Мотивация и персонал в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание

Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: "Мотив — это опредмеченная потребность". Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.

Содержание

Определение мотивации…………………………………………………………….3
Теория Маслоу………………………………………………………………...……..4
Теория ожидания Врума…………………………………………………………….6
Персонал……………………………………………………………………….……..7

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике организации .docx

— 34.33 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургское  государственное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Колледж строительной индустрии и  городского хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Мотивация и персонал в организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы М-29 Юрьева А.С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2009 г.

 

 

Содержание.

Определение мотивации…………………………………………………………….3

Теория Маслоу………………………………………………………………...……..4

Теория ожидания Врума…………………………………………………………….6

Персонал……………………………………………………………………….……..7

 

Определение мотивации.

Мотивация—  побуждение к действию; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности.

Мотив— это материальный или  идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в  виде специфических переживаний, характеризующихся  либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания  мотива требуется внутренняя работа.

Мотив - одно из ключевых понятий психологической  теории деятельности, разрабатывавшейся  ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в  рамках этой теории: "Мотив — это  опредмеченная потребность". Мотив  часто путают с потребностью и  целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить  дискомфорт, а цель - результат сознательного  целеполагания. Например: жажда - это  потребность, вода - это мотив, а бутылка  с водой, к которой человек  тянется - это цель.

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) —  мотивация, не связанная с содержанием  определенной деятельности, но обусловленная  внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием  деятельности.

Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная на положительных  стимулах называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая  основана на нуждах человека, т.к. она  не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и  пряника».

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его  уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к  мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению  своего формального и неформального  статуса, к позитивной оценке своей  личности — существенный мотивационный  фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком  — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя  и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые  пытаются копировать поведение других людей.

Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность  во власти) является одной из самых  главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую  позицию в группе (коллективе), попытка  руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов.

Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом  и содержанием деятельности, а  не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять  свою интеллектуальную или физическую активность.

Экстринсивные (внешние) мотивы —  такая группа мотивов, когда побуждающие  факторы лежат вне деятельности. В случае действия Экстринсивные мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

мотивы избежание неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Мотив достижения — стремление достичь  высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется  в выборе сложных заданий и  стремлении их выполнить. Успехи в любой  деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и  от мотивации достижения. Человек  с высоким уровнем мотивации  достижения, стремясь получить весомые  результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с  осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия Просоциальные мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Теория Маслоу

 

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет, как возникают, или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.

Жизнь человека определяется его потребностями. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь. Эта парадигма реализует системный принцип развития, т.е. движение снизу вверх от простого к сложному.

Исходным пунктом теории Маслоу выступает пересмотр понятия  инстинкта. Маслоу заменяет понятие  инстинкта понятием базовых потребностей, которые имеют инстинктоидную природу в том смысле, что они выражают природу и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными с внешними средовыми (культурными) влияниями. Маслоу выделяет пять групп потребностей:

  1. физиологические (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);
  2. потребности в безопасности (уверенность, защищенность, порядок и др.);
  3. потребности в контактах и любви;
  4. потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении) и
  5. потребность в самоактуализации [5 ; С. 152].

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания». Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются»

Низшие потребности — начиная  с физиологических — являются одновременно и более насущными. Если они не удовлетворены, вся активность направляется на их удовлетворение, остальные  же потребности просто не существуют для индивида в данный момент. Когда  потребности физиологического уровня удовлетворены, они перестают определять поведение; наступает очередь потребностей в безопасности и т. д. Вообще потребности  более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней

Базовыми именуют только потребности от физиологических до уважения и самоуважения включительно. Высшую потребность вместе с новыми когнитивными (познания) и эстетическими потребностями в системе Маслоу именуют метапотребностями (психологическими потребностями – когнитивными и эстетическими и потребностями самореализации).

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

"1. Ее отсутствие ведет к  заболеванию.

2. Ее наличие предотвращает заболевание.

3. Ее восстановление излечивает  заболевание.

4. В определенных, весьма сложных,  ситуациях свободного выбора  субъект предпочитает удовлетворение  именно данной потребности.

5. У здорового человека она  может быть пассивна, функционировать  на низком уровне или функционально  отсутствовать".

Люди могут знать или не знать  о своих базовых потребностях. «У среднего человека, — пишет Маслоу, — они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их». Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения.

2. Иерархия  потребностей

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

  • Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые  связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и  кислороде. Субъект, которому недостает  пищи, самооценки и любви, прежде всего  потребует пищи и, пока эта потребность  не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все  другие потребности. Маслоу пишет:

«Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план».

«Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов, кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены его чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет... О таком человеке действительно можно сказать, но он жив хлебом единым».

  • Потребности безопасности и защиты

Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости  событий и в свободе от таких  угрожающих сил, как болезнь, страх  и хаос. Таким образом, эти потребности  отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать  как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

  • Потребности принадлежности и любви

Когда физиологические потребности  и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности  и зависимости.

 

  • Потребности в уважении

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение  уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважении.

Маслоу выделил две категории  имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие  потребности, как желание уверенности  в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости  и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Субъект с адекватной самооценкой  более уверен в себе и благодаря  этому более производителен. При  заниженной самооценке индивид испытывает чувства приниженности и беспомощности, что может обескураживать его  и даже вести к невротическому поведению.

  • Потребности самоактуализации

Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший  этого высшего уровня, добивается полного использования своих  талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

 

Вывод: В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Охватывая различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности.

Информация о работе Мотивация и персонал в организации