Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 11:31, контрольная работа
В данной работе мы определим понятие и сущность организационного поведения, проанализируем модели организационного поведения и рассмотрим, что влияет на выбор той или иной модели поведения в организации.
Введение 3
1. Понятие и сущность организационного поведения 4
2. Организационные модели поведения 6
3. Выбор модели организационного поведения 12
Заключение 14
Список использованной литературы: 15
Что происходит в организации при подобном поведении руководителя? Стараясь иметь подробнейшую информацию обо всем, что происходит с конкретным подчиненным, включая и личные проблемы, руководитель порой вторгается в его жизнь. Казалось бы, мы делаем все для того, чтобы профессиональная жизнь подчиненного протекала как можно более успешно, страхуем его от возможных ошибок (к ним относятся как к факту, который не должен иметь место). Однако результат получается несколько отличным от запланированного.
Руководство
сталкивается с недостатком инициативы
и ответственности. Плохо работают
внутренние стимулы, а основной побудитель
к действию - слово «должен». Данная
модель опирается на экономические
ресурсы организации, и руководство
(как процесс) ориентировано на их
распределение. Под ресурсами понимаются
не только финансы, но и время, нагрузка,
удобное расписание, доступ к информации,
отношения и пр. Работники ориентированы
на безопасность и льготы (получение
ресурсов, упомянутых выше), но при этом
они находятся в сильной
Сегодня в ряде организаций становится актуальным внедрение модели поддержки. В определенных обстоятельствах она, безусловно, имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше. Но переход этот прост лишь на бумаге, поскольку сопровождается изменением некоторых важных установок руководителя (управленческой группы).
Попробуем
рассмотреть ситуацию с позиции
подчиненного. Что сдерживает его
профессиональный рост? Вероятнее всего,
страх показаться некомпетентным, оказаться
в незнакомой ситуации, потерять авторитет,
вступить в конфликт с коллегами
и руководством и т.п. Отсюда часто
следует и ведущий мотив
Однако
все это справедливо лишь для
людей, которые способны учиться
на ошибках, извлекать из них полезный
опыт. Если быть честными, то следует
признать, что такие ошибки в организациях
совершаются ежедневно и
Данная
модель опирается на руководство (в
том смысле, что под ним понимается
приведение других к успеху), которое
(как процесс) ориентировано на поддерживающие
взаимоотношения. Работники ориентированы
на выполнение конкретных заданий (а
не на получение льгот и привилегий)
и имеют возможность
Заметим, что поддерживающая модель начинает хорошо работать при условии наличия минимального объема ресурсов (финансовых, юридических, информационных и пр.). Для нее характерен климат индивидуального роста, она особенно эффективна при относительно «приличном» уровне жизни, однако переход к ней требует серьезной ломки взглядов руководителя.
Что касается четвертой - коллегиальной - модели организационного поведения, то она, несмотря на свою привлекательность, не может быть реализована в настоящих условиях, поскольку осуществима только в условиях избытка ресурсов, а это представляется абсолютно нереальным. Эта модель является, скорее, теоретической, потому, что ее реализация на практике крайне редка даже в более благополучной Европе.
Любая модель сама по себе ни хороша, ни плоха. Она либо адекватна условиям, в которых работает организация, либо нет. Однако надо знать, что существует теория «самосбывающихся пророчеств», которая гласит, что рано или поздно подчиненные начинают соответствовать ожиданиям руководителя.
Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения.
Необходимо учитывать факторы, влияющие на организационное поведение:
-
экономическая ситуация в
-
географическое положение
- уровень жизни в регионе;
- внешнеэкономические контакты;
- статус организации на рынке;
- ожидания окружающих.
- профиль и вид деятельности организации;
- уровень финансового состояния личности;
- личность первого руководителя;
- реальная ситуация.
3.
Факторы социально-культурной
- менталитет;
- особенности образования.
- действующее законодательств;о
-
свобода граждан и формы
Анализ моделей организационного поведения позволяет сделать следующие выводы:
• развитие и смена моделей носят эволюционный характер;
• они во многом определяются превалирующими потребностями работников;
• в настоящее время отмечается тенденция к применению новых моделей;
• эффективность модели во многом зависит от конкретной ситуации;
•
модели могут модифицироваться и
развиваться в различных
Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного поведения: задача менеджеров состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае изменений внешних условий и появлений новых потребностей.
Заключение
Организационное поведение – это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.
Основой
моделей организационного поведения
можно считать две
Любая модель сама по себе ни хороша, ни плоха. Она либо адекватна условиям, в которых работает организация, либо нет. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения.
Список использованной литературы:
1. Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПбГУАП, 2001. – 52 с.
2.
Аширов, Д.А. Организационное
3. Дорофеев, В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142 с.
4. Карякин, А.М. Организационное поведение: учеб. пособие / А.М. Карякин. – Иваново: РИО ГОУ ВПО ИГЭУ, 2001. – 218 с.
5. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова - М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. - 384 с.
6. Мункоев, А.К. Организационное поведение: учеб. пособие / А.К. Мункоев – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – 184 с.