Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение методов и моделей принятия решений для более глубокого понимания его сути.
Задачей данной курсовой работы является научиться владеть методами принятия управленческих решений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений 5
Процесс принятия управленческих решений 5
Основные факторы, влияющие на процесс принятия 9
управленческих решений. 9
Основные этапы разработки управленческих решений. 11
Методы принятия управленческих решений 13
Глава 2. Модели принятия управленческих решений. 17
Использование моделей процесса принятия решений 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Приложения 31
4. Поведенческие ограничения
Многие из факторов, затрудняющих
межличностные и
5. Взаимозависимость решений
В организации все
решения некоторым образом
Как уже
говорилось ранее, принятие
В процессе принятия решений большое
внимание уделяется использованию
методов экспертного
Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д. Основное внимание уделяют ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах [10].
Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные этапы разработки управленческих решений
Первый блок этапов – это подготовка к разработке управленческого решения, он включает:
В состав второго блока этапов (разработки управленческого решения) входят:
В третий блок этапов – принятие решения, реализация, анализ результатов:
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки
управленческого решения
Выделяют следующие группы методов:
Интуитивно-волевые (логические) – методы используются в условиях определенности. Руководитель использует свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Решения оформляются в виде письменного или устного распоряжения.
Математический анализ – используется в сложных, но хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной форме и имеется возможность провести необходимые расчеты (материальных балансов, затрат по технологическим процессам, показателей экономической эффективности и др.).
К основным методам математического анализа, применяемым при принятии управленческих решений относятся: метод сравнения, балансовый метод, функционально-стоимостной анализ (ФСА), факторный анализ (с применением ЭВМ)
Метод сравнения позволяет оценить работу, установить причины отклонений, выявить резервы. Основные виды сравнений:
а) отчетные показатели с плановыми;
б) плановые и отчетные показатели с соответствующими показателями предшествующего периода;
в) показатели работы за день, смену;
г) показатели технического уровня и качества продукции с показателями других предприятий, конкурентов.
Балансовый метод применяется при анализе обеспеченности ресурсами и использования ресурсов.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – объектом анализа может быть любая система и её элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект функционирования по назначению (изделия, процессы, структуры, ресурсы).
Факторный анализ (с применением ЭВМ)
Эвристические, поисковые (совещание, семинар, деловая беседа, «мозговой штурм» и др.) – применяются в ситуациях, характеризующихся новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточной полнотой и достоверностью информации. Большую роль играет правильный подбор группы для выработки такого решения.
Правила реализации метода совещания:
- начинаться точно в установленное время;
- соблюдать повестку дня и установленный регламент;
- результаты оформлять в виде
протокола, в котором
- заранее знакомить с
- приглашать действительно
- проводить в атмосфере
непринужденности и
При «мозговом штурме» или «мозговой атаке» создаются две группы – генерации идей и оценки идей, работающие раздельно.
Каждый участник группы генерации предлагает любую идею, способствующую разрешению обсуждаемой проблемы. Они записываются без обсуждения и без указания автора идеи. Отобрав наиболее перспективные идеи, группа оценки передает их обратно в группу генерации для дальнейшей проработки. Подобный процесс повторяется несколько раз, пока не будет найдено лучшее решение.
Наиболее популярным из экспертных методов является метод Дельфи. Специально подобранные специалисты, предлагают варианты решения проблемы, которые передаются экспертам. Они выбирают наиболее перспективные, и так повторяется несколько раз, до решения проблемы. Эвристические методы используются обычно при решении глобальных проблем.
Эффективным методом принятия решений в управлении являются деловые игры и их упрощенная разновидность – анализ конкретных управленческих ситуаций. Они позволяют не только принимать решения, носящие стратегический и тактический характер, но и обучать работников.
Методы экономического обоснования решений сводятся к расчетам их экономической эффективности. Выбор базы для сравнения определяется содержанием решения. Это может быть:
– сравнительная экономическая эффективность – для организационно-технических решений, значимых для данного предприятия. Рассчитывается годовой экономический эффект, срок окупаемости капитальных затрат, приведенные затраты по сравниваемым вариантам;
– интегральная экономическая эффективность.
Для сравнения инвестиционных проектов и выбора лучшего их них используется система показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, применительно к интересам его участников – чистая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости [4].
Термин "модель" различными авторами толкуется неодинаково. Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури [8] под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме.
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Анализ моделей и
особенностей организаций как
Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения. Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:
Если же среди существующих
структурных подразделений
Модель решения проблем в организации – это прежде всего представление ее механизма управления проблемами. Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации [11].
1. Модель "организация-машина". Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.
Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и "бюрократическая модель" организации.
2. Модель "естественной " организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
4. Социотехническая модель. Согласно этой модели особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций – традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений