Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:00, лекция
Попытаемся сейчас приблизить нашу модель к реальной действительности. Ведь фактически потребитель выбирает конкретный товар из всей массы предложенных ему благ. Поэтому следует проанализировать, каким образом потребитель делает выбор, противопоставляя товар Х всем другим товарам, как на его выбор влияют доход и цены, и как в результате этого формируется индивидуальный спрос на товар.
Спрос
(demand) - это те количества продукта,
которые потребитель готов и в состоянии
приобрести по тем или иным ценам на
протяжении определенного периода. Кривая
спроса и кривая “цена-потребление” -
это два различных способа описание того,
как приобретенное количество товара
изменяется при изменении цены на него
(при условии, что другие факторы не действуют).
Рx
Поскольку
зависимость между ценами товара
и величиной спроса на него достаточно
стойка, то можно говорить о законе
спроса, что провозглашает, что с возрастанием
цен на товар размер спроса на него уменьшается,
а снижение цен сопровождается увеличением
количества товара, которое хочет приобрести
потребитель.
3.3.
Эффект дохода
и эффект замещения.
Парадокс Гиффена
Если цена товара Х изменяется, то возможности потребителя приобрести различные наборы товаров тоже изменяются. С одной стороны, снижение цен на товар Х делает его более привлекательным для потребителя, поскольку он становится дешевле относительно товаров-субститутов. С другой же стороны, высвобождение средств от удешевления покупки товара Х позволяет потребителю увеличить потребление других товаров. Таким образом, возрастает реальный доход потребителя, хотя его номинальный доход остается прежним.
Реакция потребителя на такое возрастание реального дохода будет зависеть в значительной степени от его отношения к потребительским качествам товара. Чтобы моделировать поведение потребителя, следует разграничивать действие двух эффектов, которые наблюдаются при изменении цен на один из товаров.
Эффект дохода - это только те изменения в потреблении, которые вызванные изменением реального дохода потребителя под влиянием движения цен. Как было выяснено ранее, возрастание дохода противоречиво влияет на потребление нормальных и некачественных товаров: если с увеличением дохода потребления нормальных товаров возрастает, то потребление некачественных - уменьшается.
Эффект
замещения - это только те изменения
в потреблении товара, которые являются
результатом изменений цен на этот товар
относительно цен на другие товары. Этот
эффект срабатывает одинаково и относительно
нормальных, и относительно некачественных
товаров. В обобщенном виде действие эффектов
дохода и замещения показано в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Эффект |
Нормальный товар |
Некачественный товар |
Эффект
дохода:
цена
уменьшается цена возрастает |
Потребление возрастает Потребление уменьшается |
Потребление уменьшается Потребление возрастает |
Эффект
замещения:
цена
возрастает цена уменьшается |
Потребление уменьшается Потребление возрастает |
Потребление Уменьшается Потребление возрастает |
Эти
два эффекта действуют
Если эффект замещения имеет большее влияние, то с возрастанием цены потребление товара Х уменьшается, а при ее снижении - увеличивается. Однако может складываться ситуация, когда преобладает эффект дохода. Тогда при возрастании цены возрастает и потребление, а уменьшение цены вызывает такие же за направленностью изменения потребления.
Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения, получил название Гиффенового товара, а возрастание потребления этого товара с повышением цены на него - парадокса Гиффена.
Роберт
Гиффен (1837-1910 гг.) - английский ученый,
который обнаружил, что малоимущие
рабочие в Англии увеличивают
потребление дешевых
Товар Гиффена должен синхронно отвечать таким требованиям:
-
быть некачественным в
Парадокс Гиффена, на первый взгляд, кажется исключением из закона спроса. Но при более детальном исследовании, как мы выяснили, именно взаимодействие эффектов замещения и дохода есть виною такое развитие событий.
Существует
еще несколько примеров мнимых исключений
из закона спроса, когда с повышением
цен наблюдается увеличение закупок
того или иного товара. Так, некоторые
потребители могут
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Кривая
“доход-потребление”
Нормальные
товары
Некачественные
товары
Кривая
Энгеля
Законы
Энгеля
Информация о работе Моделирование поведения потребителя на рынке товаров