Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:57, реферат

Описание

Однако перечень таких потребностей был недостаточно полным. В то же время сама идея систематизации является весьма привлекательной с точки зрения повышения удовлетворенности, формирования лояльности и мотивации, поскольку схема формирования лояльности в таком случае выглядит достаточно просто. Следует выявить основные потребности человека, побуждающие его к труду, профессиональной деятельности, и удовлетворить их. В результате получим высокую удовлетворенность работой и, как следствие, высокий уровень лояльности и мотивации.

Работа состоит из  1 файл

Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации.docx

— 539.01 Кб (Скачать документ)

б) не содержала бы в себе стимула к переменам;

в) не позволяла бы мне  устанавливать дружеские отношения  с другими;

г) была бы неконкретной и  не ставила бы сложных задач.

 

29. Я бы проявил стремление  работать там, где…

а) работа интересная и полезная;

б) люди могут устанавливать  длительные дружеские взаимоотношения;

в) меня окружали бы интересные люди;

г) я мог бы оказывать  влияние на принятие решений.

 

30. Я не считаю, что работа  должна…

а) предусматривать, чтобы  человек большую часть времени  работал в одиночку;

б) давать мало шансов на признание  личных достижений работника;

в) препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами;

г) состоять в основном из рутинных обязанностей.

 

31. Хорошо спланированная  работа обязательно…

а) предусматривает достаточный  набор льгот и множество надбавок;

б) имеет четкие рекомендации по выполнению и должностные обязанности;

в) предусматривает возможность  ставить цели и достигать их;

г) стимулирует и поощряет выдвижение новых идей.

 

32. Я считал бы, что работа  не приносит удовлетворения, если…

а) не мог бы выполнять  сложную перспективную работу;

б) было бы мало возможностей для проявления креативности;

в) допускалась бы лишь малая  доля самостоятельности;

г) сама суть работы не представлялась бы полезной или нужной.

 

33. Наиболее важными характеристиками  должности являются…

а) возможность для творческого  подхода и оригинального нестандартного мышления;

б) важные обязанности, выполнение которых приносит удовлетворение;

в) возможность устанавливать  хорошие взаимоотношения с коллегами;

г) наличие значимых целей, которых призван достичь работник.

 

 

Номера колонок  в таблице соответствуют двенадцати описанным выше потребностям. Подсчитайте  сумму баллов в каждой колонке. Это  и будут количественные показатели относительной значимости для индивида этих потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ пп

Варианты 

Утверждения

Баллы

1

Я полагаю, что  мог бы внести большой вклад на такой работе, где:

 
 

a

Хорошая заработная плата  и прочие вознаграждения

 
 

b

Имеется возможность установить хорошие взаимоотношения с коллегами  по работе

 
 

c

Я мог бы влиять на принятие решений и демонстрировать свои достоинства как работника

 
 

d

У меня ест возможность  совершенствоваться и расти как  личность

 

2

Я не хотел бы работать там, где

 
 

a

Отсутствуют чёткие указания, что от меня требуется 

 
 

b

Практически отсутствует  обратная связь и оценка эффективности  моей работы

 
 

c

То, чем я занимаюсь, выглядит малополезным и малоценным

 
 

d

Плохие условия работы, слишком шумно и (или) грязно

 

3

Для меня важно, чтобы  моя работа

 
 

a

Была связана со значительным разнообразием и переменами

 
 

b

Давала мне возможность  работать с широким кругом людей

 
 

c

Обеспечивала мне чёткие указания, чтобы я знал, что от меня требуется 

 
 

d

Позволяла мне узнать тех  людей, с которыми я работаю

 

4

Я полагаю, что  меня не очень заинтересует работа, которая:

 
 

a

Обеспечивала бы мне мало контактов с другими людьми

 
 

b

Едва ли была замечена другими  людьми

 
 

c

Не имела бы конкретных очертаний, так что я был бы уверен, что от меня требуется

 
 

d

Была бы сопряжена с  определённым объёмом рутинных операций

 

5

Работа мне нравится, если:

 
 

a

Я чётко представляю себе, что от меня требуется

 
 

b

У меня удобное рабочее  место и меня мало отвлекают

 
 

c

У меня хорошее вознаграждение и заработная плата 

 
 

d

Позволяет мне совершенствовать свои профессиональные навыки

 

6

Полагаю, что мне  бы понравилось, если:

 
 

a

Были бы хорошие условия  работы и отсутствовало давление на меня

 
 

b

У меня был бы очень хороший  оклад

 
 

c

Работа в действительности была бы полезна и приносила бы мне удовлетворение

 
 

d

Мои достижения и работа оценивались  бы по достоинству

 

7

Я не считаю, что  работа должна:

 
 

a

Быть слабо структурированной, так что непонятно, что же следует  делать

 
 

b

Предоставлять слишком мало возможностей хорошо узнать других людей

 
 

c

Быть малозначимой или  малополезной для общества и неинтересной для выполнения

 
 

d

Оставаться непризнанной, или её выполнение должно восприниматься как само собой разумеющееся

 

8

Работа приносящая удовлетворение:

 
 

a

Связана со значительным разнообразием, переменами, стимуляцией энтузиазма

 
 

b

Даёт возможность совершенствовать свои профессиональные качества и развиваться  как личность

 
 

c

Является полезной и значимой для общества

 
 

d

Позволяет мне проявлять  творческий подход и экспериментировать с новыми идеями

 

9

Важно, чтобы работа:

 
 

a

Признавалась и ценилась организацией, где я работаю

 
 

b

Давала бы возможности  для профессионального роста  и совершенствования 

 
 

c

Была бы сопряжена с  большим разнообразием и переменами

 
 

d

Позволяла бы сотруднику оказывать  влияние на других

 

10

Я не считаю, что работа будет приносить удовлетворение, если:

 
 

a

В процессе её выполнения мало возможностей осуществлять контакты с  разными людьми

 
 

b

Оклад и вознаграждение не очень хорошие

 
 

c

Я не могу установить и поддерживать добрые отношения с коллегами  по работе

 
 

d

У меня очень мало самостоятельности  или возможностей для проявления гибкости

 

11

Самой хорошей  является такая работа, которая:

 
 

a

Обеспечивает хорошие  рабочие условия

 
 

b

Даёт чёткие инструкции и  разъяснения по поводу содержания работы

 
 

c

Предполагает выполнение интересных и полезных заданий 

 
 

d

Позволяет получить признание  личных достижений и качества выполненной  работы

 

12

Вероятно, я не буду хорошо работать, если

 
 

a

Имеется мало возможностей ставить  перед собой цели и достигать  их

 
 

b

Я не имею возможности совершенствовать свои личностные качества

 
 

c

Тяжёлая работа не получает признания и соответствующего вознаграждения

 
 

d

На рабочем месте пыльно, грязно и шумно

 

13

При определении  служебных обязанностей важно:

 
 

a

Дать людям возможность  лучше узнать друг друга 

 
 

b

Предоставить работнику  возможность ставить цели и достигать  их

 
 

c

Обеспечить условия для  проявления работниками творческого  начала

 
 

d

Обеспечить комфортность и чистоту рабочего места 

 

14

Вероятно я не захочу работать там, где 

 
 

a

У меня будет мало самостоятельности  и возможностей для совершенствования  личности

 
 

b

Не поощряются исследования и проявления научного любопытства

 
 

c

Очень мало контактов с  широким кругом людей

 
 

d

Отсутствуют достойные надбавки и дополнительные льготы

 

15

Я был бы удовлетворён, если:

 
 

a

Была бы возможность оказывать  влияние на принятие решений другими  работниками 

 
 

b

Работа предоставляла  бы широкое разнообразие и перемены

 
 

c

Мои достижения были бы оценены  другими людьми

 
 

d

Я точно знал бы, что от меня требуется и как это нужно  выполнить

 

16

Работа меньше удовлетворяла бы меня, если:

 
 

a

Не позволяла бы ставить  и добиваться сложных целей

 
 

b

Я чётко не знал бы правил и процедур выполнения работ

 
 

c

Уровень оплаты моего труда  не соответствовал бы уровню сложности  выполняемой работы

 
 

d

Я практически не мог бы влиять на принимаемые решения и  на то, что делают другие

 

17

Я полагаю, что  должность должна представлять:

 
 

a

Чёткие должностные инструкции и указания на то, что от меня требуется

 
 

b

Возможность лучше узнать своих коллег по работе

 
 

c

Возможность выполнять сложные  производственные задания 

 
 

d

Разнообразие, перемены и  поощрения 

 

18

Работа приносила  бы мне меньше удовлетворения, если:

 
 

a

Не допускала бы возможности  хотя бы небольшого творческого вклада

 
 

b

Осуществлялась бы изолированно, т.е. работник должен был бы работать в одиночестве

 
 

c

Отсутствовал бы благоприятный  внутренний климат и возможности  профессионального роста 

 
 

d

Не давала бы возможности  оказывать влияние на принятие решений 

 

19

Я хотел бы работать там, где:

 
 

a

Другие люди признают и  ценят выполняемую мной работу

 
 

b

У меня будет возможность  оказывать влияние на то, что делают другие работники

 
 

c

Имеется достойная система  надбавок и дополнительных льгот

 
 

d

Можно выдвигать и апробировать новые идеи и проявлять креативность

 

20

Вряд ли бы я  захотел работать там, где:

 
 

a

Не существует разнообразия и перемен в работе

 
 

b

У меня будет мало возможности  влиять на принимаемые решения 

 
 

c

Заработная плата не слишком  высокая 

 
 

d

Условия работы недостаточно хорошие 

 

21

Я полагаю, что  приносящая удовлетворение работа должна предусматривать:

 
 

a

Наличие чётких указаний, чтобы  работники знали, что от них требуется 

 
 

b

Возможность проявлять креативность

 
 

c

Возможность встречаться  с интересными людьми

 
 

d

Чувство удовлетворения и  действительно интересные задания 

 

22

Работа не будет  доставлять удовольствие, если

 
 

a

Предусмотрены незначительные надбавки и дополнительные льготы

 
 

b

Условия работы некомфортны  или в помещении очень шумно

 
 

c

Работник не имеет возможности  сравнивать свою работу с работой  других

 
 

d

Не поощряются исследования, творческий подход и креативность

 

23

Я считаю важным, чтобы  работа обеспечивала мне:

 
 

a

Множество контактов с  широким кругом интересных людей

 
 

b

Возможность установления и  достижения целей

 
 

c

Возможность влиять  на принятие решений 

 
 

d

Высокий уровень заработной платы 

 

24

Я не думаю, чтобы  мне нравилась работа, если:

 
 

a

Условия работы некомфортны, на рабочем месте грязно или шумно

 
 

b

Мало шансов влиять на других людей

 
 

c

Мало возможностей для  достижения поставленных целей

 
 

d

Я не мог бы проявить креативность и предлагать новые идеи

 

25

В процессе организации  работы важно:

 
 

a

Обеспечить чистоту и  комфорт рабочего места 

 
 

b

Создать условия для проявления работником самостоятельности

 
 

c

Предусмотреть возможности  разнообразия и перемен

 
 

d

Обеспечить человеку возможности  контактов с другими людьми

 

26

Скорее всего  я не захотел бы работать там, где:

 
 

a

Условия работы не комфортны

 
 

b

Мало возможностей осуществлять контакты с другими людьми

 
 

c

Работа не является интересной и полезной

 
 

d

Работа рутинная и задания  редко меняются

 

27

Работа приносит удовлетворение вероятно, когда:

 
 

a

Люди признают и ценят  хорошо выполненную работу

 
 

b

Существуют широкие возможности  для маневра и проявления гибкости

 
 

c

Можно ставить перед собой  сложные и смелые цели

 
 

d

Существует возможность  лучше узнать своих коллег

 

28

Мне не понравилась  бы работа, которая:

 
 

a

Не была бы полезной и не приносила бы чувство удовлетворения

 
 

b

Не содержала бы в себе стимула к переменам

 
 

c

Не позволяла бы мне  устанавливать дружеские отношения  с другими 

 
 

d

Была бы неконкретной и  не ставила бы сложных задач

 

29

Я бы проявил стремление работать там, где:

 
 

a

Работа интересная и полезная

 
 

b

Люди могут устанавливать  длительные дружеские взаимоотношения 

 
 

c

Меня бы окружали интересные люди

 
 

d

Я мог бы оказывать влияние  на принятие решений 

 

30

Я не считаю, что  работа должна:

 
 

a

Предусматривать, чтобы человек  большую часть времени работал  в одиночку

 
 

b

Давать мало шансов на признание  личных достижений работника

 
 

c

Препятствовать установлению взаимоотношений с коллегами

 
 

d

Состоять в основном из рутинных обязанностей

 

31

Хорошо спланированная работа обязательно:

 
 

a

Предусматривает достаточный  набор льгот и множество надбавок

 
 

b

Имеет чёткие рекомендации по выполнению и должностные обязанности

 
 

c

Предусматривает возможность  ставить цели и достигать их

 
 

d

Стимулирует и поощряет выдвижение новых идей

 

32

Я считал бы, что  работа не приносит удовлетворения, если:

 
 

a

Не мог бы выполнять  сложную перспективную работу

 
 

b

Было бы мало возможностей для проявления креативности

 
 

c

Допускалась бы малая доля самостоятельности

 
 

d

Сама суть работы не представлялась бы полезной

 

33

Наиболее важными  характеристиками должности являются:

 
 

a

Возможность для творческого  подхода и оригинального нестандартного мышления

 
 

b

Важные обязанности, исполнение которых приносит удовлетворение

 
 

c

Возможность устанавливать  хорошие взаимоотношения с коллегами 

 
 

d

Наличие значимых целей, которых  должен достичь работник

 

 

№ пп

Баллы

№ пп

Баллы

№ пп

Баллы

1

12

23

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

2

13

24

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

3

14

25

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

4

15

26

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

5

16

27

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

6

17

28

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

7

18

29

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

8

19

30

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

9

20

31

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

10

21

32

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

11

22

33

a

 

a

 

a

 

b

 

b

 

b

 

c

 

c

 

c

 

d

 

d

 

d

 

 

 

Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора 

 

Наиболее мощное влияние на представления  руководителей о природе трудовой мотивации персонала оказали  идеи, высказанные Фредериком Тейлором в начале XX века. Тейлор утверждал, что  самым большим несчастьем, от которого страдают как хозяева фабрик и  заводов, так и рабочие, является недостаток рвения, отсутствие желания  трудиться с полной отдачей, сознательно  медленная работа с целью снизить  дневную выработку, "солдатская работа". Тейлор ставил перед собой высокие  цели: "Уничтожение "прохладцы" и различных причин медлительности в работе, - писал он, - должно настолько  понизить издержки производства в промышленности, что как наш внутренний, так  и наш внешний рынок значительно  расширятся, и мы сможем конкурировать  более чем на равных условиях с  нашими соперниками".

"Общая тенденция к медленной  работе, - отмечал Тейлор, - значительно  усиливается в случае совместной  и однородной работы значительного  числа людей при одинаковой  оплате их ежедневной выработки.  При таких условиях рабочие  постепенно, но верно замедляют  темп своей работы до темпа  наихудших и наименее производительных  рабочих. Если по природе энергичный  человек работает несколько дней  рядом с лентяем, то логика  работы является непререкаемой: "Зачем мне обременять себя  работой, когда этот лентяй  получает ту же плату, что  и я, а выработка его ровно  в два раза ниже?"

Фредерик Тейлор, создатель научного менеджмента, был человеком, полностью  захваченным идеей контроля, одержимым  постоянной потребностью управлять  каждым аспектом своей жизни. Как  его работа, так и домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами и графиками, которым он жестко следовал.

Эти черты характера проявлялись  у Тейлора с раннего возраста. Воспитываясь в хорошо обеспеченной семье, жившей по строгим пуританским  правилам (усердный труд, дисциплина и  умение управлять своими эмоциями), Фредерик быстро научился жестко регламентировать свою жизнь и самого себя. Друзья детства описывали дотошный ("научный") подход, который он привносил в  их игры. Еще будучи ребенком, Тейлор настаивал на том, чтобы все подчинялось  четким правилам. До начала игры в бейсбол  он часто настаивал на необходимости  точного соблюдения размеров площадки, даже если большая часть солнечного утра уходила на то, чтобы убедиться, что все размеры до дюйма соответствуют  требованиям. Игра в крокет также  была объектом тщательного анализа: Тейлор анализировал углы ударов, высчитывал силу удара, преимущества и недостатки слабых и сильных ударов.

Для него было обычным наблюдать  за своими действиями, измерять время, потраченное на различные движения, и считать свои шаги. Во время  загородных прогулок юный Фред постоянно  экспериментировал, чтобы определить, как преодолеть максимальное расстояние с минимальными потерями энергии, или  каков наиболее простой способ перепрыгнуть ограду, или какой должна быть идеальная  длина прогулочной трости. Юношей, перед тем как идти на танцы, он составлял списки привлекательных  и непривлекательных девушек, чтобы  уделить одинаковое время каждой.

Упорство, настойчивость и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился  больших успехов и в спорте: он был чемпионом США по теннису  в парном разряде.

Переоценить вклад Тейлора в  науку управления трудно. Питер Друкер говорил, что весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.

Надпись на могиле Тейлора проста и лаконична: "Отец научного менеджмента".

 

 Если говорить словами Тейлора, суть его теории в том, что: "В прошлом на первом месте стоял человек. В будущем будет стоять система".

 

В чем же состоит система "научного управления"?

 

Вот пять шагов  для выработки научного фундамента, предложенные Тейлором.

 

1. Выберите 10 или 15 отдельных рабочих  (лучше всего в таком же количестве  отдельных предприятий и в  различных районах страны), особенно  искусных в исполнении конкретной  работы, подвергаемой анализу.

2. Подвергните внимательному изучению  весь тот ряд элементарных  операций или движений, которые  производит каждый из этих  людей при выполнении исследуемой  работы, а также те инструменты,  которые каждый из них использует.

3. Зарегистрируйте с секундомером  в руках время, затрачиваемое  на каждую из этих элементарных  операций, и выберите затем наиболее  быстрый способ выполнения всех  операций.

4. Устраните все неправильные  движения, медленные движения и  ненужные движения.

5. Затем объедините все выбранные  наилучшие и наиболее быстрые  движения с наилучшими типами  инструментов.

В целом Тейлору удалось достичь  устойчивого роста производительности труда - до 200% и выше. Его идеи получили широкое распространение в Соединенных  Штатах, а также во Франции, Германии, России и Японии. Американские компании быстрее приняли на вооружение и  раньше начали пользоваться принципами научной организации управления, что обеспечило им определенное преимущество перед другими странам и в  результате привело к тому, что эффективность производства в этой стране была предметом зависти промышленников всего мира в течение как минимум 50 лет.

 

Принципы научного управления по Тейлору  предполагают следующие направления  работ:

1. Выявление наиболее рациональных  приемов выполнения работы.

2. Установление нормативов, определяющих  требования к рабочим результатам.  Нормативы основываются на "правильных", наиболее рациональных способах  выполнения работы.

3. Обучение работников рациональным  приемам работы.

4. Отбор наиболее подходящих  работников. Тейлор выделял три  основных критерия, по которым  он отбирал нужных ему работников. Кроме выносливости и сообразительности  (способность понимать простые  приказы начальника), он выбирал  людей с высокой денежной мотивацией (как говорил сам Тейлор, "жадных  до денег").

5. Усовершенствование орудий труда.

6. Создание наилучших условий  труда.

7. Четкая и понятная связь  размера оплаты и результатов  труда.

8. Система учета количества выполненной  работы.

9. Предоставление работникам полной  информации о том, что от  них требуется, и о достигнутых  ими результатах.

10. Установление хороших отношений  между администрацией и работниками.

Система научной организации труда  помимо идеи рационального выполнения работ в значительной степени  направлена на повышение трудовой мотивации  работника. Эта задача решалась, с  одной стороны, через учет мотивации  при отборе работников (поиск работников, заинтересованных в повышении заработка, готовых для этого работать интенсивнее), а с другой - за счет более четкой увязки результатов труда и получаемого  денежного вознаграждения. Особое значение Тейлор придавал своевременному доведению  до работников информации о требованиях  к их работе: что они должны сделать  за рабочую смену, что сделали, какая  зарплата им полагается за сделанное.

 

В качестве главных мотиваторов в рамках этой модели выступают два фактора:

 

- деньги, которые работник получает  за свою работу;

- понимание работником того, как  результаты его труда связаны  с получаемой зарплатой.

 

Самым показательным примером применения теории Тейлора на практике был завод  Генри Форда. Строительство завода Форда в Хайлэнд Парк (1914) велось в соответствии с проектом, фундамент  которого образовали такие "камни", как предсказуемость, рационализация и порядок, "который устраняет  все вопросы о том, как выполнять  работу, кто будет ее делать и  когда она должна быть сделана. Следовательно, рациональная фабрика - это фабрика, которая работает как механизм". Люди в этом механизме не являются чем-то отличным от станков и прочих механизмов. (Вообще, надо заметить, что  Тейлор относился к простым рабочим  не слишком хорошо. Он говорил, что  даже лучшие рабочие, занятые на переноске  чугунных болванок, "настолько тупы и флегматичны, что по складу своего ума напоминали скорее буйволов, чем  какое-либо другое животное".)

Информация о работе Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации