Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:05, реферат
Цели:
Изучение понятия мотивации и её составляющих основ.
Задачи:
Выявление источников мотивации и факторов демотивации.
Анализ технологий управления мотивацией.
Осознание важности человеческого ресурса организации как главного фактора успеха.
Знакомство с классическими и новыми подходами в области мотивации. Определение экономической и социальной, а так же психологической сущности мотиваций.
Введение…………………………………………………………………
1. Понятие мотивации………………………………………………….
2. Мотивационный процесс………………………………………….
3. Методы мотивирования……………………………………………….
4. Материальное мотивирование……………………………………..
5. Нематериальное мотивирование…………………………………..
6. Заключение……………………………………………………………
7. Список используемой литературы…………………………………
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Реферат
по дисциплине «Организационное поведение»
на тему:
Мотивация и мотив в организации
Выполнила студентка
4 курса, поток 46У,
Смирнова М.В.
Нижний Новгород 2012г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие мотивации…………………………………
2. Мотивационный процесс………………………………………….
3. Методы мотивирования……………………………………………
4. Материальное мотивирование……………………………………..
5. Нематериальное мотивирование…………………………………..
6. Заключение……………………………………………………
7. Список используемой литературы…………………………………
Введение.
Последние годы постоянно приходится слышать слова о том, что XXI век должен стать периодом возрождения России. Подходит к концу первое десятилетие XXI века. Настало время подвести первые итоги. Многое меняется в положительную сторону, но отставание от развитых стран в сфере производительности и качества труда по-прежнему не сокращается, хотя все понимают, что именно здесь заложена основа конкурентоспособности нашей экономики.
Для того чтобы сравняться в классе с конкурентами, надо не только работать напряжение, но и ставить перед собой более высокие цели, отказаться от устаревших управленческих моделей. Достичь этого можно только в том случае, если изменится отношение людей, и в первую очередь руководителей, к делу, которым они занимаются.
Сегодня мало кто из руководителей может похвастаться глубоким пониманием этой проблемы - считается, что это дело специалистов по кадровому менеджменту. Налицо странная ситуация: проблему управления трудовой мотивацией персонала все руководители признают в высшей степени значимой для успеха бизнеса, но у руководящего состава большинства организаций ясного понимания того, как она может быть решена, нет. Снова и снова мы слышим разговоры о том, что мотивация страдает оттого, что люди недовольны своей зарплатой. А больше платить компания не может. Замкнутый круг, выхода из которого не видно, что в свою очередь и порождает данные вопросы и даже проблемы.
Актуальность решения вопросов
по данной теме несомненна. Ведь состояние
экономическое неким образом регулирует
такие состояния человечества, как материальное,
психологическое, социальное, политическое
и др. Все эти состояния взаимодействуют
между собой, они зависят друг от друга,
они, как часть одного целого – облика
нашего мира. А экономическое состояние
играет одну из самых, если не самую значимую
сторону качества нашей жизни. А кто влияет,
кто создает, меняет и преобразует экономическое
состояние? Конечно же, мы, - люди. Но, если
мы говорим об индустриальном и постиндустриальном
обществе в экономическом плане, то мы
подразумеваем под человеком профессионально-
Именно тот факт, что психология прямым образом влияет на эффективность экономического состояния любого уровня, и существование области решения данных проблем, называемая мотивационной деятельностью, подвигло меня на выбор данной темы работы.
Цели:
Изучение понятия
мотивации и её составляющих основ.
Задачи:
Объект:
Объектом мотиваций являются персонал
организации; какая-либо его часть, группа
персонала.
Предмет:
Предметом мотиваций являются все действия,
отношения и инструменты воздействия
мотивации на объект.
1.Понитие мотивации.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно разными, даже если они испытывают одинаковую потребность.
Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.
Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования ряда других личностных факторов.
Мотивирование — это процесс воздействия
на человека с целью побуждения его к определенным
действиям путем пробуждения в нем
определенных мотивов.[3] Мотивирование
составляет сердцевину и основу управления
человеком. Эффективность управления
в очень большой степени зависит от того,
насколько успешно осуществляется процесс
мотивирования.
2.Мотивационный процесс.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна нижеприводимая модель.
Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:
Вторая
стадия — поиск путей устранения потребности.
Раз потребность возникла и создает проблемы
для человека, то он начинает искать возможности
устранить ее: удовлетворить, подавить,
не замечать. Возникает необходимость
что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия — определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
что я должен получить, чтобы устранить потребность;
что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
3.Методы мотивирования.
Наиболее осязаемый способ, каким компания может признать ценность сотрудника - это денежное вознаграждение и продвижение в должности.
В современной практике управления персоналом различают 2 метода мотивации трудовой активности трудящихся:
Суть экономических методов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать на другом месте).
Однако чисто экономический подход несостоятелен, в нем имеется ряд слабых мест. Человеком движет не только максимизация собственной прибыли, а стремление к благотворительности. Кроме того имеет место эффект насыщения потребностей, субъективное восприятие полезности материальных благ и в частности денег; психология коллективных действий. Само поведение человека не является полностью рациональным и очень часто экономические стимулы на практике корректируются привычками и подсознательными механизмами, например, внутренним неприятием риска.
С помощью применения только экономических стимулов не всегда можно добиться нужного эффекта, поэтому применяются неэкономические стимулы.
Неэкономические мотивы мотивации делятся на организационные и моральные.
Положительное влияние на мотивацию оказывает, например, информирование об успехах, планирование профессиональной карьеры, регулярная оценка, продвижение по службе.
Однако четкой грани между
экономическими и неэкономическими
стимулами не существует, и на практике
они тесно переплетены и
Решение вопроса о применении того или иного метода мотивации персонала для каждой компании очень специфический и сложный процесс, требующий глубокого понимания особенностей организации. Поэтому чтобы дать универсальный ответ, какие методы наиболее целесообразно применять в данной организации, необходимо рассмотреть их основные формы и последствия их применения.
4.Материальное мотивирование.
Как уже отмечалось, основной формой экономической мотивации является заработная плата.
Согласно Трудовому кодексу, заработной платой признается вознаграждение за труд, зависящее от квалификации работника, сложности, количества и условий выполнения работы. Заработной платой признаются также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, то есть всевозможные премии, надбавки и т.п.
Как видно из определения, зарплата каждого сотрудника в идеале зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного им труда. Это значит, что при равной квалификации и сложности выполняемой работы зарплата у различных сотрудников должна быть одинаковой. Этот принцип трудового права редко соблюдается в российских компаниях. Очень часто компания, приглашающая нового специалиста, предлагает ему большую зарплату, нежели она выплачивает уже работающему сотруднику, занимающему аналогичную позицию. Это делается для привлечения лучших соискателей, однако такая практика вредит имиджу компании, поскольку у ее сотрудников возникают обоснованные предположения, что на них сэкономили. К тому же такая позиция чревата судебным разбирательством, если обиженный сотрудник потребует справедливости. Руководству предприятия придется как-то обосновать несоответствие в оплате труда в суде. Для этого придется провести аттестацию сотрудников для выявления уровня их квалификации. Результаты этой процедуры нередко отличаются от тех, на которые рассчитывает руководство. Новому сотруднику тоже вряд ли понравится такое начало работы на новом месте.
Мотивирующим
моментом считается наличие в
необходимых условиях премий. Премии являются составной частью
системы материального стимулирования,
призванной обеспечить оптимальную связь
между удовлетворением материальными
потребностями и трудовым вкладом в производство.
Премии стимулируют достижение высоких
количественных результатов (производительности,
прибыли), эффективность использования
оборудования экономии ресурсов и высокого
качества продукции.
Исследования показали, что премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф.Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка.
Общими принципами премирования является вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины премий, регулярный пересмотр критериев премирования в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения. В целом премии помогают гибко оценить индивидуальный вклад работника в конечные результаты, не учитываемый системой дифференциации должностных окладов.