Модели управления, как формы эволюции управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем:
Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории управления. Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ управления. Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

Содержание

Введение
1. Модель управления
1.1 Понятие модели управления
1.2 Классификация моделей управления
2. Эволюция управленческой мысли
3. Разнообразие моделей и школ управления
3.1 Классическая школа управления
3.2 Школа человеческих отношений
3.3 Наука управления
3.4 Американская модель управления
3.5 Японская модель управления
3.6 Развитие Российской модели управления
3.6.1 Управление XVII в.
3.6.2 Управленческая мысль в XVIII в.
3.6.3 Особенности управления экономикой России в XIX в.
3.6.4 Управление в XX в.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Rabota.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

   В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

   Однако  не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

 

3.6 Развитие Российской  модели управления

3.6.1 Управление XVII в.

   Начало  развития менеджмента в России было положено  в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.

   В развитие системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким  образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

   Особую  эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя  управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

  • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;
  • содействие развитию  сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;
  • активизация развития внешней и внутренней торговли.

   Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением –  регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это был государственный  менеджмент.

   Заслуживают внимания  и управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726). К его оригинальным идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он  подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым – эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И. Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

 

3.6.2 Управленческая мысль в XVIII в.

   Первая  четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

   Идеи  государственного управления нашли  свое отражение в трудах

А.П. Волынского (1689 – 1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686 – 1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

   Во  второй половине ХVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования  управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

 

3.6.3 Особенности управления экономикой России в XIX в.

   К началу XIX в. невозможность управления Государством Российским  старыми  методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

   Основные  преобразования управления экономикой  в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. В 1801 г. был  издан манифест об учреждении министерств, которые были построены на началах личной власти и ответственности.

   Особую роль в  развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772 – 1839). Цель преобразований он видел в придании внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Система власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, судебную и исполнительную. Т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда – в ведении Сената, управление государством - в ведении министерств, ответственных перед Думой.

 

3.6.4 Управление в XX в.

   В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте (1849 – 1915) и А.С. Столыпин (1862 – 1911).

   Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала  все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

   Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г. В поисках некапиталистических форм управления на микро и макро уровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер, основными  из которых были следующие:

  • введение рабочего контроля;
  • создание Высшего совета народного хозяйства;
  • образование местных органов экономического управления.

   Прерванные  Первой мировой и Гражданской  войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х. Годов. В частности, были сформулированы «основные законы научной организации производства и НОТ».

В развитии советской управленческой мысли  самими плодотворными были 20-е годы, когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.

К первой группе относятся:

  1. Концепция организационного управления, предложенная А.А. Богдановым (1873-1920);
  2. Концепция «физиологического оптимума» О.А. Ерманского (1866-1941);
  3. Концепция узкой базы А.К. Гастева (1882-1941);
  4. Концепция «производственной трактовки» управленческих процессов Е.Ф. Розмирович (1886-1953).

К социальным концепциям относятся:

  1. «Теория организационной деятельности» П.М. Керженева (Лебедева) (1881-1940);
  2. «Социально-трудовая концепция управления производством» Н.А. Витте;
  3. Теория «административной ёмкости» Ф.Р. Дунаевского (1887-1960).

   В 30-50 годах каждая организация оказалась  послушным «винтиком» в сложном  механизме планового управления  народным хозяйством и отраслями.

   Наконец, в 80-х гг. начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, заключавшийся в разработке концепций системы управления экономикой  в условиях перехода к рыночным отношениям.

   Таким образом, история менеджмента –  это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих  и контролирующих.

 

Заключение

   В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать  следующие выводы:

   1. Подготовка современных управленцев-профессионалов невозможна без знания истории развития управления. Управление развивалась на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование управления оказали: школа научного управления, классическая школа, административная школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления, а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

   2. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

   3. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного управления крайне актуально.

   4. Не стоит забывать, что нет совершенных и универсальных подходов, для решения управленческих задач, существуют управленческие школы, модели, анализируя которые – можно использовать известные подходы, комбинировать их, и даже создавать что-то новое, ведь управление – это творчество. Наука – развивается, появляются новые проблемы, задачи и как следствие – нужны новые способы их решения.

   В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных отношений  одним из приоритетных ее направлений  является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию науки управления в практической деятельности российских организаций.

   Основной  особенностью управленческой мысли  становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования  системы управления, выработка позиции  по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

Список  использованной литературы 

  1. Акулов  В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского  мисменеджмента // ЭКО. 2000. №1. С. 35 – 48.
  2. Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А., Ясин Е. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях  // Вопросы экономики. 2000. № 7. С. 4 – 20.
  3. Валовой Д.В. История менеджмента: Учеб. М., 2000.
  4. Барышников Ю.Н. Модели управления персоналом: Зарубежный опыт и возможность его использования в России. М., РАГС, 1998.
  5. Бовыкин В. Новый менеджмент: Учеб. М., 1997.
  6. Брэддик У. Менеджмент в организации: Учеб. М., ИНФРА-М, 1997.
  7. Герчикова И. И. Менеджмент: Учеб. М., ЮНИТИ-ДАНА, 1995.
  8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. М., Новое знание, 2002.
  9. Кравченко А.И. История менеджмента. М., Академический Проект, 2000.
  10. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб., ОЛБИС, 1998.
  11. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие. М., ПРИОР,1998.
  12. Прохоров А.П. Перспективы развития российской модели управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. №2.
  13. Общий и специальный менеджмент // Общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухин - М., РАГС, 2000.
  14. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. М., МГУ, 1991.
  15. Поляков В.Г. Человек в мире управления. М., Наука, 1996.
  16. Радыгин А., Сидоров И. Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества // Вопросы экономики. 2000.  № 5. С. 45 – 61.
  17. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. Пособие. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  18. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. 2-е издание. М., Интел-Синтез,1997.
  19. Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. СПб., ОЛБИС,1998.
  20. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., Высш. школа, 2000.
  21. Яккока Л. Карьера менеджера: пер. с англ. М., Довгань, 1997.
  22. Яковлев А. Черный оффшор // Эксперт. 2000.  № 40. С. 12.

Информация о работе Модели управления, как формы эволюции управленческой мысли