Мотивация и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:09, реферат

Описание

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в
зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что
необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к
реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их
реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей
внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной
детерминации его психики.

Содержание

1 Вступление 2
2 Характер в структуре личности 4
3 Понятие мотивации 7
4 Вывод 13
5 Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

мотивация, личность.docx

— 46.80 Кб (Скачать документ)

сознательного, волевого, преднамеренного  действия.

Итак, понятие мотивации  включает в себя все виды побуждений человеческого

поведения. Мотив  – сознательный элемент мотивации.

Сознательное поведение  характеризуется сознательной его  регуляцией,

пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной

обусловленности.

Осознать явление  – это значит увидеть его действительные связи в объективном

мире. Сознательная регуляция основана на знании –  понятийном отражении

явлений реального  мира. Волевое, сознательное действие характеризуется

предвосхищением будущего результата действия – его  цели. Целеобразование –

важнейшая сфера  сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную

потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно

представляет ряд  возможных вариантов  поведения  для осуществления целей,

достижение которых  может удовлетворить его желания, чувства, стремления в

данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и  «против» относительно

возможных вариантов  действия, и человек останавливается  на одном из них,

оптимальном по его  представлениям. Этот выбор цели обосновывается

определенным доводом  в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный

человеком личностный смысл его действий, осознание  отношения данной цели к

удовлетворению  соответствующего побуждения.

Следует различать  понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация – это общее

побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой

побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей,

преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной

целенаправленности  и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры

целей формируются  на стадии желаний, но желания еще не связаны с

принятием решения. На следующей стадии преддействия, на стадии стремлений,

человек принимает  решение действовать в определенном направлении определенным

способом, преодолев  определенные трудности. При этом обдумываются условия и

средства достижения возникших намерений, возможности  их реализации. В

результате зарождается  намерение совершить определенное действие

(применительно  к преступлению возникает преступный умысел)

Человеческое поведение  активируется широким спектром побуждений, являющихся

модификацией его  потребностей: влечениями, интересами, стремлениями,

желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны  в системе

понятий. Человек  понимает, почему следует достичь  именно данную цель, он

взвешивает ее на весах своих понятий и представлений.

Побуждениями к  деятельности в определенном направлении  могут быть

положительные и  отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм,

корысть, алчность, ревность и т.д.

Однако чувства, являясь общим побуждением к  определенному роду действий, сами

по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные  устремления могут быть

удовлетворены разными  действиями. Мотив – это замыкание  побуждения на

конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных  поступков.

Итак, весь сложный  мотив преддействия основан на определенной мотивации – на

определенном общем  побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели

от других возможных  направлений действия обуславливается  мотивом.

Сознательный  выбор данной цели – это и есть мотив действия.

     Касаясь терминологии, внешняя мотивация – это оплата, ценность оплаты,

уверенность в  связи усилия оплат с ценностью  вознаграждения; внутренняя

мотивация – это  похвала, премия, продвижение по службе и т.д. Это две

составляющие поощрения  сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя

бы потому, что  относится к верхней части  пирамиды потребностей Маслоу.

Создаётся впечатление, что советское руководство попыталось достичь вершины,

забыв об основании. Пресловутые почётные грамоты с  маленькой премией были

плохим поощрением труда. Как следствие, персоналу  не было стимула

выкладываться ради мифической вершины пирамиды при  полной не обустроенности

быта

                             

     Вывод

У человека есть две  различные мотивационные тенденции, связанные с

агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к

агрессии - это  склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей

как угрожающие ему  и стремление отреагировать на них  собственными

агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как

индивидуальная  предрасположенность оценивать  собственные агрессивные действия

как нежелательные  и неприятные, вызывающие сожаление  и угрызения совести. Эта

тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению

проявлений агрессивных  действий. По этому поводу Д.Ольвеус  пишет: " Привычные

агрессивные тенденции  индивида составляют предрасположенность  оценивать

определенный класс  ситуаций как фрустрационных, угрожающих и (или) вредных.

Оценка , ведущая  к значению активации, превышающей  некоторый индивидуальный

уровень, влечет активацию  тенденций индивида причинять вред или вызывать

беспокойство. Аналогично, привычные индивиду тенденции подавления агрессии

составляют предрасположенность  оценивать собственные агрессивные  тенденции и

(или) реакции  как опасные, неприятные, вызывающие  беспокойство или

неуместные; оценка, ведущая к значению активации, превосходящему определенный

уровень, влечет активацию  тенденций индивида к подавлению, избеганию или

осуждению проявления агрессивных тенденций."

Аналогичных взглядов придерживается Н.Корнадт также  основывающий свой анализ

на двух гипотетических мотивах -агрессии и подавлении агрессии. По его

мнению, вся последовательность событий начинается с вызываемого  каким - либо

препятствием, угрозой  или причиненной субъекту болью  аффекта гнева. Если в

результате когнитивных  процессов оценивания ситуация будет  воспринята как "

действительно заслуживающая  гнева ", то актуальное мотивационное  состояние

расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к

ней действий и  предвосхищения возможных последствий  достижения цели. Мотив

торможения оказывается  при этом решающим детерминантом  в мотивационном

процессе ожидания негативных последствий агрессии, таких, как чувство вины

или страх перед  наказанием.

Мотив торможения агрессивных действий оказывается  решающим в актуализации

определенных поведенческих  тенденций. В ряде экспериментальных

психологических исследований, в которых для оценки мотива - тенденции к

агрессии применялась  проективная методика, был получен  пародоксальный на

первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили

высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось,

эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем  те, чьи показатели

мотива агрессивности  были выше. Этот результат объясняется, в частности,

развитостью у  них тенденции к торможению внешних  проявлений агрессии, которая

становится тем  сильнее, чем значительнее мотивация  к агрессии.

Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В

качестве примера  внешних источников можно назвать  страх перед возможным

возмездием или  наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера

внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное

поведение по отношению  к другому живому существу. Было показано, что обычных

подростков от тех, кто совершил правонарушение и  находится в местах отбывания

наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных

действий. Сильным  тормозным фактором в проявлении подростками агрессии

является также  позиция взрослых, в частности  родителей, по отношению к

агрессивному поведению  детей.

Анализ индивидуальных различий в агрессии показывает, что  люди с высоким

мотивом агрессии сначала испытывают гнев и только потом адекватно оценивают

вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные  лица прежде, чем

рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно.

                        Список использованной литературы                       

                                        .                                       

1. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед.  учеб. заведений. В 2

кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.

2. Хекхаузен X. Мотивация  и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.-450 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология  человеческих

взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.

Москва, "Прогресс", 1988.

4  Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

5 Психология индивидуальных  различий ТЕКСТЫ /под ред.

Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

6. Краткий словарь  системы психологических понятий  /К.К.Платонов - М. Высшая

школа 1984 г.

Информация о работе Мотивация и личность