Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:09, реферат
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей
внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики.
1 Вступление 2
2 Характер в структуре личности 4
3 Понятие мотивации 7
4 Вывод 13
5 Список использованной литературы 15
1 | Вступление | 2 |
2 | Характер в структуре личности | 4 |
3 | Понятие мотивации | 7 |
4 | Вывод | 13 |
5 | Список использованной литературы | 15 |
Вступление.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей
внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики.
Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в
психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций,
так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем
мотивации.
Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам
мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так,
Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучают мотивы
школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью
относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены широкие
социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной
деятельностью.
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из
важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения,
является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность
школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости
личности есть прежде всего проблема становления социальных по своему
происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович
и её сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации
учения. Вместе с
тем перспективным для
психологии является
её положение о взаимосвязи
личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о
структурности мотивации.
Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позиция личности.
Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность
отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: " При этом под
мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его
учиться".
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание.
Выполнены многочисленные
теоретические и
побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации
ведется интенсивно в различных областях психологической науки с
использованием множества методов.
Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической
школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения
мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями
гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в "теории
поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из
отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в
данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания
мотива как сжатой
в организме энергии к
среда", сделал важный шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его несомненной
заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при
исследовании мотиваций.
В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и
потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом
развитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общих
целевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения
рассматривается как первопричина человеческого поведения.
Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель "персоналистического"
направления выдвинул
идею личностного подхода к
теории самореализации
личность рассматривается как
поведения.
В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через его направленность
(подход, общая
линия поведения) и
активность).
При определении мотивации
направление.
Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность
определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с
потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория
физиологична.
В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько "языков"
мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,
математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсон
рассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,
ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон и
Бёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные).
Воздействующие
стимулы преобразуются в
и оценки. Это определяет
эффективное состояние и
В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному
развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют
несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей
самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и
определяется внутренними и внешними мотивами.
Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует
несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре
личности.
ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-
иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур
высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),
означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая
типичные для нее способы поведения.
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные
и поэтому отчетливо
деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности,
наложенная на ее основные подструктуры.
Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные
и устойчивые.
СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Выступая как прижизненное образование человека, характер,
определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает
в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по
мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я,
сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на
основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако
непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню
развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда,
трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для
личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей
среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты
характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он
интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются
наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот
процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его
действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и
личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и
существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей.
Поэтому понятие «характер» относится в большей степи к отношению этих
объективно существующих задач. Поэму характер — это не просто любое,
проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто
упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно
направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера.
Обладание целями
жизни — главное условие
Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.