Методы профессионального обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:27, дипломная работа

Описание

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.

Содержание

Введение
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа 

Тема: Методы профессионального  обучения персонала 
 

Содержание 

Введение 

Глава 1 Основные понятия  профессионального обучения персонала 

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала 

1.2 Виды обучения  персонала 

1.3 Характеристика  профессионального обучения 

1.4 Направления профессионального  обучения 

Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала 

2.1 Методы обучения  персонала на рабочем месте 

2.3 Методы профессионального  обучения вне рабочего места 

2.3 Методы повышения  профессионального мастерства менеджеров 

2.4 Сравнение методов  обучения в зависимости от  степени включенности в него  слушателя 

Заключение 

Список литературы 
 

Введение 

Профессиональное  обучение определяется как процесс  подготовки персонала организации  к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала. 

Последние годы вопрос о профессиональном обучении персонала  организаций является очень актуальным. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для  развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями. 

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов  профессионального обучения персонала. 

Традиционно различают два основных метода обучения персонала: 

-Обучение без  отрыва от производства (обучение  с использованием внутренних  ресурсов); 

-Обучение с отрывом  от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних ресурсов). 

Оба метода имеют  свои преимущества и недостатки. 

Таким образом данная курсовая работа предусматривает решение  следующих важнейших задач: 

-Изучение и анализ  методов профессионального обучения  персонала; 

-Анализ достоинств  и недостатков методов обучения; 

-Сравнение методов  обучения в зависимости от  степени включенности в него  слушателя. 

В данной работе объектом исследования является обучение персонала  организации. Предметом курсовой работы выступают методы профессионального  обучения персонала организации. 

Важнейшее условие  успешного развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в  современном мире, в котором проблема обновления приобретенных знаний и  навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды. 

Назрела необходимость  профессионального обучения персонала, т.е. создания условий для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своей организации. Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д. 

Крупные западные фирмы  инвестируют все больше средств  в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда  и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах. 

Глава 1 Основные понятия  профессионального обучения персонала

 

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала 
 

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования. 

Образование - процесс  и результат усвоения систематизированных  знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень  образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно. 

Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования. 

«Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения»[1]. 

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании  персонала, которое осуществляется посредством его обучения. 

«Обучение персонала - основной путь получения профессионального  образования. Это целенаправленно  организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.»[2]. 

Следует различать  три вида обучения. 

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. 

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. 

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и  способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. 

Отечественный и  зарубежный опыт выработал три концепции  обучения квалифицированных кадров. 

1)Концепция специализированного  обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства. 

2)Концепция многопрофильного  обучения является эффективной  с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную  и внепроизводственную мобильность  работника. Однако последнее обстоятельство  представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту. 

3)Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет  целью развитие человеческих  качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п. 

Таким образом, предметом  обучения являются: 

-Знания - теоретические,  методические и практические, необходимые  работнику для выполнения своих  обязанностей на рабочем месте; 

-Умения - способность  выполнять обязанности, закрепленные  за работником на конкретном  рабочем месте; 

-Навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; 

-Способы общения  (поведения) - форма жизнедеятельности  личности, совокупность действий  и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

  

1.2 Виды обучения  персонала 

Характеристика видов  обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения. 

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2). 

Обучение может  осуществляться на рабочем месте  и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). 

«Критериями выбора вида обучения являются: с одной  стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических  результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы»[3]. 

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана  со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. Внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются. 
 

Таблица 1.1 

Характеристика видов  обучения кадров

Вид обучения 

Характеристика вида обучения 

1. Профессиональная  подготовка кадров 

1.1.Профессиональная начальная подготовка 

1.2.Профессиональная  специализированная подготовка 

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается  законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) 

2.Профессиональное  совершенствование (повышение квалификации) 

2.1.Совершенствование  профессиональных знаний и способностей 

2.2.Профессиональное  совершенствование 

с целью продвижения  по службе 

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения  с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) 
 

Приведение знаний и способностей в соответствие с  требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) 

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) 

Информация о работе Методы профессионального обучения персонала