Моделирование поведения потребителя на рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:00, лекция

Описание

Попытаемся сейчас приблизить нашу модель к реальной действительности. Ведь фактически потребитель выбирает конкретный товар из всей массы предложенных ему благ. Поэтому следует проанализировать, каким образом потребитель делает выбор, противопоставляя товар Х всем другим товарам, как на его выбор влияют доход и цены, и как в результате этого формируется индивидуальный спрос на товар.

Работа состоит из  1 файл

t3.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

      Спрос (demand) - это  те количества продукта, которые потребитель готов и в состоянии приобрести по тем или иным ценам  на протяжении определенного периода. Кривая спроса и кривая “цена-потребление” - это два различных способа описание того, как приобретенное количество товара изменяется при изменении цены на него (при условии, что другие факторы не действуют). 

                           Рx 
 
 

                                                                          

                                                                         d

                                                                                   Qx       

                              Рис. 3.7. Кривая индивидуального спроса
 

      Поскольку зависимость между ценами товара и величиной спроса на него достаточно стойка, то можно говорить о  законе спроса, что провозглашает, что с возрастанием цен на товар размер спроса на него уменьшается, а снижение цен сопровождается увеличением количества товара, которое хочет приобрести потребитель. 

3.3. Эффект дохода  и эффект замещения.  Парадокс Гиффена 

      Если  цена товара Х изменяется, то возможности  потребителя приобрести различные  наборы товаров тоже изменяются. С одной стороны, снижение цен на товар Х делает его более привлекательным для потребителя, поскольку он становится дешевле относительно товаров-субститутов. С другой же стороны, высвобождение средств от удешевления покупки товара Х позволяет потребителю увеличить потребление других товаров. Таким образом, возрастает реальный доход потребителя, хотя его номинальный доход остается прежним.

      Реакция потребителя на такое возрастание  реального дохода будет зависеть  в значительной степени от его  отношения к потребительским качествам товара. Чтобы моделировать поведение потребителя, следует разграничивать действие двух эффектов, которые наблюдаются при изменении цен на один из товаров.

      Эффект  дохода - это только те изменения в потреблении, которые вызванные изменением реального дохода потребителя под влиянием движения цен. Как было выяснено ранее, возрастание дохода противоречиво влияет на потребление нормальных и некачественных товаров: если с увеличением дохода потребления нормальных товаров возрастает, то потребление некачественных - уменьшается.

      Эффект  замещения - это только те изменения в потреблении товара, которые являются результатом изменений цен на этот товар относительно цен на другие товары. Этот эффект срабатывает одинаково и относительно нормальных, и относительно некачественных товаров. В обобщенном виде действие эффектов дохода и замещения показано в табл. 3.1. 

Таблица 3.1.

Действие  эффектов дохода и  замещения

 
 
 

Эффект

 

Нормальный  товар

 

Некачественный  товар

Эффект  дохода:

цена  уменьшается  

 цена возрастает

 
Потребление возрастает

Потребление уменьшается

 
Потребление уменьшается

Потребление возрастает

 Эффект  замещения:

цена  возрастает 

цена  уменьшается

 
Потребление  уменьшается

Потребление возрастает

 
Потребление 

Уменьшается 

Потребление возрастает

 

      Эти два эффекта действуют синхронно.  Поэтому реальная направленность изменений  потребления будет выступать  равнодействующей эффектов дохода и  замещения. Из данных табл. 3.1 следует, что относительно нормальных товаров  оба эффекты действуют в одном направлении. В этом случае прогнозировать изменения потребления в зависимости от изменений цены на товар несколько    проще. Иная картина складывается при анализе влияния изменения цены на потребление некачественных товаров: направленность влияния эффектов дохода и замещения противоположная.  В зависимости от того, какой эффект срабатывает сильнее, динамика цены и динамика потребления будут иметь одинаковую или противоположную направленность.

      Если  эффект замещения имеет большее  влияние, то с возрастанием цены потребление товара Х уменьшается, а при ее снижении - увеличивается. Однако может складываться ситуация, когда преобладает эффект дохода. Тогда при возрастании цены возрастает и потребление, а уменьшение цены вызывает такие же за направленностью изменения потребления.

      Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения, получил название Гиффенового товара, а возрастание потребления этого товара с повышением цены на него - парадокса Гиффена.

      Роберт  Гиффен (1837-1910 гг.) - английский ученый, который обнаружил, что малоимущие рабочие в Англии увеличивают  потребление дешевых некачественных продуктов питания (в частности, ржаного хлеба) при их удорожании. Такую же ситуацию можно наблюдать и при анализе структуры потребления малообеспеченных слоев населения Украины во время экономического кризиса 90-х гг.

      Товар Гиффена должен синхронно отвечать таким требованиям:

   -    быть некачественным в представлении  потребителя;

  • занимать значительной частью в его затратах.

      Парадокс  Гиффена, на первый взгляд, кажется  исключением из закона спроса. Но при  более детальном исследовании, как  мы выяснили, именно взаимодействие эффектов замещения и дохода есть виною  такое развитие событий.

      Существует  еще несколько примеров мнимых исключений из закона спроса, когда с повышением цен наблюдается увеличение закупок  того или иного товара. Так, некоторые  потребители могут отождествлять  возрастания цен с повышением качества продукции и реагировать увеличением его закупок. В условиях нестабильности экономической ситуации возрастания цен может восприниматься и как предвестник инфляционного прыжка. Поэтому для получения выигрыша потребители будут стараться приобрести больше продукта по сегодняшним ценам, пока они еще не так возросли. Однако все эти действия потребителя можно легко объяснить, исходя с теории поведения потребителя. 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Кривая  “доход-потребление”                    Кривая “цена-потребление”

Нормальные  товары                                   Эффект изменения дохода

Некачественные  товары                            Эффект субституции

Кривая  Энгеля                                             Товар Гиффена

Законы  Энгеля                                             Парадокс Гиффена 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Моделирование поведения потребителя на рынке товаров