Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 11:31, контрольная работа
В данной работе мы определим понятие и сущность организационного поведения, проанализируем модели организационного поведения и рассмотрим, что влияет на выбор той или иной модели поведения в организации.
Введение 3
1. Понятие и сущность организационного поведения 4
2. Организационные модели поведения 6
3. Выбор модели организационного поведения 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
Оглавление
Введение 3
1. Понятие и сущность организационного поведения 4
2. Организационные модели поведения 6
3. Выбор модели организационного поведения 12
Заключение 14
Список
использованной литературы: 15
Введение
Управление
организацией – это, прежде всего, управление
людьми. Именно искусство управления
поведением людей становится в современном
обществе решающим условием, обеспечивающим
конкурентоспособность
В
данной работе мы определим понятие и
сущность организационного поведения,
проанализируем модели организационного
поведения и рассмотрим, что влияет на
выбор той или иной модели поведения в
организации.
Организационное
поведение - это систематическое
изучение поведения людей внутри
организаций, а также отношений
внутри организации. Поведение людей
в организации не случайно. Эффективность
функционирования организации во многом
определяется поведением сотрудников
и культурой организации. Каждый
человек уникален, но отношения и
поведение сотрудников в
Общение и деятельность объединяются единым понятием - поведение, которое подразделяется на отдельные составляющие: деятельность, действия, реакции, поступки. В современной науке применяются различные подходы к изучению поведения человека в организации.
Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций. Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.1
Объекты изучения организационного поведения:
•
поведение индивидов в
• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);
• динамика отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных);
• возникающие межгрупповые отношения;
•
организации как целостные
Целями организационного поведения являются:
1. систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;
2. объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;
3. предсказание поведения работника в будущем;
4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.
Организационное поведение изучает поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты ее деятельности, поэтому основными задачами данной дисциплины являются:
1.
Выявление поведенческих
2.
Обеспечение формирования
3.
Систематическое описание
4. Объяснение поступков людей в определенных условиях.
5. Умение предвидеть ситуацию.
6.
Овладение навыками управления
поведением людей в процессе
работы и поиск путей
Одна из основных отличительных черт науки об организационном поведении – ее междисциплинарный характер. Еще одна черта организационного поведения – системность, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки. Третья особенность организационного поведения – постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров. Современные управленцы восприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования организационного поведения, проверяют на практике новые модели.
Основой
моделей организационного поведения
можно считать две
Администраторы могут придерживаться любой из них - концепции (теории) «Икс» или «Игрек». Позиции каждой из них обозначены в таблице 1.
Таблица 1 - Концепции систем ожидания Макгрегора
|
Таким образом, теория «Икс» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «Игрек» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе. Конечно, это несколько утрированные представления, но они все же дают возможность найти ответ на вопрос о том, почему в организации доминирует та или иная модель. Все данные говорят за то, что поведение подчиненных во многом определяется системой ожиданий руководителя, его убеждениями.
Существует четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная, основные черты которых представлены в таблице 2.
Таблица 2. Модели организационного поведения2
Авторитарная | Опекунская | Поддерживающая | Коллегиальная | |
Базис модели | Власть | Экономичес-кие ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат для работника | Зависимость от непосредствен-ного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Само-дисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | В существовании | В безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничест-во | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
Авторитарная модель опирается на власть, ориентирована на полномочия, дающие руководителю любого уровня (хотя бы теоретически) возможность заставить работника выполнять свои распоряжения, подчас даже подвергая его штрафным санкциям. В свой черед, работники ориентированы на подчинение и весьма зависимы от непосредственного начальника. В целом уровень личной вовлеченности в процесс труда минимальный. Иначе говоря, сотрудники, за редким исключением, делают не больше того, чем от них требуют. Принципиально слабая сторона этой модели - большие человеческие издержки. Если посмотреть на нее с точки зрения использования человеческого потенциала, оценить уровень вовлеченности сотрудников в процесс труда, инициативы, степень опоры на их внутренние стимулы, то легко обнаруживается, что здесь все эти факторы игнорируются. Из всех мыслимых человеческих ресурсов в полном объеме используется лишь ресурс руководителя (его время, здоровье, мотивация и пр.). Правда, отдельные работники все же демонстрируют более высокие показатели в силу каких-то внутренних мотивов (например, испытывают симпатию к руководителю, видя в нем «прирожденного лидера»). Но в целом отсутствие у сотрудников «права голоса» порождает разочарование, неуверенность, иногда - агрессию по отношению к руководству.
Что
сказать о данной модели? Она не
плоха и не хороша (как, впрочем, и
все остальные), а в определенных
условиях, например, когда организация
находится в кризисе, может быть
единственно возможной и
Другая весьма распространенная модель - опеки. В ее рамках руководитель, пусть подсознательно, рассматривает свою организацию как семью (в российском понимании этого слова), а себя как главу этой семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какими? А с такими же, какие возникают у отцов и детей.
Отцы, естественно, стараются иметь как можно больше информации обо всем, что происходит с детьми, обо всех их личных проблемах и даже решение их часто берут на себя. Они берегут своих чад от ошибок, стараясь по мере сил страховать их от всего пагубного и нежелательного. Они без основания полагают, что дети в ответ на заботу и опеку бесконечно должны им. Отсюда и частые сетования на их неблагодарность (словосочетание «ты должен» или «должна» - самое частое в нашем лексиконе). Отцовские благие, продиктованные искренними родительскими чувствами намерения приводят к тому, что дети, случается, манипулируют ими. Отцы вдруг обнаруживают, что им не хватает инициативы и ответственности. Будучи чрезмерно зависимыми от старших, они в качестве ведущей стратегии взаимодействия с родителями выбирают путь «избегания» ошибок и наказаний, и наиболее действенными для них часто оказываются внешние стимулы.