Мотивация к труду: методы и средства оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Проблема стимулов к труду очень актуальна. Практика нашей страны в этой области далека от современных требований. Многим предприятиям просто не хватает средств для достаточно высокого уровня стимулирования работников. И здесь руководство фирм и предприятий должно использовать все элементы современной системы мотивации труда. Для менеджера важно не столько стимулировать работника, сколько оценить значение его труда, учесть все заслуги, вынести благодарность за выполненную работу.

Содержание

Введение 2

Понятие мотивации 4


Содержательные теории мотивации 9

Процессуальные теории мотивации 19


Мотивации к труду на примере компании «Технопласт» 26

Заключение 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по упрвленю персоналом.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Критериями  эффективности системы мотивации  являются:

     - четко поставленные, достижимые  цели и задачи для каждого  сотрудника компании;

     - понятный механизм оценки деятельности  и результатов сотрудников, привязанный к определенной периодичности в зависимости от должности;

     - простота и прозрачность в  расчетах системы мотивации.

     Всем  этим требованиям отвечает система  вознаграждений на основе Ключевых Показателей  Эффективности – KPI.

     Вознаграждение за способности, оценка каждого сотрудника исходя из сравнения его достижений с достижениями других, более способных сотрудников, может снижать его самооценку, самоуважение и уверенность в своих силах. Поэтому в компании «Технопласт» считают, что целесообразнее сравнивать результаты работы сотрудника с результатами его работы за предыдущий период и вознаграждать за его реальные усилия, позволившие обеспечить успех.

     Более десяти лет система КРI доказывает свою эффективность в компании. Основные результаты компании следующие:

     - увеличение выручки более чем  на 10% за счет концентрации на  клиентах;

     - снижение оттока клиентов и,  как результат, увеличение прибыли  (т.к. по статистике снижение  на 5% оттока дает до 15% прибыли);

     - многократное повышение производительности труда за счет увеличения мотивации и эффективности бизнес-процессов;

     - сокращение сроков бизнес-процессов,  ведущее непосредственно к снижению  постоянных и переменных затрат;

     - качество как цель номер один, приводящая к победе над конкурентами;

     - увеличение прибыли в результате  изменения вышеперечисленных факторов  и определения правильных стратегических  приоритетов;

     - улучшение конкурентных преимуществ.

     Формирование  мотивации на базе КРI состоит из трех основных: константной части, переменной части, а также нерегулярных премий.

     Оклад – это базово-должностной оклад (ставка), который выплачивается  сотруднику за должностное соответствие и выполнение сотрудником своих  функциональных обязанностей.

     Оклад выплачивается согласно соответствию сотрудника определенному грейду по системе грейдирования, принятой в компании, или согласно штатному расписанию.

     Переменная  часть – это часть денежного  вознаграждения, которая выполняет  роль четкой привязки мотивации сотрудников  к результатам их деятельности через KPI. При этом под результатом понимается достижение как количественных, так и качественных показателей по КРI. Соотношение между постоянной и переменной частями (базовым окладом и премией) различается в зависимости от позиции сотрудника и принадлежности тому или иному подразделение или бизнес-процессу.

     Переменная  часть выплачивается за достижение результатов по КРI и включает в себя:

     - ежемесячные премии за достижения  КРI, которые определяются каждый месяц, и в соответствии с достижением начисляется премия;

     - ежеквартальные премии за достижения  КРI, которые определяются раз в квартал, и в соответствии с достижением начисляется премия;

     - полугодовые и годовые премии  за достижение КРI, которые определяются только раз в полгода или в год, и в соответствии с достижением КРI начисляется премия.

     Условия премирования учитывают особенности  достижения каждого из КРI и отражают требования к исполнителю по его достижению.

     В зависимости от данных условий разрабатывается  шкала премирования, которая устанавливает, кому, при каких условиях достижения показателя, в каком размере – на основании формулы КРI начисляют премиальные выплаты.

     Источники премирования могут быть различными. Наиболее традиционными источниками  является:

     - фонд оплаты труда,

     - прибыль компании,

     - экономия фонда оплаты труда,

     - получение дополнительной чистой  прибыли,

     - экономия оборотных средств, сырья  и материалов.

     Я считаю, что КРI могут стимулировать беспрецедентные усовершенствования, так и наоборот, ввергнуть организацию в хаос. Если КРI не достаточно точно трансформируют стратегию и цели компании в конкретные ежедневные действия, организация будет постоянно спотыкаться. Сотрудники будут стремиться к разным целям, мешая друг другу, и все будут разочарованы, поскольку прилагаемые усилия не приведут к желаемым результатам.

     Любой КРI имеет свой так называемый жизненный цикл.

     Сначала, когда показатель вводиться, он стимулирует  сотрудников и эффективность  работы возрастает. Однако со временем его воздействие ослабевает и  тогда его необходимо освежить, пересмотреть или вообще отменить!

     Поэтому компания должна непрерывно анализировать  эффективность системы мотивации  на базе КРI.

     По  статистике, изменение набора показателей происходит не чаще чем одного раза в год. Более часто рассмотрение и установление новых показателей должно осуществляться по следующим причинам:

     - изменение функций сотрудника,

     - изменение стратегических приоритетов, 

     - стабильность и улучшения стабильных  показателей.

     Так как в компании работает 80 человек, скорее всего пересматривать показатели чаще, чем раз в год, будет весьма трудоемким процессом. Возможность пересмотра показателей должна быть вызвана одной из вышеперечисленных причин и зависеть от уровня автоматизации всего процесса. Более часто пересматривать показатели, например в течении квартала, можно в рамках определенных основных подразделений для оперативного управления и манипулирования акцентами сотрудников.

     Экономистам, бухгалтерам, финансовыми специалистами, а также менеджерам по персоналу  выплачивается только фиксированный оклад. Руководство компании считает, что деятельность сотрудников названых подразделений на финансовый результат никак не влияет, денег в компанию не приносит, и поэтому их премирование неоправданно. За что премировать? За выполнение должностных обязанностей? Но они и так получают зарплату. Конечно, сказать, что их не премируют вообще, нельзя. Есть так называемая премия по итогам года, когда практически все сотрудники получают какой-то бонус. Такая премия носит название «тринадцатая зарплата». Но ведь премии и бонусы платятся за определенные достижения, дополнительную работу и за полученный результат. А к чему в данном случае привязан размер выплат, никто объяснить не может.

     Премия  такого рода может только повлиять на решение работника не покидать рабочее место или работать более эффективно в конце года. Однако на результативность сотрудника в течении всего года такая выплата вряд ли сможет повлиять.

     А ведь каждый руководитель компании хочет, чтобы его сотрудники работали эффективно и результативно всегда, а не только в конце года.

     Клиент  остановил свой выбор на вашей  компании и выбрал ваш продукт. Браво! Хорошо поработали сотрудники отдела продаж! Но в компании существует не только один процесс продаж.

     А как же вовремя выставленный счет, подготовленный договор, своевременно отгруженный товар и т. п.? Как сохранить качество и сроки на должном уровне? Ведь от них зависит комплексное обслуживание и приверженность клиента вашей компании.

     Только  слаженная работа смежных подразделений  подвигнет клиента обратиться вам снова.

     Можно рассмотреть и другую ситуацию: бухгалтерия  вовремя не сдала отчетность или  хуже того, неверно рассчитала налоги, или же произошла поломка компьютеров  у продавцов, а предложение клиенту  нужно отправить незамедлительно…

     Из  приведённого примера следует вывод о том, что премировать необходимо каждого сотрудника прежде всего за его результативность, качество выполненных задач и соблюдение сроков, а вот периодичность премирования и процент выплат уже выбирать компании.

     Все используемые методы нематериальной мотивации компании «Технопласт» в той или иной степени используются в практике российских компаний. Тем не менее для того, чтобы выигрывать конкуренцию на рынке труда и одновременно повышать эффективность работы своих сотрудников, стоит задуматься о каких-то других способах мотивации, не совсем традиционных для наших компаний. Есть и другие методики мотивации, давно и с успехом применяемые на Западе. Понятно, что внедрение нового влечет за собой новые расходы и новые трудности по преодолению сопротивления инновациям, частичной перестройке работы системы персонала, преодолению психологических барьеров. Но та конечная выгода, которую получают компании-новаторы после внедрения и отлаживания новой системы, многократно превышают первичные затраты. 

     Приведу примеры некоторых нетрадиционных способов нематериального стимулирования, которые в отечественной практике используются довольно редко.

     -Предоставление работникам дополнительных дней отдыха (к примеру, преждевременное начало отпуска за эффективно реализованный проект).

     - Альтернативные графики труда. Предоставляя альтернативные графики, мы даем понять нашим сотрудникам, что для компании самым значимым моментом является забота о сотрудниках, а не удобство управления ими. В западных, особенно американских компаниях альтернативные графики давно стали реальностью управления персоналом и никого не пугают.

     -Предоставление выходных дней в середине недели. Это касается в первую очередь людей творческих профессий: менеджерам по связям с общественностью, тренинг-менеджеров, специалистов по рекламе и т. п., а также тех, чья работа сопряжена с повышенным стрессом, связанным с постоянной работой с людьми.

     -Частичная работа дома. Такую возможность в западных компаниях предоставляют специалистам, чье постоянное присутствие в офисе не является необходимым.

     Понятно, что предложенные способы не являются конечным вариантом списка методов  нематериального стимулирования. Система  нематериальной мотивации разрабатывается  индивидуально для каждой компании (более того для каждой позиции) и является дополнением к системе оплаты труда и бенефитов (системам прямой материальной и косвенной материальной мотивации).

     Безусловно, стимулирующим фактором может являться и правильно выстроенная корпоративная политика и, как прямое следствие, мотивирующая корпоративная культура. Говоря о ситуации в российских компаниях вообще, стоит отметить, что в московских компаниях, как правило, корпоративная культура развита сильнее, чем в регионах. Связано это и с влиянием западных корпораций, имеющих филиалы в Москве и работающих там довольно продолжительное время, и с более высокими темпами развития московского региона. 

     6. Заключение 

     Тема  мотивации персонала в последнее  время привлекает повышенное внимание руководителей и менеджеров по персоналу. При этом отношение к мотивации очень специфическое. Все понимают, что «надо», но никто толком не понимает, что же именно надо сделать, чтобы эта мотивация у сотрудников была.

     Знание  мотивации необходимо в практической работе по управлению персоналом. Оно помогает при распределении и планировании работ. Так, исследовательские проекты лучше поручать сотрудникам с сильно выраженной потребностью в достижении. Точная работа может быть возложена на работников с развитой потребностью в компетенции. Подчиненные с сильной потребностью в одобрении должны постоянно поощряться руководителем. Индивидов с сильной потребностью во власти можно зачислять в резерв на выдвижение.

     Мотивация персонала – это побуждение сотрудников  к эффективной деятельности, направленной на достижение стратегических целей и задач компании. Правильное стимулирование персонала должно повышать результативность работы каждого человека и организации в целом. Существует два типа мотивации: материальная и нематериальная. К материальным стимулам традиционно относят зарплату, премии, бонусы. Многие руководители компании считают, что лучшая мотивация для работника – это материальное стимулирование. Однако не следует увлекаться материальным стимулированием труда. Ведь повышение зарплаты рано или поздно перестает давать отдачу. Например, по мнению экспертов, оклад теряет мотивирующую силу в течении трех месяцев. Более того, неоправданно высокая зарплата начинает оказывать демотивирующее воздействие: зачем работать хорошо, когда можно работать плохо и зарабатывать не меньше?

Информация о работе Мотивация к труду: методы и средства оптимизации