Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:27, дипломная работа
Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.
Введение
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Список литературы
Курсовая работа
Тема: Методы профессионального
обучения персонала
Содержание
Введение
Глава 1 Основные понятия
профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность
обучения персонала
1.2 Виды обучения
персонала
1.3 Характеристика
профессионального обучения
1.4 Направления профессионального
обучения
Глава 2 Основные методы
профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения
персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального
обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения
профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов
обучения в зависимости от
степени включенности в него
слушателя
Заключение
Список литературы
Введение
Профессиональное
обучение определяется как процесс
подготовки персонала организации
к успешному выполнению стоящих перед
ним задач, т.е. совершенствование стандартных
компетенций. Вместе с тем современное
профессиональное обучение ориентируется
не только на задачи сегодняшнего дня,
но и на будущие потребности организации.
Профессиональное обучение является важнейшей
частью профессионального развития персонала.
Последние годы вопрос
о профессиональном обучении персонала
организаций является очень актуальным.
В динамично развивающихся
Цель данной курсовой
работы заключается в проведении
исследований и изучении методов
профессионального обучения персонала.
Традиционно различают
два основных метода обучения персонала:
-Обучение без
отрыва от производства (обучение
с использованием внутренних
ресурсов);
-Обучение с отрывом
от работы в
Оба метода имеют
свои преимущества и недостатки.
Таким образом данная
курсовая работа предусматривает решение
следующих важнейших задач:
-Изучение и анализ
методов профессионального
-Анализ достоинств
и недостатков методов обучения;
-Сравнение методов
обучения в зависимости от
степени включенности в него
слушателя.
В данной работе объектом
исследования является обучение персонала
организации. Предметом курсовой работы
выступают методы профессионального
обучения персонала организации.
Важнейшее условие
успешного развития любой организации
- профессиональное развитие человеческих
ресурсов - особенно актуально в
современном мире, в котором проблема
обновления приобретенных знаний и
навыков стоит особенно остро. Сегодняшний
сотрудник должен обладать стратегическим
мышлением, предприимчивостью, широкой
эрудицией, высокой культурой, способностью
адаптироваться к непрерывным изменениям
внешней среды.
Назрела необходимость
профессионального обучения персонала,
т.е. создания условий для полного раскрытия
потенциала сотрудников, их способности
вносить ощутимый вклад в деятельность
своей организации. Речь идет прежде всего
о предоставлении сотрудникам равных
возможностей в получении достойных заработков,
в продвижении по службе, в профессиональном
росте и т.д.
Крупные западные фирмы
инвестируют все больше средств
в профессиональное обучение персонала,
понимая, что внешний рынок труда
и система образования не успевают
приспособиться к столь быстрому
росту потребности в конкретных
кадрах.
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность
обучения персонала
Процесс обучения человека
протекает всю его сознательную
жизнь. Первичное обучение осуществляется
в школах, профессионально-технических
училищах, техникумах, колледжах, лицеях,
вузах. Вторичное обучение проходит в
вузах, институтах и на факультетах повышения
квалификации и переподготовки кадров,
в учебных центрах, специально организованных
курсах и семинарах, в организациях и т.п.
Целью обучения является получение образования.
Образование - процесс
и результат усвоения систематизированных
знаний, умений, навыков и способов
поведения, необходимых для подготовки
человека к жизни и труду. Уровень
образования обусловливается
Непрерывное образование
- процесс и принцип формирования
личности, предусматривающий создание
таких систем образования, которые открыты
для людей любого возраста и поколения
и сопровождают человека в течение всей
его жизни, способствуют постоянному его
развитию, вовлекают его в непрерывный
процесс овладения знаниями, умениями,
навыками и способами поведения (общения).
Непрерывное образование предусматривает
не только повышение квалификации, но
и переподготовку для изменяющихся условий
и стимулирование постоянного самообразования.
«Профессиональное
образование как процесс - это одно
из звеньев единой системы непрерывного
образования, а как результат - подготовленность
человека к определенному виду трудовой
деятельности, профессии, подтвержденная
документом (аттестатом, дипломом, свидетельством)
об окончании соответствующего учебного
заведения»[1].
В дальнейшем речь пойдет
о профессиональном образовании
персонала, которое осуществляется
посредством его обучения.
«Обучение персонала
- основной путь получения профессионального
образования. Это целенаправленно
организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения знаниями,
умениями, навыками и способами общения
под руководством опытных преподавателей,
наставников, специалистов, руководителей
и т.п.»[2].
Следует различать
три вида обучения.
Подготовка кадров -
планомерное и организованное обучение
и выпуск квалифицированных кадров для
всех областей человеческой деятельности,
владеющих совокупностью специальных
знаний, умений, навыков и способами общения.
Повышение квалификации
кадров - обучение кадров с целью усовершенствования
знаний, умений, навыков и способов общения
в связи с ростом требований к профессии
или повышением в должности.
Переподготовка кадров
- обучение кадров с целью освоения
новых знаний, умений, навыков и
способов общения в связи с овладением
новой профессией или изменившимися требованиями
к содержанию и результатам труда.
Отечественный и
зарубежный опыт выработал три концепции
обучения квалифицированных кадров.
1)Концепция
2)Концепция многопрофильного
обучения является эффективной
с экономической точки зрения,
так как повышает
3)Концепция обучения,
ориентированного на личность, имеет
целью развитие человеческих
качеств, заложенных природой или
приобретенных им в практической деятельности.
Эта концепция относится в первую очередь
к персоналу, имеющему склонность к научным
исследованиям и обладающему талантом
руководителя, педагога, политика, актера
и т.п.
Таким образом, предметом
обучения являются:
-Знания - теоретические,
методические и практические, необходимые
работнику для выполнения
-Умения - способность
выполнять обязанности,
-Навыки - высокая степень
умения применять полученные знания на
практике, навыки предполагают такую меру
освоения работы, когда вырабатывается
сознательный самоконтроль;
-Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
1.2 Виды обучения
персонала
Характеристика видов
обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные
виды обучения не следует рассматривать
в отрыве друг от друга. Целенаправленное
обучение квалифицированных кадров предполагает
тесную связь и координацию между этими
видами обучения.
Потребности в обучении
квалифицированных кадров необходимо
рассматривать дифференцированно, т.е.
по целевым группам или целевым лицам,
с тем чтобы качественно составить программу
профессионального обучения для конкретного
работника. Для отдельных целевых групп
выделяются главные задачи (табл. 1.2).
Обучение может
осуществляться на рабочем месте
и вне рабочего места (внутрипроизводственное
и внепроизводственное
«Критериями выбора
вида обучения являются: с одной
стороны, доходы (повышение квалификации
приводит к росту экономических
результатов работы), с другой - внушительные
расходы. Если доходы от профессионального
обучения трудно поддаются расчетам, то
относительно легко подсчитываются расходы»[3].
Внепроизводственная
профессиональная подготовка связана
со значительными изменяющимися расходами,
внутрипроизводственная - со значительными,
но фиксированными расходами, поскольку
в сфере обучения занято определенное
количество человек и имеется соответствующая
инфраструктура. Следует отметить, что
обучение квалифицированных кадров на
своем производстве имеет преимущества:
методика обучения составляется с учетом
специфики предприятия, передача знаний
осуществляется простым наглядным способом,
результат легко контролируется. Внепроизводственное
обучение квалифицированных кадров проводится,
опытными преподавателями, однако потребности
предприятия при этом не всегда в достаточной
степени учитываются.
Таблица 1.1
Характеристика видов обучения кадров
Вид обучения
Характеристика вида
обучения
1. Профессиональная
подготовка кадров
1.1.Профессиональная
начальная подготовка
1.2.Профессиональная специализированная подготовка
Приобретение знаний,
умений, навыков и обучение способам
общения, направленных на выполнение определенных
производственных задач. Подготовка считается
законченной, если получена квалификация
для осуществления конкретной деятельности
(обучается учащаяся молодежь). Развитие
знаний, умений, навыков и способов общения
как фундамента для дальнейшей профессиональной
подготовки (например, подготовка бакалавров).
Предназначена для получения специфической
профессиональной квалификации. Углубление
знаний и способностей с целью овладения
определенной профессией (например, специалист,
магистр)
2.Профессиональное
совершенствование (повышение
2.1.Совершенствование
профессиональных знаний и способностей
2.2.Профессиональное
совершенствование
с целью продвижения по службе
Расширение знаний,
умений, навыков и способов общения
с целью приведения их в соответствие
с современными требованиями производства,
а также для стимулирования профессионального
роста (обучаются занятые в производстве
работники, имеющие практический опыт)
Приведение знаний
и способностей в соответствие с
требованиями времени, их актуализация
и углубление. Обучаются специалисты
(горизонтальная мобильность)
Подготовка к выполнению
качественно более высоких
Информация о работе Методы профессионального обучения персонала