Моделирование поведения потребителя на рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:00, лекция

Описание

Попытаемся сейчас приблизить нашу модель к реальной действительности. Ведь фактически потребитель выбирает конкретный товар из всей массы предложенных ему благ. Поэтому следует проанализировать, каким образом потребитель делает выбор, противопоставляя товар Х всем другим товарам, как на его выбор влияют доход и цены, и как в результате этого формируется индивидуальный спрос на товар.

Работа состоит из  1 файл

t3.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Тема 3. Моделирование поведения потребителя на рынке товаров 

      В предыдущей теме было принято допущения  о том, что потребитель делает свой выбор лишь между двумя товарами: товаром Х и товаром Y. Попытаемся сейчас приблизить нашу модель к реальной действительности. Ведь фактически потребитель выбирает конкретный товар из всей массы предложенных ему благ. Поэтому следует проанализировать, каким образом потребитель делает выбор, противопоставляя товар Х всем другим товарам, как на его выбор влияют доход и цены, и как в результате этого формируется индивидуальный спрос на товар. 

3.1. Кривые “доход-потребление”. Кривые и законы  Энгеля 

      Если  ввести в модель потребительского выбора положения о выборе между данным товаром и всеми другими товарами, то это, прежде всего, скажется на представлении о структуре затрат бюджета. В этом случае формула расширенного бюджетного ограничения будет иметь такой вид: 

                                           I = Px*Qx + SPyi*Qyi .                                   (3.1) 

      Несколько иначе при этих условиях будет толковаться и линия бюджетных ограничений. В этом случае на графике, с одной стороны, будет количество товара Х, которое может приобрести потребитель, исходя из его дохода, а с другой - затраты в денежной форме на приобретение всех других товаров (рис. 3.1). Точка пересечения бюджетной линии с осью Y будет отвечать общему уровню дохода потребителя.

                  

                          Рy*Qy                                                                               

             

               

                                             

                                  I 
 

                                                 a       

                                                                           Qx

 

                    Рис. 3.1. Линия расширенного бюджетного ограничения
 

      Наклон  этой линии будет постоянным (поскольку  она прямая) и будет равняться  тангенсу угла a: 

                                            tg a = I/Qx = Px .                                   (3.2) 

      Можно также построить кривую безразличия для потребителя с учетом новых допущений (рис. 3.2). Обращаем внимание на то, что в этом случае ценность всех других товаров для потребителя приобретает денежного выражения. 

                           Рy*Qy

                   

                       

                                             

                          Py*Qy1          

                          Py*Qy2                                    

                                                                           Qx

                                         Qx1     Qx2       

                    Рис. 3.2. Кривая безразличия при выборе товара Х из

всей  массы товаров 

      Если  предположить, что предельная полезность денег для потребителя остается неизменной, то предельная норма замещения  в каждой точке кривой безразличия  будет равна предельной полезности товара Х, выраженной в денежной форме (MUx). Поэтому наклон кривой  безразличия совпадет с наклоном линии бюджетных ограничений в той точке, где предельная полезность товара Х, выраженная в деньгах, совпадет с ценой товара Х. Иначе говоря, равновесие потребителя достигается при условии равенства ценности товара для него и затрат на его приобретение: 

                                                   MUx  = Px.                                            (3.3) 

      При меньших объемах закупок предельная полезность товара буду большая, чем цена, которая будет создавать заинтересованность увеличить количество товара Х. Если закупки окажутся большими, чем равновесный объем, цена товара превысит его полезность. А это будет подталкивать потребитель к уменьшению закупок. Равновесие наступит тогда, когда предельная полезность, как максимальная сумма денег, от которой потребитель хотел бы отказаться ради получения дополнительной единицы товара, уравняется с его ценой.

      Решение потребителя о приобретении товара Х в определенных объемах зависит не только от его вкусов и предпочтений, но и от уровня дохода. Если на графике, где показаны точки равновесия потребителя при различных уровнях его дохода, провести линию, которая проходит через эти точки, то получим кривую “доход-потребление” (рис. 3.3). Эта кривая показывает, как количество товара Х, потребляемое за определенное время, будет изменяться в зависимости от изменения дохода и только дохода. 

                        Py*Qy  

                              I1

                              I2

 

                              I3                                  U1  

                                                                   U2

                                                                   U3

                                                                                     Qx     

                                  Рис. 3.3. Кривая “доход-потребление”
 

      Характер  кривой “доход-потребление” будет  зависеть от оценки товара потребителем. Нормальные товары - это такие товары, которые человек потребляет в большем количестве при возрастании его дохода.  Некачественные товары - это такие товары, потребление которых уменьшается при условии роста дохода потребителя. Следует отметить, что принадлежность товара к группе нормальных или некачественных зависит не столько от его каких-то специфических свойств, сколько от восприятия этого товара потребителем. То, что для одного потребителя будет нормальным товаром, другой будет оценивать, как некачественный товар.

      Кроме того, оценка товара изменяется и в  зависимости от доходов потребителя. Так, при определенном уровне дохода поездка в другой город на собственном автомобиле будет восприниматься как нормальный товар, и количество таких поездок будет увеличиваться вместе с увеличением доходов потребителя. Однако, когда доходы возрастут до определенного уровня, потребитель будет воспринимать многочасовую поездку как некачественную, будет предпочитать  перелет самолетом, а потому поездка на собственном автомобиле превратится в некачественный товар.

      Таким образом, для нормальных товаров кривая “доход-потребление” будет иметь возрастающий характер,  для некачественных – убывающий.

      Вместе  с тем, есть группа товаров, которую  нельзя отнести ни к нормальных, ни к некачественных. Объемы их потребления  не зависят от уровня дохода потребителя. К этой группе относятся сравнительно дешевые товары, которые не имеют эффективных субститутов. Мало вероятно, что кто-то при возрастании дохода увеличит или уменьшит потребление, например, соли. Поэтому кривая “доход-потребление” для этой группы товаров будет иметь вид вертикальной прямой линии (рис. 3.4). 

  PyQy                                      PyQy                                    PyQy

 
 
 
 
 

                                         Qx                                         Qx                               Qx 

      а) нормальный товар                      б) некачественный товар      в) нейтральный товар 

            Рис. 3.4 Кривые “доход-потребление”  для различных  категорий товаров 

      От  кривой “доход-потребление” легко  перейти к так называемым кривым  Энгеля. Эрнст Энгель (1821-1896 гг.) - английский экономист, который занимался изучением того, как в Х1Х ст. характер потребления товаров и услуг изменялся в зависимости от дохода семьи. Кривая  Энгеля показывает соотношение между доходом и объемом потребления определенного товара при неизменности других факторов, которые влияют на спрос (рис. 3.5). 

                               I 
 
 
 
 
 

                                                                                      Qx                                  

Рис. 3.5. Кривая  Энгеля

 

      Для большинства нормальных товаров кривая  Энгеля имеет возрастающий характер с затуханием, то есть определенный прирост дохода вызывает меньший прирост потребления товара Х. Это, прежде всего, объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако для определенной группы товаров кривая  Энгеля может возрастать с ускорением. К этой группе относятся предметы роскоши, потребление которых возрастает быстрее, чем возрастает доход потребителя. Эти зависимости были подмеченные Энгелем и сформулированные в виде законов, которые вошли в экономическую теорию как законы  Энгеля:

      1. При неизменных ценах на все  блага часть семейного бюджета,  расходуемая на продукты потребления,  имеет тенденцию к уменьшению  при возрастании доходов семьи.

      2. Потребление образовательных, юридических, медицинских услуг и услуг, связанных с отдыхом, имеет тенденцию возрастать быстрее, чем возрастают доходы.

      И хотя эти закономерности были выявленные больше 100 лет назад, в их справедливости легко убедиться, наблюдая сегодняшнюю  экономику. 

3.2. Кривые “цена-потребление”  и выведение кривых  спроса

                                                               

      Исследуя  кривые “доход-потребление” и кривые  Энгеля, мы исходили из предположения, что изменяется лишь доход, а все  другие факторы спроса остаются неизменными. Если изменить исходные посылки, зафиксировать как неизменный доход, а ввести в модель как экономическую переменную цены, то можно построить кривую “цена-потребление”.

      Снижение  цен на товар Х приведет к повороту кривой бюджетных ограничений и к новой точке ее пересечения с осью Х, больше отдаленной от начала координат. Если  доход  и цены на другие товары остаются неизменным, то точка пересечения с осью Y останется прежней.

                                 Qy 

                                   I

                                                 F1   F2  F3                                  Qx

                                                 Рис. 3.6. Кривая “цена-потребление”
 

      Кривая  “цена-потребление” показывает, как изменяется объем закупок товара Х (точки F1, F2, F3 на рис. 3.6) при переходе к другому уровню цен на этот товар при неизменности всех других факторов спроса. 

      От  кривой “цены-потребления” можно перейти  к кривой индивидуального спроса. Тангенс угла наклона линий бюджетных ограничений отвечает цене товара Х. Легко заметить, что уменьшение угла наклона (снижение цен на товар Х) сопровождается  увеличением объемов закупок этого товара. Зависимость между ценой на товар (Рx) и размером его желательных закупок для потребителя отображает кривая спроса (рис. 3.7 ).          

Информация о работе Моделирование поведения потребителя на рынке товаров