Методы подготовки и принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение методов разработки и принятия управленческих решений.
Определяя задачи данной работы, можно выделить следующие:
1. Определить понятие процесса принятия решения.
2. Рассмотреть понятие проблемы
3. Проанализировать методы разработки и принятия управленческих решений

Содержание

Введение

2
Глава 1. Сущность управленческих решений

5
Понятие, функции и виды управленческих решений

5
Классификация управленческих решений

6
Теория принятия управленческих решений

9
Глава 2. Методы разработки управленческих решений

15
2.1 Понятие процесса принятия решения

15
2.2 Понятие проблемы

16
2.3 Методы разработки управленческих решений

24
Заключение

40
Список литературы

42

Работа состоит из  1 файл

Методы подготовки и принятия решения - готовая.docx

— 72.93 Кб (Скачать документ)

По организационному оформлению управленческие решения делятся  на:

  1. жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
  2. ориентирующие, определяющие направление развития системы;
  3. гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
  4. нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Перечисленные виды решений  принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы  менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Указанная классификация  помогает выявить типовые решения, характеризующиеся определённым набором  признаков, и разрабатывать для  них типовые процессы обоснования, принятия и организации выполнения. Такая типизация процессов позволяет  определить круг решений, разрабатываемых  в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых на различных  иерархических уровнях, состав используемой с этой целью информации, типичные методы обработки информации, систему  оформления принятых решений, процессов  их контроля и стимулирования выполнения.

 

    1. Теория принятия управленческих решений

Под сущностью принятия решений как процесса понимают внутреннюю относительно устойчивую основу управленческого решения, определяющую его смысл, роль и место в функционировании и развитии организации. Сущность принятия решений обычно проявляется через многообразные внешние связи и действия, характеризующие одну из сторон управленческого решения. Исходя из этого можно определить предмет исследования теории принятия решений.

Суть разработки принятия решений заключается в деятельности лица, принимающего решение, по выполнению основополагающей функции руководителя в процессе управления. Основная цель управленческого решения — обеспечить координирующее (регулирующее) воздействие на систему управления, реализующую решение управленческих задач персоналом по достижению целей организации.

Достижение этих целей  предусматривает решение проблем  и задач, составляющих содержание и  последовательность действий лиц, принимающих  решения, при выполнении непосредственных обязанностей. Основными задачами являются: создание информационной базы для принятия своевременных решений; определение  ограничений и критериев принятия решения; организация деятельности персонала управления. Принятие решений  — творческая, ответственная задача управления. Она заключается в  том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой определить замысел  последующих действий подчиненных  в конкретной сфере управления (производства товара или оказания услуг), задачи структурных подразделений в  системе деятельности, порядок их взаимодействия, обеспечения и управления. Решения принимает руководитель (линейный менеджер) и несет за них  личную ответственность. В подготовке данных для принятия решения участвует  персонал управления конкретной организации. Ответственность за групповое решение  несут те, кто его принял, в  соответствии с их положением.

Для своевременного принятия решения необходимо иметь систему  управления, обеспечивающую реализацию сложной системной деятельности лиц, принимающих решения, на научной  основе организовать работу персонала  управления, использующую эффективные  методы и автоматизированные системы  управления. От персонала управления, привлекаемого к принятию решений, требуются как профессиональные качества, так и личные. При этом качество принятых решений во многом зависит от слаженности коллектива, присущей ему организационной культуры, отношений между руководителями и исполнителями, использования  систем поддержки принятых решений.

По этим вопросам теория принятия решений должна выработать научно обоснованные практические рекомендации, базируясь на объективных законах  и достижениях смежных наук и  теорий, прежде всего социальных, психологических  и правовых. При этом главное — не просто знать законы, а разумно использовать механизм их проявления.

Следовательно, предмет исследования теории принятия решений — законы (закономерности) деятельности лиц, принимающих решения, ее организационные формы, технологии и методы, принципы управления и организации труда, сущность и содержание решений.

Объектом теории принятия решений является системная деятельность руководителей и персонала управления в процессе выработки, принятия и реализации решений.

В настоящее время на развитие теории принятия решений существенно  влияют методология, в частности  методология мышления, теория управления, кибернетика, психология, социология и  политология. Для дальнейшего развития этой теории существенное значение имеют  естественные науки — биология, психофизиология. Важнейшая роль принадлежит  математике и ее методам количественных оценок вариантов при принятии решения, прогнозировании развития ситуаций для выработки наиболее рационального  решения.

Предмет теории принятия решений  исследуется с различных сторон, составляющих отдельные, но взаимосвязанные  аспекты. К основным из них относятся методологические, организационные, экономические, технологические, социально-психологические и правовые.

Методологические  аспекты принятия решения отражают единство и целостность научных знаний для теории принятия решений.

Организационные аспекты отражают состояние и перспективы развития организационной и функциональной структуры органов управления, расположение и порядок функционирования лиц, принимающих решения (как органов управления), в системе управления на различных иерархических уровнях. Они включают в себя также определение путей совершенствования организации принятия решений и методов исследования возникающих при этом проблем.

Экономические аспекты показывают действие экономических факторов на эффективность существующих и разрабатываемых систем принятия решений, влияние их экономической эффективности на экономическую подготовку персонала управления, совершенствование организационных форм и методов принятия решений на новой технической базе.

Технологические аспекты определяют уровень используемых и разрабатываемых технологий принятия решения в управлении, перспективы развития автоматизированных и человеко-машинных систем их принятия.

Социально-психологические  аспекты иллюстрируют различные стороны деятельности людей в процессе принятия решения. К ним относятся совершенствование структуры внутриколлективных связей, изучение поведения личности в коллективе и взаимоотношений его членов в процессе принятия решения.

Правовые аспекты отражают отношения между различными иерархическими уровнями системы управления и отдельными должностными лицами в подготовке принятия решения. Правовые нормы должны быть заложены в основу организации управленческой деятельности.

Теория принятия решения, как и любая научная теория, выполняет познавательную и прогнозирующую функции.

Познавательная  функция проявляется в раскрытии сущности процессов принятия решений, закономерностей и принципов, которым она подчиняется, возникновении и развитии теории принятия решений на различных исторических этапах, в объяснении основных свойств и взаимосвязей предмета исследования, обосновании технологии и системы принятия решения.

Прогнозирующая  функция состоит в определении тенденций дальнейшего развития процессов и системы принятия решений, организационных форм и методов деятельности персонала управления в процессе их принятия.

Основные задачи теории принятия решений:

• изучение и обобщение  опыта принятия решений в определенных условиях, а также в условиях неопределенности и риска;

• выявление и исследование объективных закономерностей процессов  принятия решений; формирование на их основе принципов организации деятельности лиц, принимающих решения, организационных  форм и методов, технологий разработки, принятия и реализации решений;

• выработка практических рекомендаций по работе линейных менеджеров и их аппарата управления при принятии решений в реальной обстановке, а  также использовании технических  средств и автоматизированных систем управления;

• разработка методов исследования проблем развития системы принятия решений, принципов и методов оценки их эффективности, а также мероприятий по совершенствованию деятельности лиц, принимающих решения.

 

Вывод по главе: Таким образом, теория принятия решений — это сумма знаний о разработке, принятии и реализации управленческого решения, закономерностях и принципах, организационных формах, методах и технологиях функционирования системы принятия решения в организации.

Проблемы теории принятия решений принципиально можно  решить лишь при условии выработки  методологических основ новой концепции  управления жизнедеятельностью общества.

 

 

2. Методы разработки управленческих решений

2.1 Понятие процесса принятия решения

Принятие решения —  это процесс анализа, прогнозирования  и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.

Данный процесс — это  деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных  методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия  на объект управления. В организационном  аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком  решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного  обдумывания. Решения иногда следует  принимать самостоятельно, иногда —  взаимодействуя с другими людьми.

Рассмотрим стадии процесса принятия решений. Типовые процессы принятия решений, реализуемые в  самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая»  схема процесса принятия решения, устанавливающая  наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в проблемных ситуациях.

Типовой процесс принятия решений включает:

-  предварительное формулирование  проблемы;

-  определение целей  решения и выбор соответствующих  критериев оптимальности; 

-  выявление и установление  ограничений; 

- составление списка альтернатив  и их предварительный анализ  с целью исключения явно неэффективных; 

- сбор управленческой  информации и прогнозирование  изменений параметров решения  в будущем; 

-  точное формулирование  поставленной задачи;

-  анализ и выбор  метода решения задачи и разработку  алгоритма решения; 

-  разработку модели  решения, позволяющую оценивать  эффективность каждой альтернативы;

-  оценку альтернатив  и выбор наиболее эффективных; 

-  принятие решения; 

-  доведение решения  до исполнителей;

-  выполнение решения  и оценку результата.

 

2.2 Понятие проблемы

Необходимость в разработке управленческого решения возникает  при осознании проблемы. Поэтому  уделим некоторое внимание проблемам.

Наличие проблемы можно представить  как критическое рассогласование  между желаемым положением и реальным.

Существуют два подхода  к определению проблемы.

Согласно первому проблемой  считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание  проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования  между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления.

Индикатор проблемы — достижение одним или несколькими параметрами  эффекта критического значения. При  этом выделяют:

-  осознание проблемы  — установление факта ее существования  в результате контроля деятельности  или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной  остроты, трансформируется в мотив  для деятельности организации и ее менеджеров;

-  определение проблемы  — ответ на вопросы: что  действительно происходит в организации,  каковы причины происходящего  и что за всем этим стоит.  Определение и последующее формулирование  проблемы позволяет менеджеру  ранжировать ее в ряду других  проблем. Кроме того, весьма важно,  чтобы все лица, связанные с  разработкой управленческого решения,  одинаково (однозначно) понимали  суть проблемы.

Информация о работе Методы подготовки и принятия управленческих решений