансового  плана заключается в расчете  его показателей, для этого  используются различные приемы  и способы расчета:

  • расчетно-аналитический метод
  • балансовый метод
  • нормативный метод
  • метод оптимизации плановых решений
  • экономико-математическое моделирование.

           Наиболее  часто используемым методом является  расчетно-аналитический. При использовании  этого способа финансовые показатели  рассчитываются на основе достигнутых  показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных  оценок развития в плановом  периоде. Применяется в основном  для расчета плановых показателей  и объемов выручки, доходов,  прибыли, фондов потребления и  накопления  предприятия.

Балансовый  метод применяется при планировании  распределения полученных финансовых средств. Суть метода состоит в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании.

Нормативный метод используется при наличии  установленных норм и нормативов, с которыми работает предприятие (нормы  амортизационных отчислений, налоговые  ставки  и т.д.).

Метод оптимизации  плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей  и в выборе из них оптимального.

Экономико-математическое моделирование используется при  прогнозировании на срок не менее  пяти лет.

         

2.2. Управление выручкой  от реализации.

Размеры прибыли и уровень  рентабельности — главный критерий оценки эффективности предпринимательской деятельности. Количественно решающая часть прибыли является результатом реализации продукции (работ, услуг). Прибыль в составе выручки от реализации зависит от двух факторов: объема реализованной продукции и затрат на ее производство и реализацию. В случае изменения цен на реализованную продукцию вступает в действие третий фактор — ценовой.

Таким образом, сама выручка  от реализации формируется под влиянием объема реализации в натуральных измерителях и цены единицы реализуемой продукции. Однако не все виды деятельности могут быть оценены исходя из данных в расчете на единицу продукции. Поэтому целесообразно проводить анализ и оценку на весь объем реализации, тогда применяемые методы являются универсальными.

При проведении финансового анализа, для того, чтобы сделать правильный вывод, необходимо помнить, что в  различных ситуациях оценка факторов, влияющих на  рентабельность продаж, может быть многовариантной. Например, ситуация, когда выручка от реализации растет, а себестоимость реализованной продукции не меняется, возможна только при условии, что выручка увеличивается исключительно за счет повышения цен. Если растут натуральные объемы, это, как правило, неизбежно сопровождается повышением материальных и некоторых других затрат, связанных с вложениями в дополнительные объемы продукции (работ, услуг). Кроме того, по тем же причинам могут увеличиваться и коммерческие расходы, зависящие от объема сбыта.

В этой связи важно сгруппировать  затраты на производство и реализацию продукции не только так, как это сделано в "Отчете о финансовых результатах" (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы), но и по признаку их зависимости или независимости от изменения объема реализации. Все затраты по этому признаку делятся на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, сумма которых не изменяется при изменении объема реализации. К ним относятся: амортизация основных фондов, амортизация нематериальных активов, арендная плата, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расходы по содержанию зданий, помещений, некоторые виды услуг сторонних организаций, отчисления в ремонтный фонд, отчисления на обязательное страхование имущества, оплата труда работников, занятых управлением и организацией производства и другие аналогичные виды затрат.

     Переменные  затраты — это затраты, сумма  которых изменяется пропорционально изменению объема производства и реализации. К ним относятся расходы на сырье и материалы, расходы на оплату труда рабочих-сдельщиков (иногда — и повременщиков), затраты на топливо, газ и электроэнергию для производственных целей (в некоторых случаях они могут быть постоянными).

Налоги, включаемые в себестоимость  продукции, могут носить 
характер или постоянных, или переменных. Если объектом обложения является выручка от реализации, то налоги можно рассматривать как часть переменных затрат. Другие объекты налогообложения, не зависящие от динамики выручки от реализации - постоянные затраты.

Постоянные и переменные затраты называют еще условно-постоянными и условно-переменными. Условность состоит в том, что в разных ситуациях виды затрат, которые мы перечислили как постоянные, могут стать переменными, и наоборот.

Например, существенный рост объема производства и реализации может вызвать необходимость в расширении производственных помещений, увеличении стоимости оборудования, а, следовательно, и роста стоимости всего имущества. Тогда амортизация основных фондов, арендная плата, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отчисления на обязательное страхование имущества становятся переменными затратами. Увеличение объема производства и реализации может вызвать потребность в дополнительной численности управленческого персонала. Тогда оплата труда работников, занятых управлением и организацией производства, становится переменным расходом.

Наоборот, увеличение объема производства и реализации может  не вызвать роста затрат на сырье и материалы, если одновременно с ростом производства начинают применяться более экономичные материалы или если по каким-то причинам предприятию удается приобретать сырье по более низким ценам. Тогда затраты на сырье и материалы перестают носить характер переменных затрат. Затраты на топливо и электроэнергию, если это затраты на отопление и освещение производственных помещений, тоже могут быть постоянными при условии, что в тех же производственных помещениях выпускается больший объем продукции.

Таким образом, абсолютно  пригодного для всех предприятий  и всех ситуаций перечня постоянных и переменных затрат не существует. Но в каждом конкретном случае группировка затрат на постоянные и переменные возможна и необходима. Необходимость такой группировки затрат вызывается тем, что без нее невозможно правильно спрогнозировать финансовые последствия роста объема производства и реализации, выбрать предпочтительный вариант.

 

2.3. Инвестиционная деятельность.

 

         Еще одним способом обеспечения  финансовой устойчивости и роста  предприятия являются инвестиции.

    В настоящее время  одним из самых развитых видов  инвестиций являются инвестиции  в  ценные бумаги. Ценные бумаги — это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, его выпустившему (эмитенту) и несущему по нему обязательства. Из ценных бумаг, имеющих хождение на территории России, стоит выделить акции, долговые ценные бумаги, финансовые фьючерсы, коммерческие бумаги (чеки, закладные, залоговые свидетельства и др.). На российском фондовом рынке, как биржевом, так и внебиржевом, обращаются также простые и переводные векселя, облигации внутреннего валютного займа, жилищные сертификаты и разнообразные производные ценные бумаги — финансовые фьючерсы, опционы, варранты.

   Первым этапом  в решении вопроса о потенциальных  инвестициях в ценные бумаги для предприятия является изучение информации о ценных бумагах, представленных на финансовом рынке. При этом нужно исследовать статистическую информацию (курсовая стоимость, объем сделок, размер дивидендов, доходность). Кроме того, необходимо изучить аналитическую информацию (аналитические обзоры и оценки, рекомендации инвесторов), нормативную информацию (законодательные и нормативные акты, регулирующие выпуск и обращение ценных бумаг).

При формировании портфеля (совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей) ценных бумаг перед инвестором встает задача его оптимизации, с одной стороны, и обеспечения надежности и минимального риска — с другой. Естественно, что достижение всех названных целей будет зависеть от структуры портфеля. На основе структуры портфеля выделяют различные типы портфелей ценных бумаг. Портфели роста ориентированы на акции, быстро растущие на рынке курсовой стоимости. Для инвестора они дают возможность в относительно короткие сроки наращивать капитал. В данном случае ориентация идет на получение высоких текущих доходов. Рисковые портфели, как правило, состоят из ценных бумаг растущих компаний и предприятий, реализующих стратегию быстрого расширения, например, на базе новой технологии или выпуска новой продукции. Сбалансированные портфели обычно включают и быстрорастущие, и высокодоходные ценные бумаги, а в некоторых случаях и рисковые. Специализированные портфели создаются по частным критериям (вид риска, вид ценной бумаги, отраслевая принадлежность и т. д.). Портфели краткосрочных фондов состоят из краткосрочных ценных бумаг, обращающихся на рынке, среднесрочных и долгосрочных фондов соответствующих бумаг (в основном облигаций, в том числе государственных). Отраслевые портфели обычно ориентированы на взаимосвязанные отрасли, региональные — на регионы.

Информация о работе Методы менеджмента в обеспечении устойчивого положения фирм на рынке