Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:28, реферат
Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.
Управление осуществляется через взаимодействие людей и руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы динамики психологических процессов, межличностных отношений, групповогоповедения.
Закон неопределенности отклика (закон зависимостивосприятия
людьми внешних воздействий от различия
ихпсихологических структур) устанавливает, что
разные люди и дажеодин человек в разное
время
могут по-разному реагировать на одинаковые
воздействия. Это приводит к непониманию
потребностей, ожиданий, особенностей
восприятия индивида в той или иной конкретной
деловой ситуации. Какрезультат
используются модели взаимодействия,
неадекватные ни особенностямпсихологических
структур вообще, ни психологическому
состоянию каждого из партнеров по взаимодействию
в конкретный момент вчастности.
Закон неадекватности отображения
человека человеком заключается в том,
что ни один человек не может постичь другогочеловека
с такой степенью достоверности, которая
была быдостаточной для принятия серьезных
решений относительно данногочеловека.
Этот закон учитывает непрерывную изменчивость
природы исущности человека в соответствии
с законом возрастнойасинхронности.
Любой, даже взрослый человек определенногокалендарного
возраста в разные
моменты жизни может находиться на разных
уровнях физиологического,
Закон неадекватности самооценки учитывает, что психикачеловека
представляет собой органичное единство
двух составляющих:осознанного (логическо-мыслительного)
и неосознанного(эмоционально-
Закон расщепления смысла управленческой
информации учитываетобъективну
информации в процесс ее движения по иерархической
лестницеуправления. Это объясняется
как иносказательными возможностямииспользуемого
«канцелярского» языка информации, что
ведет квозникновению различий в ее толковании,
так и различиями вобразовании, интеллектуальном
развитии, психическом состоянииучастников
передачи и анализа информации. Изменения
смыслаинформации прямо пропорционально
протяженности (числу участников)информационного
канала.
Закон самосохранения утверждает, что ведущим мотивомсоциального поведения личности в управленческой деятельностиявляется сохранение её личного социального статуса, ее личнойсостоятельности, чувства собственного достоинства.
Закон компенсации гласит, что при высоком уровне стимуляциик труду и высоких требованиях организационного окружения к человекунехватка каких-либо способностей для успешной конкретнойдеятельности возмещается другими способностями или навыками. Такойкомпенсаторный механизм зачастую срабатывает бессознательно,человек приобретает свой личный опыт в ходе проб и ошибок. Однакоследует иметь в виду, что при достаточно высоком уровне сложностиуправленческой деятельности этот закон практически не применим.
Известен ряд
других закономерностей (например, закон
Паркинсона,принципы Питера, законы Мерфи
и другие), расширяющих и
Признавая тот факт,
что основные положения современной
психологииуправления были обоснованы
западными школами психологии, необходимоотметить
вклад отечественной науки в
эту важнейшую
Общепризнанными являются теория научения или поведенческая школаИ.П. Павлова и разработки ряда других советских и российскихученых.
Практическая психология управления располагает широким спектромметодов исследования, в том числе, такими как:
Психодиагностика — это область психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, — наука и практика постановки психологического диагноза сцелью решения психологических проблем.
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечитьим поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Социальное планирование позвол
Социологические исследования служат инструментом
в работе сперсоналом и обеспечивают специалистов
по управлению персоналом необходимыми
данными, позволяющими принимать обоснованные
решенияпри подборе, оценке, расстановке,
адаптации и обучении персонала.Современные
методы социологических исследований
весьма разнообразныи могут включать
в себя: анкетирование, интервьюирование,
Личностные качества определяют внутренний мир сотрудника,который достаточно стабильно отражается в процессе трудовой деятельности и является неотъемлемой частью социологии личности.Эти качества принято делить на деловые (организационные), которыеопределяют результативность решения конкретных задач и выполнения ролевых функций, и моральные (нравственные), отражающие личныеморальные качества сотрудника.
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующей действия и поведение человека в социальной средепосредством нравственных норм и правил. Вопросы корпоративнойморали находят отражение в философии организации.
Партнерство имеет важное значение для обеспечения разнообразных форм взаимоотношений в коллективе. В отличие отформальных связей соподчиненности, которые определяютвзаимозависимость сотрудников, в партнерстве все выступаютравноправными членами группы. Различают следующие формыпартнерства: деловые, дружеские, по увлечениями и т.п. Партнерскиеотношения строятся на основе взаимоприемлемых вопросов убеждения, подражания, просьб, советов, похвал. Деловые отношения, строящиесяв форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегдаспособствуют созданию хорошего социально - психологического климатав коллективе.
Соревнование проявляется в стремлении людей к успеху,первенству, достижениям и самоутверждению. Принципы соревнованиянашли отражение в современных теориях «Y» и «Z» мотивации персонала.
Психология управления
изучает поведение человека в
процессеобщественного
Психологическое планирование является новым направлением вработе с персоналом по формированию эффективного психологическогосостояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата идостижения конечных результатов. Результатами психологическогопланирования являются:
Способы психологического воздействия являются важнейшимисоставляющими психологических методов управления. Они обобщаютнеобходимые и разрешенные законодательно приемы психологическоговоздействия на персонал для координации действий сотрудников впроцессе совместной производственной деятельности. К числуразрешенных способов психологического воздействия относятся:внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение,принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание,командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба,совет и т.д.
Внушение представляет собой целенаправленное психологическоевоздействие на личность подчиненного со стороны руководителя припомощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Убеждение основано на аргументированном и логическомвоздействии на психику сотрудника для достижения поставленныхцелей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является способом воздействия на отдельногосотрудника или социальную группу путем личного примера руководителяили иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового илиобщественного процесса (принятие согласованных решений,соревнование и т.п.).
Побуждение представляет собой
позитивную форму морального воздействия
на сотрудника, повышающую социальную
значимость сотрудника в коллективе, когда
подчеркиваются положительные качества
сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация
к успешному выполнению порученной работы.
Принуждение — это крайняя форма психологического воздействияпри отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.
Осуждение является приемом психологического
воздействияна
сотрудника, который допускает большие
отклонения от моральных норм коллектива
или результаты труда которого крайне
неудовлетворительные. Такой прием не
может применяться в отношениисотрудников
со слабой психикой и практически бесполезен
для воздействия на отсталую часть коллектива.
Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.
Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность ипо сути является вариантом внушения, а также ограничениянедозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.).
Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях,когда сотрудник считает себя последователем и психологическинеразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимаетсякак менторское назидание.
Командование применяется тогда, когда требуется точное ибыстрое исполнение поручений без обсуждений и критическихзамечаний.
Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания,когда предшествующие события сформировали у сотрудника строгонаправленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность ипозволяющий без возражений воспринять новую идею.
Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.