Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:55, доклад
Эффективное управление невозможно без исследования объекта управления, которым в данном курсе является муниципальное образование. Важнейшим инструментом исследования муниципального образования как объекта управления является методология системного подхода. Системный подход - это методология научного анализа объекта в соотношении «система-среда», позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами его окружения. Базовыми категориями системного подхода являются: - система - множество взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность, содержащую особое качество, отсутствующее у каждого из них.
Придание межмуниципальному объединению статуса субъекта публичного права позволит ему исполнять отдельные государственные полномочия, что устранит ряд выявленных в процессе изучения правоприменительной практики негативных явлений. Несогласованность действий указанных субъектов права отрицательно сказывается на качестве реализации проводимой государственной политики.
В настоящее время отсутствует тесная обратная связь между территориальными структурами органов государственной власти, которые исполняют контрольно - надзорные полномочия и (или) оказывают государственные услуги населению муниципальных образований, и местным сообществом.
Действующее законодательство не предусматривает каких-либо форм влияния населения муниципальных образований на деятельность территориальных структур государственных органов власти, осуществляющих свои полномочия «на местах». Даже кандидатуры на соответствующие должности и то реально не согласовываются с главой муниципального образования. Отсутствие обратной связи делает государственное управление малоэффективным и негативно отражается на реализации конституционных прав и свобод граждан по месту жительства.
Фактор удаленности муниципальных образований от мест размещения территориальных органов федеральных исполнительной власти не позволяет должностным лицам последних обеспечить эффективную работу по пресечению и предупреждению нарушений конституционных прав и свобод граждан на отдаленных территориях.
2 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
2.1 Международные отношения и внешняя политика
Мировая политика – сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества. Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, национальные государства, группы государств, международные государственные и негосударственные организации, общественные движения и организации, политические и общественные лидеры.
Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.
Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.
Международная (мировая) политика - это термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы: Межгосударственные отношения. Отношения между региональными межгосударственными объединениям. Всемирные правительственные и неправительственные организации. Принципы м/н политических отношений: Признание суверенного равенства государств; Нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств; Мирное урегулирование споров; Невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав и свобод человека; равноправие; развитие сотрудничества.
Характерные черты современных м/н политических отношений: Противоречивость перехода к многополюсному миру; глобализация политических и экономических отношений; противоречивость и низкие темпы социально-политических и экономических преобразований на постсоветском пространстве; неустойчивость тенденций к демократизации и гуманизации мировой политики. В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования, впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 года: Уважение территориальной целостности и суверенитета. Ненападение. Невмешательство во внутренние дела друг друга. Равенство и взаимная выгода. Мирное сосуществование.
Основные тенденции в развитии международных отношений:
1) демократизация международных отношений и международной политики;
2) гуманизация международных отношений;
3)демилитаризация международных отношений.
Формами внешнеполитической деятельности государства являются:
установление дипломатических отношений с другими государствами (а также снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны);
открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями; осуществление и поддержание контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.
В своей внешнеполитической деятельности государства используют следующие основные средства и методы: обмен информацией; обмен визитами на различных уровнях; совместная работа в международных организациях; подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов; подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной международной обстановки для ведения войны.
Для осуществления внешнеполитической деятельности в государственных структурах создаются специализированные органы: Парламентские комитеты по вопросам внешней политики. Министерства иностранных дел (внешних сношений). Посольства и правительства. Консульства. Научные и культурные центры за рубежом. Официальные и полуофициальные миссии.
В международных отношениях важную роль играют международные организации. В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопреемница СССР, участвует в работе более 500 организаций. Классифицировать международные организации можно следующим образом. Всемирные и региональные правительственные организации. Всемирные и региональные неправительственные организации:
Военно-политические организации: Экономические и финансовые организации: неправительственные группы и клубы: Глобальные проблемы современности – комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового характера, от решения которых зависит судьба человеческой цивилизации. Они затрагивают интересы всех стран, поэтому требуют коллективных усилий национальных государств, всего мирового сообщества.
2.2 Национальный интерес и национальная безопасность
Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство. Вместе с тем стержневую основу международной политики составляет национальный государственный интерес. Из философии известно, что интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т.п. Перефразируя известное выражение, можно утверждать, что миром правит интерес. Применительно к государству национальный интерес - это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Они носят долгосрочный характер и определяет основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Национальные интересы России включают:
- интересы личности;
- интересы общества;
- интересы государства.
Интересы личности состоят в:
- реализации конституционных прав и свобод;
- обеспечении личной безопасности;
- повышении качества и уровня жизни;
физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества состоят в:
- упрочении демократии;
- в создании правового, социального государства;
-достижении и поддержании общественного согласия;
-духовном обновлении России;
Интересы государства состоят в:
- незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;
- политической, экономической и социальной стабильности;
- безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;
- развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики. Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.
3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. СОЮЗЫ И АССОЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ
Многие города России имеют значительный опыт сотрудничества с городами других государств в экономической, культурной, образовательной, спортивной и других сферах деятельности. Существует Международная организация породненных городов, в которой участвуют российские города. Некоторые из них имеют по несколько городов-побратимов в различных странах. Дальневосточные города активно участвуют в побратимских связях с городами Японии, проводят совместные конференции, обмениваются опытом работы. Конгресс муниципальных образований РФ сотрудничает с международными союзами и ассоциациями местных властей, организует реализацию совместных программ и проектов, способствует получению международных грантов и распространению в России опыта лучшей практики зарубежных муниципалитетов. Многие города активно участвуют в международных экономических связях как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций, в том числе путем создания совместных предприятий.
Опыт кооперационных и внешних экономических связей российских муниципальных образований пока еще невелик, но достигнутые результаты позволяют надеяться на расширение этой сферы деятельности и повышение ее эффективности. В России союзы и ассоциации местных властей стали создаваться сравнительно недавно, с началом перестройки. Первой в 1986 году была создана Ассоциация сибирских городов, преобразованная в дальнейшем в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Большую роль в развитии межмуниципального сотрудничества и защите интересов местного самоуправления сыграл образованный в 1991 году Союз российских городов, объединивший в основном столицы субъектов РФ и другие крупные города. По состоянию на 2006 год в России создано и действует несколько десятков различных союзов и ассоциаций муниципальных образований.
Согласно действующему законодательству, союз (ассоциация) органов местного самоуправления является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Учредителями союзов и ассоциаций являются органы местного самоуправления. Учредительными договорами устанавливаются вид деятельности союза (ассоциации), права на долевое участие и пользование результатами деятельности, организационные формы управления, порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы. Союзы и ассоциации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами. Большое разнообразие, многочисленные параметры, используемые для описания сфер и видов деятельности союзов и ассоциаций, вызывают необходимость их классификации (рис. 1).
Рис. 1. Классификация союзов и ассоциаций муниципальных образований
По территории действия союзы и ассоциации муниципальных образований подразделяются на региональные, межрегиональные и общероссийские.
По профилю деятельности союзы и ассоциации муниципальных образований делятся на представляющие интересы всех муниципальных образований соответствующей территории и специализированные (обычно общероссийские) ассоциации по отраслевым или иным направлениям деятельности. К числу специализированных ассоциаций относятся Союз шахтерских городов, Ассоциация развития наукоградов, Союз закрытых административно-
Союзы и ассоциации муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, реализации государственных программ поддержки местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях и международных форумах по проблемам местного самоуправления, осуществляют взаимодействие с зарубежными союзами и ассоциациями. Многие положительные результаты, достигнутые за последние годы в России в ходе муниципальной реформы, явились следствием совместной работы союзов и ассоциаций муниципальных образований.
В 1998 году по инициативе ряда союзов и ассоциаций муниципальных образований был учрежден Конгресс муниципальных образований Российской Федерации - единая общенациональная организация, своеобразный "союз союзов", представляющий интересы всех типов муниципальных образований России при взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с зарубежными и международными организациями по вопросам местного самоуправления.
Информация о работе Межмуниципальное и международное сотрудничество