Методы повышения эффективности работы органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование методов оценки государственного управления.
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «государственное управление».
2. Определить основные формы участия государства в современной рыночной экономике.
3. Рассмотреть теоретические основы оценки эффективности государственных управленческих решений.
4. Раскрыть теоретические аспекты оценки эффективности государственного управления
5. Определить показатели эффективности государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

методы повышения эффективности работы органов государственного управления.docx

— 49.91 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях перехода российских предприятий к рыночной экономике, при которой активно развивается  частное предпринимательство, особого  внимания требуют методы государственного управления органов исполнительной власти государственными предприятиями  и оценка эффективности воздействия  государства на экономику предприятий. Это связано с тем, что государство  продолжает оставаться самым влиятельным  экономическим субъектом. На это  есть, по крайней мере, две причины. Во-первых, при отраслевых министерствах  еще остается значительное количество государственных унитарных предприятий. Во-вторых, в ходе приватизации все  тех же государственных предприятий  в руках государства, выступающего в качестве основного собственника, оказались значительные пакеты акций. Оценка эффективности государственного управления является объективно необходимой. Она обусловлена целым рядом  обстоятельств: невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления; порождением новых проблем, способных на длительное время влиять на снижение уровня управления; снижением доверия к управлению, его общественному престижу.

Результаты государственного управления наглядно видны в экономике  и благосостоянии людей, в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке), в международном  сотрудничестве и в других сторонах жизни. И все общество в целом, и каждый человек в отдельности  имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности государственного управления. Однако подобное ценностное отношение людей к государственному управлению не заменяет необходимости  специальной, т.е. квалифицированной  и общественно значимой оценки качества государственного управления или его  отдельных проявлений в тот или  иной исторический момент.

Целью курсовой работы является исследование методов оценки государственного управления.

Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «государственное  управление».

2. Определить основные  формы участия государства в  современной рыночной экономике.

3. Рассмотреть теоретические  основы оценки эффективности  государственных управленческих  решений.

4. Раскрыть теоретические  аспекты оценки эффективности  государственного управления

5. Определить показатели  эффективности государственного  управления.

6. Проанализировать методики  оценки эффективности деятельности  государственных предприятий.

Во время работы над  курсовой работой использовался  обширный научно-практический материал как отечественных, так и зарубежных авторов.

Значительный блок современных  исследований посвящен организационно-функциональным и правовым аспектам государственного управления и государственной службы. Здесь следует отметить фундаментальные  исследования Г.В. Атаманчука, Н.И. Глазуновой, Д.Н. Бахраха, В.Д. Граждана, а также базовые учебные пособия по государственному управлению. Процесс реформирования и современное состояние органов государственной власти отражены в работах Б.Н. Габричидзе, М.Дмитриева и В.А. Козбаненко, В.Е. Чиркина и др. Как отдельное направление исследований следует отметить работы по сравнительному государственному управлению, в первую очередь Л.В. Сморгунова, Г.В. Голосова, И.А.Василенко.

 

 

 

Сущность государственного управления. Основные формы 

участия государства в современной рыночной экономике

 

Государственное управление - осуществление функций управления государственными органами власти; распространяется на формирование и обеспечение соблюдения законов, выпуск нормативных актов  в виде указов, постановлений, принятие стратегических решений в масштабе страны, оперативное регулирование  политических, социальных, экономических  процессов, отношений с другими  странами»1. В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

правовой подход;

политический подход;

управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическое толкование понятия управления: «Управление -- это деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, осуществляемая вне границ законотворчества и правосудия»2. Это определение государственного управления выделяет и связывает воедино такие явления и институты, как государственное управление и правительство в качестве исполнительного органа единой государственной власти (а также других органов исполнительной власти) и органов местного самоуправления, реализующих в определенном объеме функции государственного управления (для чего государство делегирует им необходимые полномочия). Органы государственного управления и местного самоуправления и образуют исполнительную власть.

Местное самоуправление играет большую роль в данной сфере, хотя Конституция Российской Федерации  не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной  власти. Понятия "государственное  управление" и "правительство" различаются между собой: например, задачей правительства является прежде всего достижение целей политического руководства, в то время как государственное управление в первую очередь направлено на непосредственное осуществление функций управления в различных административных отраслях, на выполнение положений законодательных актов, действующих в сфере государственного управления.

С точки зрения системности, государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой  продуцирует, передает, воспринимает, преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое при помощи управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления.

Все определения государственного управления содержат указание на его  главное содержание - целенаправленное практическое воздействие государства  на общественные отношения, цель которого упорядочение, организация соответствующей  системы и оказание на нее регулирующего  влияния, т. е. обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие  обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и  средств.

«Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

· во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства  при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении  прав и свобод граждан;

· во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению  и от его имени или другими  субъектами, которым государство  передает часть своих полномочий в сфере управления;

· в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны  действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми  актами»3.

 

Функции и задачи государственного регулирования

 

«Основной целью государственного регулирования экономики является выполнение задач, оказывающих содействие организации рынка, рыночно-конкурентных отношений, достижение экономических, политических, социальных и фискальных целей, направленных на поддержку и обеспечение рыночного порядка в стране, корректирование распределения ресурсов с целью влияния на хозяйственную структуру и структуру национального продукта»4. К задачам государственного регулирования относятся:

-- обеспечение справедливого  налогообложения;

-- оказание содействия  оптимальному ограничению суммы  налогов, которые взимаются с  предприятий, без резкого уменьшения  доходной части бюджета;

-- активизация производства  товаров народного потребления  с помощью экономических рычагов;

-- обеспечение рационального  природопользования;

-- обеспечение социальной  защиты населения;

-- обеспечение сбалансированности  всех отраслей хозяйственного  комплекса;

-- обеспечение повышения  уровня занятости населения;

-- стимулирование развития  ресурсо- и энергосберегающих производств;

-- защита экономических  интересов экономики, отечественного  товаропроизводителя;

-- поощрение конкуренции;

-- ограничение монополизма;

-- оказание содействия  удовлетворению первоочередных  потребностей населения в товарах  и услугах;

-- создание разветвленной  инфраструктуры и т. п.

Функции государственного управления - это та роль, которую выполняет  государственный аппарат (управляющая  система или ее элементы) для того, чтобы направить, организовать общественную жизнедеятельность, оказать на нее  влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления обнаруживается его сущность.

Первая функция государственного регулирования состоит в анализе  и оценке с целью выявления  фактического состояния регулируемой системы. Эта функция осуществляется путем систематического проведения мониторинга по данным статистики и  непосредственного исследования процессов  на предприятиях, фирмах с учетом действия факторов рыночного и институционного регулирования.

Ко второй функции относится  прогнозирование тенденций развития процессов, которое основывается на их анализе. Разработка прогноза ожидаемых  изменений.

Третья функция - стратегическое планирование развития отрасли или  объекта. Ее целью является определение, обоснование и принятие решений  по избранию приоритетных направлений  положительного изменения динамики процессов путем осуществления  мероприятий антикризисного регулирования  для обеспечения курса роста  в прогнозируемом периоде. Приоритетное значение здесь принадлежит таким направлениям, как приватизация, конверсия предприятий, развитие информационных, инновационных и других инфраструктур.

Четвертая функция состоит  в организации процессов регулирования, то есть в разработке и усовершенствовании механизмов.

Пятая функция - это реализация проектных решений, основной формой которой является разработка и утверждение  программ введения новых хозяйственных  механизмов и корректирование существующих. Процесс реализации этих решений  с необходимым информационным, методическим, программным обеспечением после  соответствующего утверждения вводится в действие. При этом анализируемая  функция в порядке обратной связи  служит основанием для контроля за процессом реализации решений и соответствующего корректирования первой функции - анализа и оценки.

 

Понятие эффективности государственного управления, ее критерии

 

«Специфическое содержание понятия «эффективность государственного управления» можно также определить через модель - соотношение «вход-выход», характеризующую деятельность политической системы в целом и подсистемы управления как ее части. На «входе» системы: требования общества (управляемого объекта), обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта -- легитимность (доверие общества) и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений. На «выходе»: реальное изменение объекта как следствие осуществленных решений и достижения целей управляющего субъекта (системы). Внутри системной модели «вход-выход» формируются и действуют подсистемы, дублирующие системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней -- по отношению к обществу или его части. В таком контексте используются понятия: «частичная эффективность» и «полная эффективность». Первая характеризуется показателями результативного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая - показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта. Для системы государственного управления в целом рассматриваемое понятие трактуется преимущественно как полная эффективность»5. Понятие «критерий эффективности» государственного управления обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Стержневым элементом данного понятия является термин «оценка». Его специфический смысл предопределяет неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта.

Информация о работе Методы повышения эффективности работы органов государственного управления