Мотивация и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:09, реферат

Описание

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей
внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики.

Содержание

1 Вступление 2
2 Характер в структуре личности 4
3 Понятие мотивации 7
4 Вывод 13
5 Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

мотивация, личность.docx

— 46.80 Кб (Скачать документ)
1 Вступление 2
2 Характер в  структуре личности 4
3 Понятие мотивации 7
4 Вывод 13
5 Список использованной литературы 15
 

                               Вступление.                              

Проблема мотивации  является актуальной как в отечественной, так и в

зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что

необходимость внедрения  в практику психологических исследований, выход к

реальному поведению  человека, к его регуляции требует  сегодня познания

закономерностей поведения человека и особенно в  отношении побуждений и их

реализации. С другой стороны, назрела необходимость  раскрытия связей

внутренних мотивационных  тенденции человека к действию с  социальной

детерминации его  психики.

Обзор работ отечественных  психологов показывает, что в настоящее  время в

психологии накоплены  данные, как для уточнения некоторых  исходных позиций,

так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем

мотивации.

Многочисленные  исследования проведены  отечественными психологами по вопросам

мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной  деятельности. Так,

Л.И.Божович и  её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы

школьников. При  анализе направленности личности (понимая  под направленностью

относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие

социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные  самой учебной

деятельностью.

Исследуя отношение  школьников к учению, Л.И. Божович  установила, что одним из

важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения,

является та совокупность мотивов, которая определяет учебную  деятельность

школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости

личности есть прежде всего проблема становления  социальных по своему

происхождению и  нравственных по содержанию мотивов  поведения. Работы Божович

и её сотрудников  имели большое значение для развития проблемы мотивации

учения. Вместе с  тем перспективным для дальнейшего  развития этой области

психологии является её положение о взаимосвязи мотивов  с направленностью

личности и с  её отношением к окружающей действительности, а также о

структурности мотивации.

Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности.

Придя к выводу о том, что одним из важнейших  моментов, раскрывающих сущность

отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под

мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его

учиться".

В зарубежных исследованиях  изучению мотивов уделяется большое  внимание.

Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные  работы по вопросам

побуждений в  поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации

ведется интенсивно в различных областях психологической  науки с

использованием  множества методов.

Своеобразное понимание  мотивации характерно для гештальтской психологической

школы.        К.Левин разработавший методику экспериментального изучения

мотивов, понимал  их как нечто самостоятельное. Как  представителями

гештальтпсихологии  понималась категория образа, так    К.Левиным в "теории

поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин  объяснял, исходя из

отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в

данный временной  микроинтервал.   Левин, перейдя  от фрейдистского понимания

мотива как сжатой в организме энергии к представлению  о системе "организм -

среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной

заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при

исследовании мотиваций.

В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без  исключения мотивы и

потребности человека приобретаются, формируются при  его онтогенетическом

развитии. Мотив  здесь "стремление к достижению некоторых  довольно общих

целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения

рассматривается как первопричина человеческого  поведения.

Г.Олпорт в своей  книге " Личность" как представитель "персоналистического"

направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации  человека. В его

теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого

поведения.

В теории мотивации  Э.Даффи поведение описывается  через его направленность

(подход, общая  линия поведения) и интенсивность  (внутреннее возбуждение и

активность).   При определении мотивации необходимо определить активацию и её

направление.

Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность

определяет ответы организма. Но сама потребность у  него тесно связана с

потенциалом возбуждения  первичных структур, и поэтому  его теория

физиологична.

В теории мотивации  И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков"

мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,

математический. Основываясь  на взглядах К.Левина и Э.Толмена  Аткинсон

рассматривает поведение  как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,

ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и

Бёрч рассматривают  не реакции, а действия (в том числе  и вербальные).

Воздействующие  стимулы преобразуются в зависимости  от мотивов, их значимости

и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.

В теории мотивации  А.Маслоу отмечается  стремление индивида к непрерывному

развитию как  ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют

несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей

самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и

определяется внутренними  и внешними мотивами.

Таким образом, среди  отечественных и зарубежных психологов существует

несколько пониманий  сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре

личности.

                      ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ                     

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-

иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур

высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие  ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),

означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

складывающихся  и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая

типичные для  нее способы поведения.

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся  в различных видах

деятельности свойства личности. Характер - “каркас”  и  подструктура личности,

наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно  считать не все особенности человека, а только существенные

и устойчивые.

СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА

     Выступая как прижизненное образование человека, характер,

определяется и  формируется в течение всей жизни  человека. Образ жизни включает

в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по

мере того, как  формируется определенный образ  жизни человека, формируется Я,

сам человек. Большую  роль здесь играют общественные условия и конкретные

жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на

основе его природных  свойством в результате его деяний и поступков. Однако

непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню

развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,

трудовой коллектив  и пр.). В зависимости от того, какая  группа является для

личности референтной  и какие ценности поддерживает и  культивирует в своей

среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты

характера также  будут зависеть от позиции индивида  в группе, от того как  он

интегрируется в  ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются

наиболее благоприятные  возможности для становления  лучших черт характера. Этот

процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и

духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность

личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для

него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его

действий,  которые  он себе ставит.

Решающим для  понимания характера является взаимоотношение  между общественно и

личностно значимым для человека каждом обществе имеются  свои важнейшие и

существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется  характер людей.

Поэтому понятие  «характер» относится в большей  степи к отношению этих

объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,

проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто

упрямством), а  направленность на общественно значимую деятельность. Именно

направленность  личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.

Обладание целями жизни — главное условие образования  характера.

Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или  разбросанность целей.

Информация о работе Мотивация и личность