Модели и методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение методов и моделей принятия решений для более глубокого понимания его сути.
Задачей данной курсовой работы является научиться владеть методами принятия управленческих решений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений 5
Процесс принятия управленческих решений 5
Основные факторы, влияющие на процесс принятия 9
управленческих решений. 9
Основные этапы разработки управленческих решений. 11
Методы принятия управленческих решений 13
Глава 2. Модели принятия управленческих решений. 17
Использование моделей процесса принятия решений 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Приложения 31

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 312.00 Кб (Скачать документ)

Рис.2.1. Этапы формирования требований при разработке адекватных моделей процесса управления.

Следует отметить, что  наряду с требованием соответствия модели объекту управления важную роль играет требование соответствия модели субъекту управления, т. е. системе ценностей и предпочтениям ЛПР, уровню владения ЛПР необходимыми профессиональными навыками работы с современными управленческими технологиями, доверия ЛПР к результатам моделирования.

Однако недостаточный  анализ ситуации принятия решения нередко приводит к ошибочно принятым управленческим решениям и, следовательно, к дополнительным неоправданным потерям. Один и тот же объект управления может быть представлен с помощью различных моделей в зависимости от того, какого аспекта объекта управления касается принимаемое решение.

Модели процесса управления могут различаться по степени  сложности. Например, так называемые мультипликативные факторные модели, характеризующие влияние основных факторов на развитие ситуации принятия решения, являясь достаточно простыми, в то же время вызывают дополнительные сложности при их использовании. В то же время трудоемкие при разработке экономико-математические модели при их использовании достаточно удобны при наличии современных систем и сопровождения процесса выработки управленческих решений.

В процессе реального  управления организацией менеджер сталкивается с полем проблем, которые должны быть решены в процессе деятельности организации. Проблемы определяются стратегическими  и тактическими целями организации, состоянием внешней и внутренней среды, необходимыми и имеющимися в наличии ресурсами, конкретными значениями неуправляемых и управляемых параметров, ходом самого процесса управления. В ходе процесса управления вырабатываются альтернативные варианты решений, образующие пространство возможных решений.

Основной задачей управленца является определение для каждой проблемы, принадлежащей возникшему полю проблем, альтернативного варианта решения из пространства решений, позволяющего в наибольшем соответствии с целями организации решить эту проблему. Для определения наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения для конкретной проблемы используются решающие правила, на основании которых осуществляется сравнение и выбор альтернативных вариантов. Решающие правила позволяют как при одноцелевом, так и при многоцелевом подходе дать однокритериальную или многокритериальную оценку сравниваемым вариантам решений.

К числу наиболее распространенных решающих правил можно отнести[1]:

  1. метод "свертки", при котором рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;
  2. принцип Парето, при котором сопоставляются оценки альтернативных вариантов решений по нескольким критериям и отбрасываются "доминируемые" решения;
  3. лексикографический выбор, при котором выбор осуществляется сначала по наиболее важным критериям, а затем по менее важным;
  4. правило максимина, используемое при игровом подходе и реализующее стратегию гарантированного результата, когда выбирается вариант, дающий максимальный эффект при наименее благоприятных действиях противника, и др.

Большое распространение  получили решающие правила, основанные на использовании функции полезности альтернативного варианта решения.

 

Заключение

Решение – это выбор  альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

Запрограммированные решения, типичные чаще всего для повторяющихся  ситуаций, принимаются с соблюдением  конкретной последовательности этапов. Новые или сложные ситуации требуют незапрограммированных решений, в этом случае руководитель сам выбирает процедуру принятия решений.

Решения могут приниматься  с помощью интуиции, суждения или  методом рационального разрешения проблем. Последний способствует повышению  вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.

Этапы рационального  решения проблем – диагноз, формулировка ограничений и критериев принятия решений, выявление альтернатив, их оценка, окончательный выбор. Процесс  не является завершенным, пока через  систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

На принятие решений, помимо всего, влияет масса внешних  и внутренних обстоятельств, таких  как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и др.

Решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого  продукта. Правильно принимать решение - это тонкая наука. Принятие правильных решений это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.

Список используемой литературы

  1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 89 с.
  2. Доблаев В.Л. Теория  организации. – М.: Академия, 2005. – 445 с.
  3. Злобина Н.В. Управленческие решения. – Тамбов: Издательство Тамб. гос. техн. ун-та,2007. – 80с.
  4. Игнатов Л.Л. Основы  менеджмента. – Калуга, 2003. – 147 с.
  5. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. –  Мн.: Новое знание, 2001. – 336 с.
  6. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные  методы принятия решений. — М.: Наука, 1996. – 460 с.
  7. Лебедев О.Т. Основы  менеджмента.  – Санкт-Петербург:  ИД «МиМ», 1997. – 209  с.
  8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.:Издательство «Дело»,2002. -392 с.
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  10. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.:Инфра-М,2001. – 264 с.
  11. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.:Интел-Синтез,1998. – 272 с.
  12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 1997. – 332 с.

 

Приложение 1

 


Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений