Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:09, реферат
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей
внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики.
1 Вступление 2
2 Характер в структуре личности 4
3 Понятие мотивации 7
4 Вывод 13
5 Список использованной литературы 15
сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого
поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.
Сознательное поведение характеризуется сознательной его регуляцией,
пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной
обусловленности.
Осознать явление – это значит увидеть его действительные связи в объективном
мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном отражении
явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется
предвосхищением будущего результата действия – его цели. Целеобразование –
важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную
потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно
представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей,
достижение которых
может удовлетворить его
данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно
возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них,
оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается
определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный
человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к
удовлетворению соответствующего побуждения.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее
побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой
побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей,
преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной
целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры
целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с
принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений,
человек принимает
решение действовать в
способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и
средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В
результате зарождается намерение совершить определенное действие
(применительно
к преступлению возникает прест
Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся
модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями,
желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе
понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он
взвешивает ее
на весах своих понятий и
Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть
положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм,
корысть, алчность, ревность и т.д.
Однако чувства, являясь общим побуждением к определенному роду действий, сами
по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные устремления могут быть
удовлетворены разными действиями. Мотив – это замыкание побуждения на
конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков.
Итак, весь сложный мотив преддействия основан на определенной мотивации – на
определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели
от других возможных направлений действия обуславливается мотивом.
Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.
Касаясь терминологии, внешняя мотивация – это оплата, ценность оплаты,
уверенность в связи усилия оплат с ценностью вознаграждения; внутренняя
мотивация – это похвала, премия, продвижение по службе и т.д. Это две
составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя
бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.
Создаётся впечатление,
что советское руководство
забыв об основании. Пресловутые почётные грамоты с маленькой премией были
плохим поощрением труда. Как следствие, персоналу не было стимула
выкладываться ради мифической вершины пирамиды при полной не обустроенности
быта
Вывод
У человека есть две
различные мотивационные
агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к
агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей
как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными
агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как
индивидуальная
предрасположенность оценивать
собственные агрессивные
как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта
тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению
проявлений агрессивных действий. По этому поводу Д.Ольвеус пишет: " Привычные
агрессивные тенденции индивида составляют предрасположенность оценивать
определенный класс ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных.
Оценка , ведущая к значению активации, превышающей некоторый индивидуальный
уровень, влечет активацию тенденций индивида причинять вред или вызывать
беспокойство. Аналогично, привычные индивиду тенденции подавления агрессии
составляют
(или) реакции как опасные, неприятные, вызывающие беспокойство или
неуместные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный
уровень, влечет активацию тенденций индивида к подавлению, избеганию или
осуждению проявления агрессивных тенденций."
Аналогичных взглядов придерживается Н.Корнадт также основывающий свой анализ
на двух гипотетических мотивах -агрессии и подавлении агрессии. По его
мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого каким - либо
препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью аффекта гнева. Если в
результате когнитивных процессов оценивания ситуация будет воспринята как "
действительно заслуживающая гнева ", то актуальное мотивационное состояние
расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к
ней действий и предвосхищения возможных последствий достижения цели. Мотив
торможения оказывается при этом решающим детерминантом в мотивационном
процессе ожидания негативных последствий агрессии, таких, как чувство вины
или страх перед наказанием.
Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации
определенных поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных
психологических исследований, в которых для оценки мотива - тенденции к
агрессии применялась проективная методика, был получен пародоксальный на
первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили
высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось,
эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели
мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности,
развитостью у них тенденции к торможению внешних проявлений агрессии, которая
становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.
Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В
качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным
возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера
внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное
поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных
подростков от тех, кто совершил правонарушение и находится в местах отбывания
наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных
действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии
является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к
агрессивному поведению детей.
Анализ индивидуальных различий в агрессии показывает, что люди с высоким
мотивом агрессии сначала испытывают гнев и только потом адекватно оценивают
вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные лица прежде, чем
рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно.
Список использованной
1. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2
кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
2. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.
Москва, "Прогресс", 1988.
4 Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
5 Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред.
Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
6. Краткий словарь
системы психологических
школа 1984 г.