Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:27, дипломная работа
Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.
Введение
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Характеристика профессионального обучения
1.4 Направления профессионального обучения
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте
2.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя
Заключение
Список литературы
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)
Получение знаний, умений,
навыков и овладение способами
обучения (поведения) для освоения новой
профессии и качественно другой профессиональной
деятельности (обучаются занятые в производстве
работники или безработные, имеющие практический
опыт)
Таблица 1.2
Задачи обучения для отдельных целевых групп
Целевая группа
Главные задачи обучения
1. Учащаяся молодежь
Теоретическая начальная
подготовка вне сферы деятельности
в сочетании с практической подготовкой
по специальности на рабочем месте
(так называемая двойственная система
образования: профессиональная школа
— производство)
2.Специалисты с опытом работы
Повышение квалификации
для углубления специальных знаний
по специальности
3.Руководители с опытом работы
Отработка поведения
на случай возникновения конфликтных
ситуаций, ведение переговоров, методика
принятия решений, выработка сдержанности
и т.п.
1.3 Характеристика
профессионального обучения
«Профессиональное
обучение - процесс непосредственной
передачи новых профессиональных знаний,
навыков или умений сотрудникам
организации»[4].
В современных условиях
быстрого устаревания профессиональных
знаний способность организации постоянно
повышать квалификацию своих сотрудников
является одним из важнейших факторов
успеха. Управление профессиональным
обучением персонала превратилось в важнейший
элемент управления современной организацией.
Сегодня организации рассматривают профессиональное
обучение как непрерывный процесс, оказывающий
непосредственное влияние на достижение
организационных целей.
Профессиональное
обучение персонала включает ряд
мероприятий. Это дополнительная и
адаптирующая подготовка, подготовка
резерва, переподготовка, профессиональная
реабилитация. Существуют различные формы
и методы обучения.
Профессиональное
обучение предусматривает первичную
профессиональную подготовку и последующее
углубление, расширение и дополнение
ранее приобретенной квалификации.
Цикл профессионального
обучения начинается с определения
потребностей в обучении. Для этого
выявляется степень несоответствия
между имеющимся и требуемым
уровнем подготовленности сотрудника.
На основании анализа потребностей
обучения и ресурсов (материальных, временных,
интеллектуальных) организации формируется
план обучения, определяются цели профессионального
обучения, а также критерии оценки его
эффективности.
Поскольку затраты
на профессиональное обучение рассматриваются
как капиталовложения в квалификацию
сотрудников, организация ожидает от них
отдачи в виде повышения эффективности
ее деятельности.
Ключевым моментом
в управлении профессиональным обучением
является определение потребностей
организации в этой области, которое
состоит в выявлении несоответствия между
требованиями организации к профессиональным
навыкам и знаниям своих сотрудников и
теми знаниями и навыками, которыми они
обладают.
Определение потребности
в профессиональном обучении отдельного
сотрудника требует совместных усилий
отдела по управлению персоналом, самого
сотрудника и его руководителя. Каждая
из сторон привносит свое видение этого
вопроса, определяемое ее положением в
организации и ролью в процессе профессионального
развития
Источниками информации
о потребностях в профессиональном обучении
являются:
•результаты аттестации;
•заявки и пожелания
от самих сотрудников;
•стратегия развития
организации.
После определения
потребностей переходят к этапу
подготовки программы обучения. Разработка
программ профессионального обучения
может осуществляться как самой организацией,
так и специализированными компаниями.
Выбор в каждой конкретной ситуации определяется
анализом преимуществ и недостатков каждого
варианта.
«Содержание программы
определяется стоящими перед ней целями,
отражающими потребности в профессиональном
обучении в конкретной организации»[5].
1.4 Направления профессионального
обучения
Существуют различные
направления профессионального
обучения, каждое из которых нацелено
на решение специфических проблем организации.
Основными направлениями профессионального
обучения и повышения квалификации являются:
1) первичное обучение
в соответствии с задачами
и спецификой работы
2)обучение для
ликвидации разрыва между
3)обучение для
повышения общей квалификации. Темпы
развития современного бизнеса,
4)обучение по новым
направлениям деятельности
5)обучение для
усвоения новых приемов и
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала
2.1 Методы обучения
персонала на рабочем месте
Традиционно различают
два основных метода обучения персонала:
Обучение без отрыва от производства;
Обучение с отрывом от работы в
специализированных учебных заведениях,
центрах подготовки кадров. Оба метода
имеют свои преимущества и недостатки.
Приведу методы профессионального
обучения на рабочем месте. Эта форма
подготовки осуществляется с конкретной
постановкой задачи на рабочем месте
(табл. 2.1).
Таблица 2.1
Методы обучения персонала на рабочем месте
Метод обучения
Характерные особенности
метода
1. Направленное приобретение опыта
Систематическое планирование
обучения на рабочем месте, основу планирования
составляет индивидуальный план профессионального
обучения, в котором изложены цели обучения
2.Производственный инструктаж
Информация, введение
в специальность, адаптация, ознакомление
обучающегося с его новой рабочей
обстановкой
3.Смена рабочего места(ротация)
Получение знаний и
приобретение опыта в результате систематической
смены рабочего места. В результате этого
за определенный промежуток времени создается
представление о многогранности деятельности
и производственных задач (специальные
программы молодого поколения специалистов)
4.Использование работников в качестве ассис-тентов. стажеров
Обучение и ознакомление
работника с проблемами высшего
и качественно иного порядка
задач при одновременном
5.Подготовка
в проектных группах
Сотрудничество, осуществляемое
в учебных целях
в проектных группах,
создаваемых на предприятии для
разработки крупных, ограниченных сроком
задач
Компании используют
данный метод для обучения по следующим
причинам: есть возможность учесть
корпоративную специфику; экономятся
значительные средства; сохраняются корпоративные
тайны.
При этом метод имеет
следующие ограничения:
-Отсутствие источников
развития систем обучения
-Невозможность генерировать
и продвигать новые продукты
без интеллектуальных вливаний извне;
-Рутинизация работы
сотрудников по обучению
-ограниченность
аудитории, которая может
При достаточном
запасе теоретических знаний вариант
обучения на рабочем месте более предпочтителен,
чем вне рабочего места, поскольку позволяет
входить в работу сразу же в процессе ее
выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает
связь с практикой. Однако такое обучение
требует тщательного отбора инструкторов,
их близости к обучаемым по социальному
положению и личным качествам. Таким образом
основными методами профессионального
обучения персонала на рабочем месте являются:
«Инструктаж - разъяснение
и демонстрация приёмов работы опытным
сотрудником или специально подготовленным
инструктором непосредственно на рабочем
месте. По времени инструктаж непродолжителен
и направлен на изучение какой-то конкретной
операции или процедуры, входящей в круг
обязанностей обучаемого. Инструктаж
не требует высоких затрат и эффективен
для простых видов деятельности. Широко
используется на всех уровнях современной
организации»[6].
Ротация - метод подготовки
кадров в организации, который предполагает
последовательную работу сотрудника на
разных должностях как в своем, так и в
других подразделениях с целью приобретения
новых навыков. Ротация применяется тогда,
когда сотруднику необходима многосторонняя
квалификация, «многоплоскостной» взгляд
на проблемы организации. Кроме сугубо
обучающего эффекта, ротация оказывает
положительное воздействие на сотрудников,
помогает преодолевать стресс, вызванный
однообразными производственными функциями,
расширять социальные контакты. Вместе
с достоинствами у этого метода есть и
недостаток: высокие издержки, связанные
с временным снижением производительности
из-за перемещения сотрудника по должностям.
«Ученичество и
наставничество - метод передачи знаний
и навыков от опытного и компетентного
сотрудника менее опытному и компетентному
в процессе их общения. Метод широко распространен
там, где практический опыт играет исключительную
роль в подготовке специалистов: в медицине,
сфере услуг, управлении. Ученики не обязательно
проводят все свое время, наблюдая за тем,
как работает наставник, и оказывая ему
помощь. Они могут занимать должности
и работать самостоятельно. Их ученичество
заключается в возможности получить совет
более опытного человека, постоянно следящего
за их профессиональным развитием. Метод
требует больших затрат времени, взаимного
доверия, особой подготовки и склада характера
наставника, которым практически невозможно
стать по указанию сверху»[7].
Информация о работе Методы профессионального обучения персонала