Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:57, реферат
Однако перечень таких потребностей был недостаточно полным. В то же время сама идея систематизации является весьма привлекательной с точки зрения повышения удовлетворенности, формирования лояльности и мотивации, поскольку схема формирования лояльности в таком случае выглядит достаточно просто. Следует выявить основные потребности человека, побуждающие его к труду, профессиональной деятельности, и удовлетворить их. В результате получим высокую удовлетворенность работой и, как следствие, высокий уровень лояльности и мотивации.
б) не содержала бы в себе стимула к переменам;
в) не позволяла бы мне
устанавливать дружеские
г) была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач.
29. Я бы проявил стремление работать там, где…
а) работа интересная и полезная;
б) люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения;
в) меня окружали бы интересные люди;
г) я мог бы оказывать влияние на принятие решений.
30. Я не считаю, что работа должна…
а) предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку;
б) давать мало шансов на признание личных достижений работника;
в) препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;
г) состоять в основном из рутинных обязанностей.
31. Хорошо спланированная работа обязательно…
а) предусматривает достаточный
набор льгот и множество
б) имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;
в) предусматривает возможность ставить цели и достигать их;
г) стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.
32. Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если…
а) не мог бы выполнять сложную перспективную работу;
б) было бы мало возможностей для проявления креативности;
в) допускалась бы лишь малая доля самостоятельности;
г) сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.
33. Наиболее важными
а) возможность для творческого
подхода и оригинального
б) важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;
в) возможность устанавливать
хорошие взаимоотношения с
г) наличие значимых целей,
которых призван достичь
Номера колонок
в таблице соответствуют
№ пп |
Варианты |
Утверждения |
Баллы |
1 |
Я полагаю, что мог бы внести большой вклад на такой работе, где: |
||
a |
Хорошая заработная плата и прочие вознаграждения |
||
b |
Имеется возможность установить
хорошие взаимоотношения с |
||
c |
Я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника |
||
d |
У меня ест возможность совершенствоваться и расти как личность |
||
2 |
Я не хотел бы работать там, где |
||
a |
Отсутствуют чёткие указания, что от меня требуется |
||
b |
Практически отсутствует обратная связь и оценка эффективности моей работы |
||
c |
То, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным |
||
d |
Плохие условия работы, слишком шумно и (или) грязно |
||
3 |
Для меня важно, чтобы моя работа |
||
a |
Была связана со значительным разнообразием и переменами |
||
b |
Давала мне возможность работать с широким кругом людей |
||
c |
Обеспечивала мне чёткие указания, чтобы я знал, что от меня требуется |
||
d |
Позволяла мне узнать тех людей, с которыми я работаю |
||
4 |
Я полагаю, что меня не очень заинтересует работа, которая: |
||
a |
Обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми |
||
b |
Едва ли была замечена другими людьми |
||
c |
Не имела бы конкретных очертаний, так что я был бы уверен, что от меня требуется |
||
d |
Была бы сопряжена с определённым объёмом рутинных операций |
||
5 |
Работа мне нравится, если: |
||
a |
Я чётко представляю себе, что от меня требуется |
||
b |
У меня удобное рабочее место и меня мало отвлекают |
||
c |
У меня хорошее вознаграждение и заработная плата |
||
d |
Позволяет мне совершенствовать свои профессиональные навыки |
||
6 |
Полагаю, что мне бы понравилось, если: |
||
a |
Были бы хорошие условия работы и отсутствовало давление на меня |
||
b |
У меня был бы очень хороший оклад |
||
c |
Работа в действительности была бы полезна и приносила бы мне удовлетворение |
||
d |
Мои достижения и работа оценивались бы по достоинству |
||
7 |
Я не считаю, что работа должна: |
||
a |
Быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует делать |
||
b |
Предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей |
||
c |
Быть малозначимой или малополезной для общества и неинтересной для выполнения |
||
d |
Оставаться непризнанной, или её выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся |
||
8 |
Работа приносящая удовлетворение: |
||
a |
Связана со значительным разнообразием, переменами, стимуляцией энтузиазма |
||
b |
Даёт возможность |
||
c |
Является полезной и значимой для общества |
||
d |
Позволяет мне проявлять творческий подход и экспериментировать с новыми идеями |
||
9 |
Важно, чтобы работа: |
||
a |
Признавалась и ценилась организацией, где я работаю |
||
b |
Давала бы возможности для профессионального роста и совершенствования |
||
c |
Была бы сопряжена с
большим разнообразием и |
||
d |
Позволяла бы сотруднику оказывать влияние на других |
||
10 |
Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если: |
||
a |
В процессе её выполнения мало возможностей осуществлять контакты с разными людьми |
||
b |
Оклад и вознаграждение не очень хорошие |
||
c |
Я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе |
||
d |
У меня очень мало самостоятельности или возможностей для проявления гибкости |
||
11 |
Самой хорошей является такая работа, которая: |
||
a |
Обеспечивает хорошие рабочие условия |
||
b |
Даёт чёткие инструкции и разъяснения по поводу содержания работы |
||
c |
Предполагает выполнение интересных и полезных заданий |
||
d |
Позволяет получить признание личных достижений и качества выполненной работы |
||
12 |
Вероятно, я не буду хорошо работать, если |
||
a |
Имеется мало возможностей ставить перед собой цели и достигать их |
||
b |
Я не имею возможности совершенствовать свои личностные качества |
||
c |
Тяжёлая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения |
||
d |
На рабочем месте пыльно, грязно и шумно |
||
13 |
При определении служебных обязанностей важно: |
||
a |
Дать людям возможность лучше узнать друг друга |
||
b |
Предоставить работнику возможность ставить цели и достигать их |
||
c |
Обеспечить условия для проявления работниками творческого начала |
||
d |
Обеспечить комфортность и чистоту рабочего места |
||
14 |
Вероятно я не захочу работать там, где |
||
a |
У меня будет мало самостоятельности и возможностей для совершенствования личности |
||
b |
Не поощряются исследования и проявления научного любопытства |
||
c |
Очень мало контактов с широким кругом людей |
||
d |
Отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы |
||
15 |
Я был бы удовлетворён, если: |
||
a |
Была бы возможность оказывать влияние на принятие решений другими работниками |
||
b |
Работа предоставляла бы широкое разнообразие и перемены |
||
c |
Мои достижения были бы оценены другими людьми |
||
d |
Я точно знал бы, что от меня требуется и как это нужно выполнить |
||
16 |
Работа меньше удовлетворяла бы меня, если: |
||
a |
Не позволяла бы ставить и добиваться сложных целей |
||
b |
Я чётко не знал бы правил и процедур выполнения работ |
||
c |
Уровень оплаты моего труда не соответствовал бы уровню сложности выполняемой работы |
||
d |
Я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и на то, что делают другие |
||
17 |
Я полагаю, что должность должна представлять: |
||
a |
Чёткие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется |
||
b |
Возможность лучше узнать своих коллег по работе |
||
c |
Возможность выполнять сложные производственные задания |
||
d |
Разнообразие, перемены и поощрения |
||
18 |
Работа приносила бы мне меньше удовлетворения, если: |
||
a |
Не допускала бы возможности хотя бы небольшого творческого вклада |
||
b |
Осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве |
||
c |
Отсутствовал бы благоприятный внутренний климат и возможности профессионального роста |
||
d |
Не давала бы возможности оказывать влияние на принятие решений |
||
19 |
Я хотел бы работать там, где: |
||
a |
Другие люди признают и ценят выполняемую мной работу |
||
b |
У меня будет возможность оказывать влияние на то, что делают другие работники |
||
c |
Имеется достойная система надбавок и дополнительных льгот |
||
d |
Можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность |
||
20 |
Вряд ли бы я захотел работать там, где: |
||
a |
Не существует разнообразия и перемен в работе |
||
b |
У меня будет мало возможности влиять на принимаемые решения |
||
c |
Заработная плата не слишком высокая |
||
d |
Условия работы недостаточно хорошие |
||
21 |
Я полагаю, что приносящая удовлетворение работа должна предусматривать: |
||
a |
Наличие чётких указаний, чтобы работники знали, что от них требуется |
||
b |
Возможность проявлять креативность |
||
c |
Возможность встречаться с интересными людьми |
||
d |
Чувство удовлетворения и действительно интересные задания |
||
22 |
Работа не будет доставлять удовольствие, если |
||
a |
Предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы |
||
b |
Условия работы некомфортны или в помещении очень шумно |
||
c |
Работник не имеет возможности сравнивать свою работу с работой других |
||
d |
Не поощряются исследования, творческий подход и креативность |
||
23 |
Я считаю важным, чтобы работа обеспечивала мне: |
||
a |
Множество контактов с широким кругом интересных людей |
||
b |
Возможность установления и достижения целей |
||
c |
Возможность влиять на принятие решений |
||
d |
Высокий уровень заработной платы |
||
24 |
Я не думаю, чтобы мне нравилась работа, если: |
||
a |
Условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно |
||
b |
Мало шансов влиять на других людей |
||
c |
Мало возможностей для достижения поставленных целей |
||
d |
Я не мог бы проявить креативность и предлагать новые идеи |
||
25 |
В процессе организации работы важно: |
||
a |
Обеспечить чистоту и комфорт рабочего места |
||
b |
Создать условия для проявления работником самостоятельности |
||
c |
Предусмотреть возможности разнообразия и перемен |
||
d |
Обеспечить человеку возможности контактов с другими людьми |
||
26 |
Скорее всего я не захотел бы работать там, где: |
||
a |
Условия работы не комфортны |
||
b |
Мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми |
||
c |
Работа не является интересной и полезной |
||
d |
Работа рутинная и задания редко меняются |
||
27 |
Работа приносит удовлетворение вероятно, когда: |
||
a |
Люди признают и ценят хорошо выполненную работу |
||
b |
Существуют широкие |
||
c |
Можно ставить перед собой сложные и смелые цели |
||
d |
Существует возможность лучше узнать своих коллег |
||
28 |
Мне не понравилась бы работа, которая: |
||
a |
Не была бы полезной и не приносила бы чувство удовлетворения |
||
b |
Не содержала бы в себе стимула к переменам |
||
c |
Не позволяла бы мне
устанавливать дружеские |
||
d |
Была бы неконкретной и не ставила бы сложных задач |
||
29 |
Я бы проявил стремление работать там, где: |
||
a |
Работа интересная и полезная |
||
b |
Люди могут устанавливать длительные дружеские взаимоотношения |
||
c |
Меня бы окружали интересные люди |
||
d |
Я мог бы оказывать влияние на принятие решений |
||
30 |
Я не считаю, что работа должна: |
||
a |
Предусматривать, чтобы человек большую часть времени работал в одиночку |
||
b |
Давать мало шансов на признание личных достижений работника |
||
c |
Препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами |
||
d |
Состоять в основном из рутинных обязанностей |
||
31 |
Хорошо спланированная работа обязательно: |
||
a |
Предусматривает достаточный
набор льгот и множество |
||
b |
Имеет чёткие рекомендации по выполнению и должностные обязанности |
||
c |
Предусматривает возможность ставить цели и достигать их |
||
d |
Стимулирует и поощряет выдвижение новых идей |
||
32 |
Я считал бы, что работа не приносит удовлетворения, если: |
||
a |
Не мог бы выполнять сложную перспективную работу |
||
b |
Было бы мало возможностей для проявления креативности |
||
c |
Допускалась бы малая доля самостоятельности |
||
d |
Сама суть работы не представлялась бы полезной |
||
33 |
Наиболее важными характеристиками должности являются: |
||
a |
Возможность для творческого
подхода и оригинального |
||
b |
Важные обязанности, исполнение которых приносит удовлетворение |
||
c |
Возможность устанавливать
хорошие взаимоотношения с |
||
d |
Наличие значимых целей, которых должен достичь работник |
№ пп |
Баллы |
№ пп |
Баллы |
№ пп |
Баллы |
1 |
12 |
23 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
2 |
13 |
24 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
3 |
14 |
25 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
4 |
15 |
26 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
5 |
16 |
27 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
6 |
17 |
28 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
7 |
18 |
29 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
8 |
19 |
30 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
9 |
20 |
31 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
10 |
21 |
32 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
|||
11 |
22 |
33 | |||
a |
a |
a |
|||
b |
b |
b |
|||
c |
c |
c |
|||
d |
d |
d |
Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора
Наиболее мощное влияние на представления
руководителей о природе
"Общая тенденция к медленной
работе, - отмечал Тейлор, - значительно
усиливается в случае
Фредерик Тейлор, создатель научного менеджмента, был человеком, полностью захваченным идеей контроля, одержимым постоянной потребностью управлять каждым аспектом своей жизни. Как его работа, так и домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами и графиками, которым он жестко следовал.
Эти черты характера проявлялись у Тейлора с раннего возраста. Воспитываясь в хорошо обеспеченной семье, жившей по строгим пуританским правилам (усердный труд, дисциплина и умение управлять своими эмоциями), Фредерик быстро научился жестко регламентировать свою жизнь и самого себя. Друзья детства описывали дотошный ("научный") подход, который он привносил в их игры. Еще будучи ребенком, Тейлор настаивал на том, чтобы все подчинялось четким правилам. До начала игры в бейсбол он часто настаивал на необходимости точного соблюдения размеров площадки, даже если большая часть солнечного утра уходила на то, чтобы убедиться, что все размеры до дюйма соответствуют требованиям. Игра в крокет также была объектом тщательного анализа: Тейлор анализировал углы ударов, высчитывал силу удара, преимущества и недостатки слабых и сильных ударов.
Для него было обычным наблюдать за своими действиями, измерять время, потраченное на различные движения, и считать свои шаги. Во время загородных прогулок юный Фред постоянно экспериментировал, чтобы определить, как преодолеть максимальное расстояние с минимальными потерями энергии, или каков наиболее простой способ перепрыгнуть ограду, или какой должна быть идеальная длина прогулочной трости. Юношей, перед тем как идти на танцы, он составлял списки привлекательных и непривлекательных девушек, чтобы уделить одинаковое время каждой.
Упорство, настойчивость и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился больших успехов и в спорте: он был чемпионом США по теннису в парном разряде.
Переоценить вклад Тейлора в науку управления трудно. Питер Друкер говорил, что весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.
Надпись на могиле Тейлора проста и лаконична: "Отец научного менеджмента".
Если говорить словами Тейлора, суть его теории в том, что: "В прошлом на первом месте стоял человек. В будущем будет стоять система".
В чем же состоит система "научного управления"?
Вот пять шагов для выработки научного фундамента, предложенные Тейлором.
1. Выберите 10 или 15 отдельных рабочих
(лучше всего в таком же
2. Подвергните внимательному
3. Зарегистрируйте с
4. Устраните все неправильные движения, медленные движения и ненужные движения.
5. Затем объедините все
В целом Тейлору удалось достичь
устойчивого роста
Принципы научного управления по Тейлору предполагают следующие направления работ:
1. Выявление наиболее
2. Установление нормативов, определяющих
требования к рабочим
3. Обучение работников
4. Отбор наиболее подходящих
работников. Тейлор выделял три
основных критерия, по которым
он отбирал нужных ему
5. Усовершенствование орудий
6. Создание наилучших условий труда.
7. Четкая и понятная связь размера оплаты и результатов труда.
8. Система учета количества
9. Предоставление работникам
10. Установление хороших
Система научной организации труда
помимо идеи рационального выполнения
работ в значительной степени
направлена на повышение трудовой мотивации
работника. Эта задача решалась, с
одной стороны, через учет мотивации
при отборе работников (поиск работников,
заинтересованных в повышении заработка,
готовых для этого работать интенсивнее),
а с другой - за счет более четкой
увязки результатов труда и
В качестве главных мотиваторов в рамках этой модели выступают два фактора:
- деньги, которые работник получает за свою работу;
- понимание работником того, как результаты его труда связаны с получаемой зарплатой.
Самым показательным примером применения теории Тейлора на практике был завод Генри Форда. Строительство завода Форда в Хайлэнд Парк (1914) велось в соответствии с проектом, фундамент которого образовали такие "камни", как предсказуемость, рационализация и порядок, "который устраняет все вопросы о том, как выполнять работу, кто будет ее делать и когда она должна быть сделана. Следовательно, рациональная фабрика - это фабрика, которая работает как механизм". Люди в этом механизме не являются чем-то отличным от станков и прочих механизмов. (Вообще, надо заметить, что Тейлор относился к простым рабочим не слишком хорошо. Он говорил, что даже лучшие рабочие, занятые на переноске чугунных болванок, "настолько тупы и флегматичны, что по складу своего ума напоминали скорее буйволов, чем какое-либо другое животное".)