Миссия организации: сущность, факторы и требования к формулировке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:32, реферат

Описание

В реферате дано обоснование определения миссии компании, изложены её функции и роль в жизни организации, требования к формулированию.
Основная цель работы – показать преимущество компании с сформулированной миссией над компанией, у которой нет миссии.

Содержание

Введение ………………………………………………...………………………. 3
Сущность понятия «миссия организации» ………………...………….…… 4
Правило формулировки миссии …………………………………………...… 6
Функции и роль миссии ……………………………………………...……….. 9
Заключение ……………………………………………………………….…… 12
Список использованной литературы ……………………………………… 13
Приложения …………………………………………………………...………. 14

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Миссия организации сущность, факторы и требования к формулировке .docx

— 254.12 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Российской Федерации

Санкт-Петербургский институт управления и права

Факультет международного менеджмента  и туризма

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

 

РЕФЕРАТ

«Миссия организации: сущность, факторы и требования к формулировке»

 

 

 

 

 

 

Студент: Янкевич Е.М.

Преподаватель: Поспелов А.Г.

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………...………………………. 3

Сущность понятия  «миссия организации» ………………...………….…… 4

Правило формулировки миссии …………………………………………...… 6

Функции и роль миссии ……………………………………………...……….. 9

Заключение ……………………………………………………………….…… 12

Список использованной литературы ……………………………………… 13

Приложения …………………………………………………………...………. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Один из основополагающих законов экономики можно сформулировать следующим образом: бизнес создается для удовлетворения потребностей его владельцев (акционеров). Таким образом, один из важнейших факторов, напрямую влияющих на развитие компании, – намерения ее владельцев. Но не только владельцы заинтересованы в создании компании. Круг лиц, заинтересованных в ее функционировании, так называемых стейкхолдеров компании, намного шире. Это государство, потребители, партнёры, общественные организации, различные сообщества.

Каждая группа стейкхолдеров  так или иначе заинтересована в существовании компании, но до определенных пределов – пока компания удовлетворяет потребности этих стейкхолдеров. При этом интересы и  потребности стейкхолдеров могут  вступать в противоречие друг с другом. Для того, чтобы на формальном (документальном) уровне позиционировать компанию в окружении стейкхолдеров необходима миссия.

Миссия является необходимым  атрибутом любой компании. Но компания не всегда озабочена идентификацией своих идеалов и миссии. В одних организациях миссию воспринимают достаточно формально, как некий модный атрибут, другие видят в миссии панацею от всех вызовов рынка, третьи считают, что хорошая миссия может объединить и дополнительно мотивировать персонал, повысить конкурентоспособность компании.

В реферате дано обоснование  определения миссии компании, изложены её функции и роль в жизни организации, требования к формулированию.

Основная цель работы –  показать преимущество компании с сформулированной миссией над компанией, у которой  нет миссии.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ  «МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

В настоящее время нет  устоявшегося отношения к раскрытию  понятия «миссия». Миссия – одно их самых дискуссионных понятий в современном управлении. Существует множество (речь идет о порядке двухсот) различных, порой противоречивых, толкований понятия «миссия организации». В данном реферате будет обосновываться следующее ее определение:

«Миссия организации —  основная общая цель организации  — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии».1

При самом обобщенном и  в то же время при самом углубленном  понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания  тех людей,  которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует  организация,  миссия  придает  действиям  людей  осмысленность  и  целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский  смысл, тем не менее, обязательно  несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей  именно  ту  организацию,  в  которой  она  была  выработана.

Иногда компании ошибочно определяют миссию, формулируя ее в  терминах прибыли. Однако прибыль — это, скорее, результат того, что делает компания.

Миссия  организации,  как  сформулированное  утверждение,  обычно  вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает  сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. 

Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы  сформулированные  в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии —  это отнюдь не  только  выработка положений о миссии,  а доведение  этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

Миссия — эта главная цель организации как конкурентоспособной корпорации, представленная в наиболее общей форме, но при этом четко выражающая причину ее существования.

Удачная формулировка миссии — это краткое, ясное и четкое определение основного направления деятельности организации, которое хорошо мотивирует ее сотрудников.2

В следующем разделе подробно рассмотрен вопрос о правилах и требованиях  к формулированию понятия «миссия  организации».

 

ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВКИ МИССИИ

Ответственность за формирование миссии лежит на высшем руководстве  и не может быть делегирована. Миссия может отражаться в документах, имеющих  особую важность для организации (например, бизнес-плане, годовом отчете предприятия; или в выступлениях руководителей  перед акционерами и др.).

Два важных момента:

1.  Формулировка  миссии  не  должна  зависеть  от  текущего  состояния организации.  Миссия —  это  инструмент  стратегического  управления,  определяющий  целевые ориентиры  организации,  важные  с  точки  зрения  обеспечения  долговременных  конкурентных позиций.

2.  Миссия  не  должна  приобретать  окаменелые,  раз   и  навсегда  установленные  формы.  Вместе  с  ростом  и  изменением  потребностей,  по  мере  открывающихся  новых  возможностей организации могут  пересматривать миссию.

Сейчас нет каких-либо четких правил, которые  следовало  бы применять при выработке миссии  организации. Основными  определителями  границ  сферы деятельности могут  служить товары, технологии,  группы  клиентов  и  их  нужды. Последние  десятилетия считается, что характеристика предприятия со стороны рыночной деятельности оказывается точнее и  полнее, нежели его характеристика с товарной или технологической  точки зрения. Товары и технологии, в  конечном  счете,  устаревают,  тогда  как  основные  нужды  остаются  неизменными.  Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения  основных потребностей потребителей и  их эффективного удовлетворения, руководство  фактически создает клиентов для  поддержки организации в будущем.

Полезным и простым  инструментом формирования миссии  является модель Эйбелла.3 Согласно Эйбеллу, границы сферы деятельности компании могут быть определены по трем измерениям:

  1. каковы потребности, функции или  комбинации функций,  которые нужно  удовлетворять (что)?
  2. каковы различные группы потребителей, которых нужно удовлетворять, (кто)?
  3. каковы существующие технологии, способные выполнить эти функции (как)?

Считается,  что  близкая  к  идеалу  формулировка  миссии  должна  включать  следующие шесть  моментов:

- провозглашение ценностей  и убеждений; 

- продукты,  которые   организация  будет  производить,  или  потребности,  которые  она собирается удовлетворять; 

- рынок, на котором  организация позиционируется; 

- способы выхода на  свой рынок; 

- ключевые технологии, которые  будут использоваться;

- стратегические принципы  развития и/или финансирования.

Формулировка миссии не должна вызывать посторонних либо неприятных ассоциаций, она не должна быть слишком  завышенной, нереалистичной, чтобы  не порождать сомнений в ее искренности.  

При  разработке миссии  руководство  должно  стремиться,  чтобы миссия  не  получилась слишком  узкой или слишком широкой. Уже  в 60-е годы стало очевидно, что узкая миссия является ограничивающей. Многие организации с сужеными сферами деятельности перестали существовать.

В  идеале миссия  должна  быть  сформулирована  в  терминах  достаточно  конкретных, чтобы дать практические направления деятельности, и в то же время — достаточно широких, чтобы  стимулировать  творческий подход, например,  в  отношении  возможностей расширения производимого ассортимента или диверсификации в смежные отрасли.

Обычно миссия формулируется в  двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения  — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

  1. цель функционирования организации,
  2. область деятельности организации,
  3. философия организации,
  4. методы достижения поставленных целей,
  5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны  понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы  успеха», «компетенции». Все эти  понятия формулируются на основе миссии.

Таким образом, роль миссии в жизни организации очень  велика, подробнее о функциях миссии и её роли в следующем разделе.

ФУНКЦИИ И РОЛЬ МИССИИ

Миссия, в первую очередь, нужна работникам компании. Они должны четко осознавать, что их деятельность не ограничена сугубо бесстрастно-профессиональным, механическим выполнением возложенных  на них функций. Напротив, выполняя свою работу, они делают что-то полезное и нужное для клиентов компании, общества и, в конечном счете, для  человечества в целом.

Для того, чтобы понять роль миссии сопоставим друг другу 2 организации. У первой организации нет сформулированной миссии, а у второй она есть. К компании под номером один относятся следующие заключения:

  1. Если в компании отсутствует единое направление развития, часто возникает ситуация, когда различные проекты и программы оказываются несогласованными и вступают в противоречие друг с другом. И чем больше компания, чем сложнее ее структура, чем больше в ней бизнес-направлений, тем эти противоречия серьезнее.
  2. Если руководитель и персонал компании не знают, в каком направлении должна развиваться компания, им сложно составлять любые планы, так как отсутствует ориентир, к которому нужно стремиться.
  3. Постепенно формируется отрицательного имиджа (внутри компании и вне ее). Если никто не может объяснить клиентам, партнерам и работникам, зачем компания работает на рынке, это подрывает ее авторитет. В результате это может привести к постепенному охлаждению взаимоотношений с партнерами и клиентами. Сотрудники же, не понимая, зачем они работают, начинают испытывать неудовлетворенность и желание сменить работу.

Компании, у которой есть чётко сформулированная миссия будут присущи следующие заключения:

  1. Миссия определяет цели компании: становится ясным, зачем она создавалась. Это позволяет сконцентрироваться на достижении основной цели, не распыляя силы и ресурсы на второстепенные.
  2. Миссия побуждает работников к совместной работе по достижению этой цели. Увеличивается лояльность работников к компании, формируется прочный коллектив, разделяющий взгляды и принципы компании. Сотрудник начинает работать не только за зарплату, но и «за идею».
  3. Миссия служит основой для структурирования бизнеса, построения всех бизнес-процессов, обоснования целей, задач и функций компании и ее структурных подразделений, построения выверенных операционной модели, организационной и финансовой структур.
  4. Миссия помогает в планировании, служит точкой отсчета для разработки стратегических и тактических планов; таким образом, убираются противоречивые цели, исключаются конфликты и потери ресурсов.
  5. Миссия облегчает привлечение инвестиций: взять кредит всегда легче, когда можно объяснить, для какой конкретно цели он нужен.

Информация о работе Миссия организации: сущность, факторы и требования к формулировке