Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:44, курсовая работа
Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Одна из главных задач управления состоит в том, чтобы сделать отдельных людей способными к осуществлению совместной деятельности путем объединения их интересов и установления общих для всех ценностей. Готовность и желание человека выполнять свою работу является одним из ключевых факторов успеха. Как показала история, добиться от человека эффективности и качества насильственными мерами практически невозможно; яркими тому примерами являются классическая рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система.
Введение………………………………………………………………..3
Общие понятия мотивации ………………………………………..4
Мотивационный механизм……..………………………………….7
Принципы построения мотивации………………………………...8
Мотивационная среда………………………………………..…….10
Заключение……………………………………………………………..15
Список использованных источников …………………………………..16
Также не надо забывать, для того чтобы разработать и внедрить эффективную систему мотивации, необходимо как минимум реализовать три этапа: провести диагностику мотивационной среды организации; разработать систему мотивации; использовать мониторинг при анализе и корректировке изменений.
Мотивационная среда должна обеспечивать положительную оценку работником ожидаемых последствий за результаты своей деятельности, если эти результаты соответствуют общим целям функционирования и развития предприятия. Чтобы иметь возможность адекватно оценить эти последствия, каждый работник должен видеть связь между результатом и ожидаемыми значимыми для себя вознаграждениями.
Для этого необходимы следующие условия: во-первых, желаемые результаты должны быть как можно более четко зафиксированы. Каждый должен знать, какой результат является для данного предприятия желаемым, и этот результат должен быть определен операционально (то есть быть измеримым), чтобы работник был уверен в однозначности, объективности оценки достигнутого им результата по известным ему критериям.
С точки зрения мотивации очень важно, чтобы требования к результатам существовали не только в голове руководителя, а были представлены в качестве официальной и доступной информации. Поощряемым результатом может быть также не достижение какого-либо конечного результата, а само участие в деятельности в той или иной форме. Поэтому на предприятии должно быть определено очень конкретно, какое участие и какие результаты будут поощряться.
То же самое относится и к
ожидаемым последствиям. При их оценке
работник должен быть уверен, что существует
связь между необходимым
Ожидаемые последствия продуктивной работы в интересах предприятия оцениваются также работниками с точки зрения их полезности.
Прежде всего, должна существовать связь вознаграждения с актуальными потребностями работников, включение значимых для них мотивов. С этой точки зрения, создание благоприятной мотивационной среды наиболее сложно, так как требует знания мотивационной структуры каждого работника, к которому обращено мотивирующее воздействие.
Последним фактором, влияющим на оценку
полезности последствий, является содержание
работы. Привлекательная работа (творческая,
интересная, позволяющая проявить себя)
дает чувство удовлетворенности
и, более того, сама по себе может
быть действенным стимулом, включая
высшие мотивы — самореализацию и
саморазвитие. Непривлекательность
содержания (монотонность, недостаточная
или избыточная сложность, просто неинтересность)
сразу же повышает значимость ожидаемых
последствий. Чем менее привлекательно
содержание, тем значительнее должно
быть вознаграждение за работу. Здесь
связь обратно
Общая оценка полезности усилий существенно зависит от оценки достижимости результата, от того, как сам исполнитель (а не руководитель, который может считать, что “ему виднее”) оценивает свои возможности. И трудность задачи здесь — это не уровень квалификационной сложности предлагаемой работы, а то, насколько трудной для себя воспринимает ее сам исполнитель.
Степень сложности получаемого
задания или выполняемой работы
должна соответствовать в
На оценку достижимости влияет и то, как сам человек оценивает свои способности к выполнению этой работы. Заниженная самооценка, равно как и завышенная, создают искаженное представление о достижимости результата.
Субъективная оценка сложности
работы в соединении с самооценкой
способностей дает человеку возможность
принципиально оценить
Таким образом, можно выделить комплекс условий, необходимых для создания позитивной мотивации у сотрудников:
Отсутствие любого из этих условий становится негативным фактором мотивационной среды, снижая потенциально возможный уровень мотивации.
Общий механизм формирования мотивации
к труду состоит в том, чтобы
предоставить человеку возможность
извлекать из своей работы максимум
положительных эмоций посредством
удовлетворения всего набора своих
потребностей, превратив работу из
занятия по производству продукции
в занятие по реализации собственных
потребностей. Задача руководителя в
этом случае состоит в том, чтобы
оценить состояние
Анализ мотивационной среды предполагает выделение мотивационных условий существенно не удовлетворяющих тому, что должно быть.
Заключение
Итак, мы определились, что мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивация – это получение максимальной отдачи от использования трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.
И, тем не менее, важно подчеркнуть,
что универсальных
Следует не только мотивировать персонал, но и своевременно диагностировать первые признаки его демотивации, если они по каким либо причинам имеют место, уметь найти новые подходы к организации труда, его оплате, стимулированию с учётом всего спектра сложившихся в коллективе социально-экономических отношений, мотивов поведения каждого работника.