Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 00:01, реферат
В условиях рыночной экономики очень важно организовать выпуск конкурентоспособной продукции. Причем очень важно заметить, что уровень ее конкурентоспособности будет зависеть от уровня качества. Поэтому возникает задача управления качеством выпускаемой продукции. Одно из важнейших условий эффективного управления качеством - своевременная его оценка.
Введение
Показатели качества продукции
Методы определения показателей качества
Способы оценки качества продукции
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный аграрный университет Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева (ФГОУ ВПО РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева)
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Москва 2011
Содержание:
Введение
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
В
условиях рыночной экономики очень
важно организовать выпуск конкурентоспособной
продукции. Причем очень важно заметить,
что уровень ее конкурентоспособности
будет зависеть от уровня качества.
Поэтому возникает задача управления
качеством выпускаемой
Оценка
качества представляет собой совокупность
следующих операций: выбор номенклатуры
показателей качества оцениваемой
продукции, определение значений этих
показателей и сравнение их с
базовыми. Она так же помогает справиться
с решением вопросов: прогнозирования
потребностей, технического уровня и
качества продукции; планирования повышения
качества продукции и объемов
ее производства; обоснования освоения
новых видов продукции; выбора наилучших
образцов продукции; обоснования целесообразности
снятия продукции с производства;
аттестации продукции по категориям
качества; обоснования возможности
реализации продукции за рубежом.
Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Каждый вид продукции характеризует своя номенклатура показателей качества, которая зависит от назначения продукции. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества продукции — это совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (например, км/ч, часах на отказ), баллах, а также может быть безразмерным.
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:
• количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
• отношению к различным свойствам продукции (показатели - надежности, технологичности, эргономичности и др.);
• стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
• методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
• характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
• способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные);
При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:
• показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;
• показатели надежности и долговечности изделий в конкретных условиях ее использования;
• показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
• показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
• эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
• эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;
• патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
• экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации.
В
настоящее время при оценке технического
уровня и качества продукции в
дополнении к перечисленным традиционным
группам показателей
Эффективное управление предполагает также использование обобщающих показателей, которые характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться:
• объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы;
•
экономический эффект от использования
продукции повышенного
• показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности.
Обобщающие
показатели качества используются в
планах предприятий, научно-исследовательских
и проектно-конструкторских
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются в зависимости от способов и источников получения информации.
В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы.
Измерительный метод основывается на использовании технических измерительных средств. Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям, например к нормальной температуре, нормальному атмосферному давлению и т.д. С помощью измерительного метода определяются масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др.
Измерительные методы - методы определения (измерения) действительных значений показателей качества с помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических или микробиологических показателей качества.
Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.
Недостатками
измерительных методов
Измерительные методы взаимосвязаны с
органолептическими методами, но не заменяют
их. Это обусловлено тем, что достоинства
измерительных методов - объективность
оценки, выражение результатов в общепринятых
единицах измерения, сопоставимость и
воспроизводимость результатов - устраняют
недостатки органолептических методов.
В связи с этим сочетание методов этих
двух групп позволяет провести наиболее
полную экспертную оценку товаров.
Органолептический метод основывается на анализе восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками соответствующих ощущений, а показатели определяются путем анализа этих ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих показателей зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих, но метод не исключает возможности использования некоторых технических средств. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические показатели, некоторые эргономические показатели. Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.
Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.
В
определении качества пищевых продуктов
важную роль играет значение (зрительные
ощущения). Сначала осматривают товар
снаружи и проверяют
С помощью обоняния определяют такие свойства товара, как запах и аромат.
Осязательными ощущениями определяют консистенцию, температуру, особенности физической структуры продукта, степень его измельчения и др. свойства.
Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение при оценке качества товара. Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий, кислый, соленый.
Звуковыми и слуховыми ощущениями пользуются при оценке зрелости арбузов, при определении насыщенности шампанского углекислым газом.
Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.
К
недостаткам органолептических
методов относятся субъективизм
оценки, относительное выражение
ее результатов в безразмерных величинах
(цвет - зеленый, красный и т.п.; вкус
- сладкий выраженный, маловыраженный,
безвкусный и т.п.), несопоставимость
и недостаточная
Регистрационный метод основывается на подсчете числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.
С помощью регистрационного метода показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.
Недостатком регистрационного метода является его трудоемкость и в ряде случаев длительность проведения наблюдений.
Информация о работе Методы определения показателей качества продукции