Методы повышения эффективности работы органов государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование методов оценки государственного управления.
Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «государственное управление».
2. Определить основные формы участия государства в современной рыночной экономике.
3. Рассмотреть теоретические основы оценки эффективности государственных управленческих решений.
4. Раскрыть теоретические аспекты оценки эффективности государственного управления
5. Определить показатели эффективности государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

методы повышения эффективности работы органов государственного управления.docx

— 49.91 Кб (Скачать документ)

Оценка эффективности  государственного управления необходима как для государственных органов  власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным  служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса. Проблема оценки эффективности - это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.

Базовые ценности современного Российского государства - это политическая демократия (народовластие), суверенитет  государства, его целостность и  безопасность, правовой закон, политические и социальные права и свободы  человека, свободный труд, основанный на многообразии собственности на средства производства, плюрализм и др. Известно, что миллионами россиян признаются многие другие, традиционные ценности. К примеру, социальная справедливость, соборность (коллективизм), православные ценности.

Все они заложены в критериях  определения эффективности главных  направлений деятельности государства, принимаемых правящим субъектом  решений. Формулируемые правящими  элитами и политическими лидерами, проверенные историческим опытом и  закрепленные правом базовые ценности обретают общезначимый, объективный  характер по отношению к членам общества и к управляющим субъектам. Чем  меньше разрыв между официально провозглашенными ценностями и действующими правилами  «игры» управляющих, тем реальней эффективность  управления.

Критерии эффективности  государственного управления формируются  на базе системы субъективных ценностей, выраженных в идеологии общественно-государственного строя, в стратегических целях правящего  субъекта - политическом курсе, в концепциях, политических установках и нормах системы  управления, за которыми стоят общие  национально-государственные интересы. Зачастую за таковые выдаются интересы господствующих классов или доминирующих национально-этнических групп. Сказанное  объясняет относительность оценочных  критериев эффективности, зависимость  их прежде всего от типа политической системы, а также конкретно-исторических условий, в которых она функционирует. Ценности, цели, концепции, принципы государственного управления, нормативная база системы управления, наконец, общественные потребности и интересы - все эти элементы критериев эффективности государственного управления представляют собою переменные, обусловленные общественно-государственным строем, политическим режимом и конкретной средой (исторической и природной), в которой живет данное политическое сообщество. В совокупности они составляют механизм реагирования поведения государства как сообщества людей на изменения внешней среды и внутреннего его состояния, систему контроля над внешними и внутренними процессами изменений. Чем шире сфера контроля, т.е. рационального влияния, тем выше эффективность управления. Но контроль, рациональное управление обществом и средой не может расширяться до бесконечности. Предел ему - естественная самоорганизация общества. Об этом мы уже писали в предшествующих главах. Способность государственного субъекта сочетать целенаправленное воздействие на социум с реализацией его свойства к самоорганизации - один из универсальных показателей эффективности управления.

«Оценка эффективности государственного управления в теоретическом аспекте  есть процедура сравнения результатов  тех или иных решений с критериальными признаками, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы. Процедура оценивания - это одновременно процесс выявления противоречия между субъективным и объективным факторами управления. Такие противоречия вполне естественны: невозможно (да и нет необходимости) полностью учесть в целях и стратегиях, проектах и планах всего многообразия объективных тенденций и потребностей, интересов и запросов общества, а также предусмотреть влияние постоянно меняющихся ситуаций. Решения фиксируют определенную дистанцию. Между сущим и должным, действительным и желаемым, реализованными и потенциальными возможностями государства и общества. Противоречия между достигнутыми результатами и нереализованными возможностями, между использованными и невостребованными ресурсами, между показателями на входе и на выходе управляющей системы детерминируются неадекватностью целей и средств масштабу реальных возможностей и объективных потребностей, а также объему запасов ресурсов.

Соответствие результатов  решений ценностям и целям  системы, общественным потребностям, интересам  и потенциальным возможностям их удовлетворения не наступает спонтанно. Оно достигается повышением уровня функционирования всей системы управления, адекватностью принципов, форм, методов и стиля принятия и реализации решений объективному фактору и нормативно-ценностной базе управления.

В зависимости от того, что  признается за основной признак эффективности, различаются три группы критериев: ценностно-рациональный, целерациональный и прагматический.

Таблица

 

Вид критерия

Объекты оценивания (предметные ценности)

Признаки эффективности

Критерии оценки

 

Ценностно-рациональный

политическая стратегия, государственные программы, планы, социально-политические и экономические  концепции, принципы, методы управления;

уровень осуществления основных функций госуд. управления (сохранение системы, обеспечение целостности общества, прав и свобод граждан и др.); уровень рациональности решений, их легитимности, демократизм, свобода выбора;

соответствие результатов  и последствий решений государственным  ценностям, принципам, общественным интересам;

 

Целерациональный

государственные программы, планы, принципы деятельности управления, организационные структуры, формы, методы, нормы и стиль управленческой деятельности, правовое и информационное обеспечение, способы артикуляции интересов государства и граждан, защиты их, объем и виды услуг и т.д.

полнота осуществления поставленных целей, уровень рациональности решений, легитимность, демократизм, законность, компетентность, информационное обеспечение, методы стимулирования участия граждан в управлении, степень свободы выбора, общественная цена выбора, рациональность использования всех видов капитала, инновационность решений;

соответствие решений  функциональным целям и задачам государственного субъекта, его статусу и полномочиям, правовому порядку, общественным потребностям и интересам, достижение оптимальных результатов в рамках регулируемых государственных ресурсов; соответствие решений ожиданиям конкурирующих социальных групп

 

Прагматический

непосредственные результаты изменения управляемых объектов

общественная полезность, экономическая, социально-политическая выгода, рациональность использования ресурсов, инновационность решений, их оперативность, простота, созидательность методов управления

получение оптимальных результатов  при минимальных затратах ресурсов, оценка по модели «затраты-выгода»

 
         

Оценка эффективности  тех или иных государственных  программ (экономического, социального  или культурного развития) возможна с привлечением таких показателей: объема выполненных работ и проведенных  мероприятий, соотносимого с расходами; реализации официально установленных  стандартов потребления товаров  и услуг; уровня удовлетворения потребностей и запросов населения в определенных услугах и предметах жизненной  необходимости, что фиксируется, в  частности, опросами населения и  анализом жалоб и предложений  граждан; динамики роста бюджетных ассигнований и пр.»6. Эффективные конкретные решения государственных организаций - это, значит, оптимальные, Такие, которые обеспечивают реализацию общезначимых целей, но не связаны с большими затратами; те, которые приносят значительный успех одной стороне, однако не требуют больших потерь для другой стороны. Оптимальное решение -- это решение, приносящее существенные положительные результаты для всех сторон («супероптимальное решение»); решение, обеспечивающее достижение сочетания конфликтующих действий, групп интересов, практическое устранение конкретных источников конфликтов или урегулированность последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические основы оценки эффективности государственного управления. Показатели эффективности государственного управления

 

В настоящее время существуют несколько методик оценки эффективности  государственного управления, из которых  наиболее известна методика ООН и  Всемирного банка, которая включает ряд индикаторов, объединенных в пять групп.

1.Подотчетность и выборность  государственной власти:

· участие населения в  выборе правительства;

· независимость СМИ;

· соблюдение политических прав и свобод.

2.Политическая стабильность:

· вероятность политической дестабилизации;

· уровень внутреннего  насилия и терроризма.

3.Эффективность правительства:

· качество общественных услуг;

· компетентность госслужащих;

· качество работы государственной  бюрократии;

· независимость госслужбы от политического давления;

· доверие населения к  государственной политике.

4.Качество системы государственного  регулирования:

· содействие развитию экономики;

· степень вмешательства  государства в рыночные механизмы;

· масштабы теневой экономики.

5.Контроль над коррупцией:

· использование власти для  личных целей;

· восприятие уровня коррупции  населением.

На основании этих показателей  рассчитываются индексы эффективности  государственного управления для трех групп стран: индустриально развитые страны (ОЭСР), страны Восточной и Центральной Европы, страны-участники СНГ.

Возможно дополнить эту методику рядом других показателей, выделенных в три группы на основе модели анализа административных реформ, которая приведена выше.

Оценка системы государственного управления.

1. Внутренние показатели (количественные показатели):

· Разработка и планирование государственной политики

· Система государственной  службы и профессионализм персонала

· Нормативно-правовые основы государственного управления

· Культурные и этические  основы государственного управления

· Функциональная эффективность  государственного управления

· Использование информационных технологий

· Бюджетная эффективность  и результативность

· Система государственного регулирования

· Качество государственных  услуг, работ, продуктов

2. Внешние показатели

· Уровень отношений чиновников с гражданами

· Уровень отношений чиновников с бизнесом

· Уровень отношений чиновников и политиков

· Уровень отношений центральной  власти с региональными и местными властями

3. Общие показатели (качественные  показатели)

· Общий уровень государственного управления

· Положительные изменения/тенденции  в системе государственного управления

По каждому их этих показателей  разрабатывается система индикаторов, позволяющих измерить состояние  объекта на данный момент времени  для последующего сравнения.

 

Обзор методик оценки эффективности государственного управления

 

Результаты государственного управления оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо  они наглядно просматриваются через  изменение уровня и качества жизни  населения, через развитие социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере экономики, национальной безопасности, международного сотрудничества и т.д.

Однако эта оценка не заменяет необходимости в специальной, официальной  оценке эффективности государственного управления. Причем оценка эффективности  управления должна осуществляться еще  на стадии подготовки управленческого  решения, что в определенной мере может гарантировать его достаточный  уровень.

В виду многомерности объектов государственного управления при оценке эффективности управленческих решений, широко применяются методы многомерного статистического анализа, позволяющие  не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга прогресса, отражающего результат управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но весь комплекс последствий управления (последствий изменения), их влияние на все сферы общественной жизни.

Наиболее распространенный метод, который используется при  оценке эффективности управления, - метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.

При оценке эффективности  управления на уровне отдельного органа государственного управления можно  использовать моделирование, в основе которого используется построение специальных  моделей, позволяющих получать оценку не только относительно функций, но и  связанных с ними процессов. Например, можно использовать следующую модель, построение которой предполагает три  этапа:

Первый этап - это организационное  моделирование, когда строится функциональная и структурная модели органа государственного управления.

Функциональная модель отвечает на вопрос «что?», или какие функции  реализует орган государственной  власти, а структурная модель - на вопрос «кто?», или кто именно реализует  указанные в функциональной модели функции. Организационная модель имеет  иерархическую структуру и может  быть представлена на основе документов трех видов: «Положение об организационной  структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».

Второй этап - это этап трансформации функциональной модели в процессную модель. На этом этапе  отдельные функции представляются в виде последовательно взаимосвязанных  процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется установлением  для каждой функции входных и  выходных параметров. На этом же этапе  структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «что, кому, когда?», тем самым, определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система, состоящая из процессной и ролевой модели, представляет собой  процессно-ролевую модель органа государственного управления, которая отвечает на вопросы: «что, кто, кому, когда?». На третьем  этапе дается количественное описание процессов, то есть строится количественная модель процесса, которая отвечает на вопрос: «сколько?».

Такой подход к оценке эффективности  государственных управленческих решений  дает возможность ее автоматизации. При этом обязательным условием является наличие количественной оценки результатов  управления.

Информация о работе Методы повышения эффективности работы органов государственного управления