Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:29, курсовая работа
Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: "Мотив — это опредмеченная потребность". Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.
Определение мотивации…………………………………………………………….3
Теория Маслоу………………………………………………………………...……..4
Теория ожидания Врума…………………………………………………………….6
Персонал……………………………………………………………………….……..7
Влияние теории мотиваций А. Маслоу
на различные сферы человеческой
деятельности иногда называют незаметной
революцией. И этому есть веские
основания, так как изменения
затронули фундаментальные
Иерархия потребностей Маслоу – это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальности различных сообществ и народов.
Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.
Теория ожидания Врума.
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели.
Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага.
Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей, например, ожидают, что окончание высшего учебного заведения позволит им получить более хорошую работу и что, если работать с полной отдачей сил, то можно продвинуться по служебной лестнице. Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением). Ожидания в отношении первой связки (3-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Например, рабочий завода может ожидать, что если он будет производить продукцию более высокого качества с минимальным количеством отходов, то это позволит ему повысить свой квалификационный разряд. Люди, конечно, могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемому результату. Если они чувствуют, что нет прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то в соответствии с теорией ожидания, их мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, его плохой профессиональной подготовки или из-за того, что ему не дали достаточно прав и возможностей для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении результатов — вознаграждений это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты труда. Упомянутый в первом случае рабочий может ожидать что, повысив свой разряд, будет получать более высокую заработную плату или станет бригадиром.
В этой связке, также как и в предыдущей, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация его труда также будет слабой.
Третий фактор — валентность (ценность
поощрения или вознаграждения ) —
это предполагаемая степень относительного
удов летворения или неудовлетворения,
возникающая вследствие получения
определенного вознаграждения. Так
как у различных людей
Теория ожиданий представляет различные
возможности для руководителей
и менеджеров, которые стремятся
повысить мотивацию трудовой деятельности
у своих работников. Руководство
организации должно сопоставить
предлагаемое вознаграждение с потребностями
сотрудников и привести их в соответствие.
Довольно часто вознаграждение предлагается
до его оценки работниками. Для эффективной
мотивации руководитель должен установить
твердое соотношение между
Персонал.
Термин "персонал" объединяет
составные части трудового коллектива.
К персоналу мы относим всех работников
(трудовой коллектив), выполняющих производственные
или управленческие операции и занятых
переработкой труда с использованием
средств труда. В теории управления существуют
различные подходы к классификации персонала
в зависимости от профессии или должности
работника, уровня управления, категории
работника. Базовой же является классификация
персонала по категориям работников, предложенная
еще в 80-х годах Госкомтрудом СССР. Эта
классификация предусматривает выделение
двух основных частей персонала по участию
в процессе производства: рабочих и служащих.
Рабочие, или производственный персонал,
осуществляют трудовую деятельность в
материальном производстве с преобладающей
долей физического труда. Они обеспечивают
выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное
обслуживание. Производственный персонал
можно разделить на две составные части:
основной персонал – рабочие, преимущественно
занятые в сборочных цехах предприятия;
вспомогательный персонал – рабочие,
преимущественно занятые в заготовительных
и обслуживающих цехах предприятия. Результатом
труда производственного персонала является
продукция в вещественной форме (здания,
автомобили, телевизоры, мебель, продукты
питания, одежда и т.п.). Служащие, или управленческий
персонал, осуществляют трудовую деятельность
в процессе управления производством
с преобладающей долей умственного труда.
Они заняты переработкой информации с
использованием технических средств управления.
Основным результатом их трудовой деятельности
является изучение проблем управления,
создание новой информации, изменение
ее содержания или формы, подготовка управленческих
решений, а после выбора руководителем
наиболее эффективного варианта – реализация
и контроль исполнения решений. Управленческий
персонал разделяется на две основные
группы: руководители и специалисты.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛ
• Производственный (рабочие)
• Управленческий (служащие)
• Основные
• Вспомогательные
• Руководители
• Специалисты
Принципиальное отличие руководителей
от специалистов заключается в юридическом
праве принятия решений и наличии в подчинении
других работников. В зависимости от масштаба
управления различают линейных руководителей,
отвечающих за принятие решений по всем
функциям управления, и функциональных
руководителей, реализующих отдельные
функции управления. Кроме того, различают
руководителей высшего уровня (директор
и его заместители), среднего уровня (начальники
цехов и подразделений) и нижнего уровня
(начальники участков, мастера).
Специалистов предприятия можно разделить
на три основные группы в зависимости
от результатов их труда:
- функциональные специалисты управления,
результатом деятельности которых является
управленческая информация (референты,
экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи
и др.;
- специалисты – инженеры, результатом
деятельности которых является конструкторско
– технологическая или проектная информация
в области техники и технологии производства
(технологи, инженеры, конструкторы, строители,
проектировщики и др.);
- служащие – технические специалисты
(машинистки, операторы, курьеры, лифтеры,
кладовщики, официанты и др.), выполняющие
вспомогательные работы в управленческом
процессе. Содержание понятия "персонал",
субъекты и объекты управления
Термин "кадры" (с первичным значением
"рамки" в немецком и французском
языках) пришел в управленческую терминологию
из армейского лексикона, где он означает
группу профессиональных военных — рядовых,
командного состава и резерва. В англоязычных
странах привычным является использование
в данном значении термина "персонал"
(personnel) и производных на основе этого корня.