Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:19, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение эффективности менеджмента на Российских предприятиях. Это можно достичь решением следующих задач
* Эффективного введения инноваций.
* Внедрение современных методов оценки эффективности менеджмента.
* Контроль над эффективностью менеджмента.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Сущность, понятие эффективности менеджмента
1. Сущность, понятие эффективности менеджмента…………………..…........5
2.Рыночная эффективность....……………………………………………............9
3.Внутренняя эффективность..………….………………………………………10
Глава 2. Методы оценки эффективности менеджмента…..……………….….12
1.Оценка бизнеса и VBM…………………………………………………..……12
2.Финансовая «ветвь» VBM……………………………………………….........18
3. Метод экономической добавленной стоимости (EVAТМ)…………….........18
4. Метод добавленной стоимости потока денежных средств (CVA)……..22
Глава 3. Эффективность на Российских предприятиях
1.Возможности российских предприятий………………………………..…….23
2.Есть ли альтернатива? …………………………………………………..…….26
3.Как развивать управление на российских предприятиях……………..…….27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………....32
Когда потребитель воспринимается абстрактно, например как сегмент рынка, трудно поставить себя на его место. В этом случае стремление предоставить качественную услугу обращено внутрь организации, к людям в ближайшем окружении. Их присутствие рассматривается как нечто должное, и деятельность внутри организации процветает, потому что охватывает сотрудников той же компании. Когда речь идет о рыночной (внешней), эффективности, имеется в виду, как уже сказано выше, насколько полно удовлетворяются запросы потребителей по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. Потребители могут, например, выбрать предлагаемый конкурентом аналогичный товар, то есть иной товар, удовлетворяющий ту же потребность. Поэтому изучение конкурентных позиций — важная часть анализа, необходимого для определения рыночной эффективности.
Существует
тесная взаимосвязь между
3.
Внутренняя эффективность
Внутренняя
эффективность показывает, каким
образом удовлетворение определенных
потребностей сказывается на динамике
собственных целей организации и отдельных
групп ее участников. Наиболее важными
считаются цели увеличения объема продаж,
прибыли и доли на рынке. Самый распространенный
критерий роста фирмы — показатель максимизации
объема продаж, поскольку он отвечает
разным устремлениям: для потребителей
означает повышение уровня удовлетворения
их запросов, для руководства компании
— повышение корпоративной доли рынка
и престижа, для менеджеров и рабочих —
увеличение количества должностей для
служебного продвижения, рабочих мест
и заработков. В то же время применение
анализируемого критерия эффективности
предполагает наличие обширной информации
о характере кривой спроса на продукцию
фирмы в длительной перспективе. Само
понятие «длительная кривая спроса» теоретически
не бесспорно в том смысле, что требует
«замораживания» многих переменных на
долгосрочный период. [8; 60]
Глава 2. Методы оценки эффективности менеджмента
1. Оценка бизнеса и VBM
Ведущими западными фирмами в области управленческого консалтинга активно используются на практике и развиваются методы менеджмента, которые среди важнейших критериев успешности управленческой деятельности на разных ее уровнях рассматривают достижение возможно большей рыночной добавленной стоимости предприятия или его отдельных подразделений. Указанный подход получил название менеджмента, основанного на управлении стоимостью, или VBM-менеджмента (VBM — Value Based Management). Цель данной работы заключается в сборе и обобщении материалов по VBM-методам оценки и управления. [10; 75]Несмотря на то, что неотъемлемой составной частью VBM-подхода является измерение стоимости компании, он принципиально отличается от традиционных методов оценки бизнеса, смысл которых и условия применения напоминаются на рисунке 1. Последние в большинстве своем дают «точечный» во времени результат, изолированы, выхвачены из общего контекста управления и процесса достижения конечной цели, не предполагают его мониторинга.
Рис. 1. Традиционные методы оценки бизнеса
Ни
одна из 25 целей традиционной оценки
бизнеса (приватизация, налог на имущество,
кредит и т.п.) не предусматривает прямого
и систематического применения стоящих
за ней методов для оперативного или
стратегического управления предприятием.
Рис. 2. Эволюция финансовых показателей в оценке эффективности управления
Нет необходимости пояснять, что управление предполагает создание положительных денежных потоков, а они, находясь в ведении бухгалтеров-экономистов, требуют управления. На стыке функций менеджмента и финансов возник финансовый менеджмент. VBM-подход относится к продвинутому (Advanced) финансовому менеджменту. В зависимости от значимости финансовых показателей в нем выделяются две группы методов. Финансовый уклон характерен для экономической добавленной стоимости (EVA), добавленной стоимости акционерного капитала (SVA), доходности инвестиций на основе потока денежных средств (CFROI), добавленной стоимости потока денежных средств (CVA), опционного ценообразования (OPM) и некоторых других. Однако, как отмечается в некоторых работах, рекомендации аналитиков примерно на 30% исходят из нефинансовых критериев — принимая во внимание качество менеджмента, его способность реализовывать выбранную стратегию. Указанные особенности, наряду с финансовыми показателями, позволяют учесть в большей степени приближенный к управленческому мышлению метод сбалансированной системы показателей BSC (Balanced Scorecard) (рис. 4).
Рис. 3. Показатели эффективности управления
По
своей сути первая группа VBM-методов
базируется на объединении традиционных
моделей Дюпона и дисконтированного денежного
потока DCF. Методы различаются главным
образом вариантами расчета затрат капитала,
получением результата в абсолютных или
процентных величинах. От системы Дюпона
взята идея представления результирующего
финансового показателя, например доходности
совокупных активов ROA,
в виде многоярусного дерева взаимосвязанных
параметров — подлежащих управлению и
контролю показателей, определяющих поток
денежных средств (рис. 5). Некоторым исключением
из сказанного выступает модель оценки
на основе опционов, соответствующие пояснения
к которой будут даны ниже. [12; 165] Так,
ROA «расщепляется» на рентабельность
и оборачиваемость активов, которые далее
детализируются до отдельных факторов
стоимости более низких уровней. Таким
образом, каждому уровню менеджмента соответствуют
свой набор коэффициентов и пределы их
изменения за определенный период. Однако
простое выявление факторов стоимости
не обеспечивает решения задачи тотального
управления деньгами - необходимо их увязать
с показателями, на основании которых
принимаются функциональные и оперативные
решения на всех уровнях управления (рис.
6).
Рис. 4. Классификация методов VBM
Модель DCF вносит в VBM фактор будущих, а не прошлых денежных поступлений предприятия, а также позволяет учесть связанные с неопределенностью деятельности риски. Несмотря на некоторую умозрительность такого источника расчетных данных, каким являются «ожидания инвесторов», в исследованиях ряда западных авторов прослежена высокая корреляция между рыночной стоимостью компании и ее дисконтированным денежным потоком. Применительно к крупному предприятию для этого имеется достаточно оснований. В частности, существующий портфель заказов при данных производственных возможностях относительно устойчив; его составляющие во времени не меняются мгновенно. Предсказуемыми являются тенденции выравнивания российских цен на энергию и сырье с общемировыми, пропорции цены «человеко-час» и трудоемкости и ряд других. Наконец, следует принять во внимание рекомендации международных стандартов финансовой отчетности, ограничивающих прогнозный период пятью годами (хотя, в принципе, возможны исключения). Далее приводится краткое изложение основных методов, составляющих современный VBM-подход. Заметим, что степень обобщенности рассмотрения продиктована объемом данной статьи; по этой же причине ниже приводятся иллюстративные примеры без привязки к российской финансовой отчетности. [13; 87]
Рис. 5. Факторы рентабельности продаж и оборачиваемости совокупных активов
Модель
экономической добавленной
Рис. 6. Факторы управления потоком денежных средств
2. Финансовая «ветвь» VBM
3. Метод экономической добавленной стоимости (EVATM)
Модель
экономической добавленной
Один из вариантов (именно вариантов) формулы EVA выглядит следующим образом:
где ROTA — доходность совокупных активов (TA);
WACC — средневзвешенные затраты на капитал.
Показатель
ROTA представляется аналогично методике
Дюпона — в виде дерева факторов стоимости.
Затраты на капитал WACC
учитывают пропорции и рыночную стоимость
использованных собственных и заемных
средств, связанные с ними риски, а также
риски, присущие данному предприятию —
как внешние, так и внутренние, покупку,
аренду или лизинг основных средств. Иллюстративный
пример расчета EVA в среде MathCad показан
на рисунке 7. В действительности требуется
выполнить довольно громоздкую систему
корректировок первоначальных данных
баланса предприятия. Их цель — отразить
экономическую стоимость активов с большей
точностью, чем это делается обычный в
учетном балансе. В западной практике,
к примеру, существуют так называемые
«отсроченные налоги». Термин относится
к инвестициям, накопленный доход по которым
свободен от налогообложения до тех пор,
пока он не поступит в распоряжение инвестора.
Балансовый остаток по отсроченным налогам
рассматривается как капитал, от которого
инвесторы ожидают той же рентабельности,
что и от остального капитала. В российской
действительности указанной статье баланса
существует много аналогов. Перечислим
ряд поправок, требуемых для вычисления
NORAT: прирост