Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:58, реферат
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
1. Сущность менеджмента
2. Этапы развития менеджмента
3. Мотивация как организация укрепления. Сущность и значение мотивации
3
1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Окружающий нас деловой и общественный мир состоит из организаций – производственных и обслуживающих, частных и государственных, больших, средних и малых, коммерческих и некоммерческих и прочих. Каждая из них по отношению к внешнему окружению является открытой: потребляет его ресурсы, соответствующим образом перерабатывает их, а полученные результаты деятельности передает во внешнюю среду. Непрерывность и эффективность процессов обмена обеспечивают жизнеспособность организации.
Общим для всех организаций является то, что они являются управляемыми, добиваются результатов не сами по себе, а под руководством менеджеров, от опыта и квалификации которых зависит общая результативность. Часто при характеристике деятельности менеджеров используют определение Питера Друкера, известного теоретика в области управления, который отметил: «Менеджеры определяют направления развития своих организаций, выступают в роли лидеров и решают, как использовать имеющиеся организационные ресурсы для достижения поставленных целей»
Менеджмент обособлен от остальных видов деятельности в организации, но его отделение от других работ не является абсолютным и не исключено участие менеджеров в технической работе организаций. В крупных компаниях обособление менеджмента выражено более четко, чем в малых. Во всех организациях менеджер выполняет свою работу с помощью других людей.
Выражение «другие люди» относится не только к подчиненным, но и к вышестоящим руководителям, знания и навыки которых могут быть полезны для менеджера. Менеджеру нередко требуется поддержка коллег из других подразделений. У некоторых управляющих подчиненные вообще отсутствуют, но для выполнения работы они имеют возможность использовать людей из других организаций. Например, менеджер по рекламе из рекламного агентства, не имеющий в своем подчинении никого, взаимодействует с руководителями и менеджерами компаний, заказывающих рекламу. Естественно, он использует их труд, интеллект и мотивы поведения для достижения целей своей организации – получить как можно больше заказов.
Термины «менеджмент», «менеджер» стали очень популярным в России с начала 90-х годов в связи с переходом к рынку. До этого времени использовались выражения «управление», «управленец». При внешней схожести между ними существует значительная разница. В зарубежной практике английское «менеджмент» употребляется применительно к фигуре менеджера, действующего в определенной организации – предприятии, фирме. Тем самым менеджмент отделяется по смыслу от более широкой системы управления, для которой более приемлемы «администрирование», «администрация».
Разделение управления и менеджмента по содержанию вполне оправдано, так как управленческая деятельность является более широкой, чем менеджерская. За счет управленческих процессов можно менять ситуацию в мире, стране, регионе. Менеджмент осуществляется на ограниченной площадке предприятия и нужен для обеспечения эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной организацией.
С позиций теории управления предприятие и фирма являются организациями. Принять считать, что основу мира менеджеров составляют организации. Организация – это искусственное, т.е. специально созданное образование достижения одной или нескольких совместных целей и состоящее не менее чем из двух индивидов. Менеджер осуществляет координацию деятельности работников и движение организации к поставленным целям.
Существует несколько определений содержания менеджмента, характеризующих его различные аспекты. Рассмотрим основные из них: раскрывающие содержание управления организацией как открытой системой и характеризующие менеджмент с точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов.
Управление организацией как открытой системой. Организация зависит от внешней среды: она получает ресурсы извне и передает результаты деятельности во внешний мир. Менеджмент необходим для достижения высоких результатов деятельности, которые, однако, он не сводятся только к выпуску продукции или оказанию услуг. К результатам кроме удовлетворения потребностей клиентов относятся достижение целей, обеспечение производительности и эффективности. Эффективность характеризует степень приближения организации к поставленным целям, перечень которых может быть намного шире, чем ответственность перед потребителем. Производительность характеризует количество ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации. Их перечень достаточно широк, в него, как правило, включают человеческие ресурсы, финансовые, сырье и материалы, технологические и информацию. Производительность, как и эффективность, должна быть высокой и обеспечивать рациональное использование всех ресурсов, которыми располагает общество, чтобы способствовать общественному прогрессу.
Рассматривая управление организацией как открытой системой, можно дать следующее определение. Менеджмент – это деятельность, направленная на эффективное и производительное использование организационных ресурсов, обеспечивающая достижение целей организации, рост эффективности и производительности.
Качество менеджмента в организации влияет на общественную эффективность - повышает ее или, напротив, снижает и, в конечном счете, характеризует использование ресурсов страны. Неэффективный менеджмент приводит к расточительству в потреблении имеющихся ресурсов, что особенно недопустимо по отношению к человеческим ресурсам. Поэтому так важно добиваться достижения высоких результатов деятельности менеджеров во всех организациях.
Содержание менеджмента с точки зрения деятельности по удовлетворению потребностей клиентов. Данный аспект тесно связан с предыдущим, поскольку главное предназначение организации заключается в удовлетворении потребностей своих клиентов или заказчиков (потребителей), находящихся во внешней среде по отношению к предприятию, но вместе с тем позволяет выявить некоторые важные и специфические моменты.
Для удовлетворения заказа потребителя под руководством менеджеров приобретаются и потребляются ресурсы и осуществляется деятельность исполнителей таким образом, чтобы потребности клиентов были удовлетворены наилучшим образом.
Распределение ролей происходит следующим образом. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее удовлетворение. Менеджер строит и перестраивает деятельность предприятия в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в построенную менеджером деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявленные ему деятельностью и менеджером. От менеджера зависит, будет ли исполнитель выполнять нормы деятельности, которые вырабатывает общество и посредством которых человеческая активность приобретает определенную форму. Для этого менеджер должен иметь управленческие средства и уметь ими правильно пользоваться. За счет обучения менеджер овладевает средствами, которые выработаны в практике и описаны в теории управления. При отсутствии необходимых средств, менеджер должен уметь вырабатывать их самостоятельно.
Управленческая деятельность обслуживает исполнительскую, снимая затруднения, возникающие в ходе создания продукта и связанные либо с нехваткой ресурсов, либо с неправильной реализацией норм деятельности.
Управленческая деятельность мыслительная по своей природе, ее содержанием является мышление. Многие процессы не видны наблюдателю, их результаты сложно определить заранее. Но именно за счет мышления менеджер принимает грамотные управленческие решения и достигает цели, стоящие перед организацией.
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Этапы и концепции развития менеджмента подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
- развитие реального общественного и затем промышленного производства;
- появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
«История учит» - этот тезис здесь более чем уместен, так как позволяет понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.
Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.
В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом - практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры. Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.
Управленческий континуум.
Годы | Индивидуум или этническая группа | Основной вклад в развитие менеджмента |
5000 до н.э. | Шумеры | Письменность; регистрация фактов. |
4000 до н.э. | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля. |
2700 до н.э. | Египтяне | Признание необходимости "честной игры". Доверительные беседы- "облегчи свою душу". |
2600 до н.э. | Египтяне | Децентрализация в организации управления. |
2000 до н.э. | Египтяне | Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций "штаба". |
1800 до н.э. | Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности. |
1600 до н.э. | Египтяне | Централизация в организации управления. |
1491 до н.э. | Евреи | Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения. |
1100 до н.э. | Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля. |
600 до н.э. | Навуходоносор | Контроль за производством и стимулированием через заработную плату. |
500 до н.э. | Менциус | Признание необходимости систем и стандартов |
| Китайцы | Признание принципа специальности |
| Сун-Цзы | Признание необходимости планирования, руководства и организации. |
400 до н.э. | Сократ | Формулировка принципа универсальности менеджмента |
| Ксенофонт | Признание менеджмента как особого вида искусства |
| Кир | Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов. |
350 до н.э. | Греки | Использование научных методов труда и рабочего ритма. |
| Платон | Формулировка принципа специализации. |
325 до н.э. | Александр Великий | Создание штаба |
175 до н.э. | Като | Использование описаний работ. |
50 до н.э. | Варрон | Использование рабочих спецификаций |
20 н.э. | Иисус Христос | Единоналичие. Золотое правило. Человеческие отношения. |
284 | Диоклетиан | Делегирование полномочий. |
900 | Альфараби | Требование к руководителю. |
1100 | Газали | Требования к менеджеру. |
1340 | Л. Пачоли (Генуэзец) | Двойная бухгалтерия. |
1395 | Франциско Ди Марко | Учет издержек производства. |
1410 | Братья Сорансо | Использование журнала доходов и гроссбухов. |
1418 | Барабариго | Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов. |
1436 | Арсенал Венеции, венецианцы | Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости. |
1500 | Сэр Томас Мор | Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента руководства. |
1525 | Николло Макиавелли | Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя. |
1767 | Сэр Джеймс Стюарт | Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации. |
1776 | Адам Смит | Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда. |
1785 | Томас Джефферсон | Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей. |
1799 | Эли Уитни | Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента. |
1800 | Джеймс Уатт, Маттеус Бултон Сохо, Англия | Стандартные операции; спецификации, рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности. |
1810 | Роберт Оуен, Нью-Ланарк, Шотландия. | Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих. |
1820 | Джеймс Милл | Анализ и обобщение человеческой мотивации. |
1832 | Чарльз Баббедж | Упор на научный подход; признание особой важности специализаций; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости. |
1835 | Маршалл, Логлин и др. | Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента |
1850 | Милл и др. | Интервал контроля; единоналичие; контроль труда и материалов; специализация- разделение труда; стимулирование через заработную плату. |
1855 | Генри Пур | Принципы организации, связи и информации в применение к железным дорогам. |
1856 | Даниэль К.Мак-Каллум | Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте. |
1871 | В.С. Джевонс | Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости. |
1881 | Джозеф Вартон | Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента. |
1886 | Генри К.Меткалф | Искусство менеджмента; наука управления. |
| Генри Р.Таун | Наука менеджмента |
1981 | Фредерик Халси | План премиальных выплат, заработной платы. |
1900 | Фредерик У.Тейлор | Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация4 принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследование рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию. |
| Френк Б.Гилберт | Наука мотивационных исследований. |
1901 | Генри Л.Гантт | Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих. |
1910 | Хьюго Манстерберг | Использование психологии в менеджменте и работе. |
| Харрингтон Эмерсон | Эффективный инжениринг; принципы эффективности. |
1911 | Харлоу С.Персон | Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента. |
| Дж. К.Дункан | Первый учебник менеджмента для колледжей. |
1915 | Х. Б. Друри | Критика научного менеджмента- утверждение первоначальных идей. |
| Р.Ф. Хокси | Критика научного менеджмента- утверждение первоначальных идей. |
| Ф. В. Харрис | Модель экономической партии товара. |
| Томас А.Эдисон | Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок. |
1916 | Генри Файоль | Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях. |
| Александр Г.Черч | Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое. |
| А.К.Эрланг | Предвосхитил теорию очередностей. |
1917 | У.Г. Леффингвелл | Применил научный менеджмент в ведомостях. |
1918 | К.К. Парсонс | Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомостях. |
| Ордвей Тид | Применение психологии в промышленности. |
1919 | Моррис Л.Кук | Различные области использования научного менеджмента. |
1921 | Вальтер Д.Скотт | Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами. |
1923 | Оливер Шелдон | Развил философию менеджмента; принципы менеджмента. |
1924 | Г.Фдодж, Г.Г.Ромиг, У.А.Шумарх | Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств. |
1925 | Рональд А.Фишер | Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов. |
1927 | Элтон Майо | Социологическая концепция групповых устремлений. |
1928 | Т.К. Фрай | Статистические основы теории обслуживания. |
1930 | Мэри Р.Фоллетт | Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента. |
1931 | Джеймс Д.Муни | Признание универсальности принципов организации. |
1938 | Честер Барнард | Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации. |
| П.М.С. Блэкетт и др. | Операционные исследования. |
1943 | Линдэлл Урвик | Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента. |
1947 | Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис | Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации. |
1949 | Норберт Винер, Клод Шеннон | Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте. |
1951 | Франк Абрамс, Бенджамин М.Селекман | Ввели искусство управления в мышлении менеджеров. |
1955 | Герберт Саймон, Гарольд Дж.Левитт, Роберт Шляйфер | Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента. |
1960 | Дуглас Макгрегор | Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "Х"- утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "Y"- принцип распределения ответственности. |
1965 | Игорь Ансофф | Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге "Стратегический менеджмент". |
1967 | Фред Фидлер | Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения. |
| Джейм Томпсон, Джей Гелбрайт, П.Лоренс, | Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства. |
1969 | Карл Вейк | Исследовал организации как интерпретируемые системы. |
| Вильям Оучи, Оливер Вильямсон | Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка- причина существования фирм. |
1975 | Генри Минцберг | Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до "адхок-кратии". |
| Геральд Саланчик | Теории властных структур внутри и между организациями. |
1976 | Розмари Стюард | Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческими задач. |
| Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье | Теории властных структур внутри и между организациями. |
1980 | Майкл Портер | Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость. |
1982 | Джон Коттер, Джон Габарро | Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени. |
| Теренс Дил, Аллан Кеннеди | Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие. |
1985 | Том Петерс | Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации- как к важному ресурсу развития бизнеса. |
Историческая периодизация Р.М.Фалмера.
Роберт М. Фалмер, опираясь на периодизацию Роберта Е. Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления:
-начало эпохи практизма 6000-3000г. до н.э.
-годы до н.э. (до капитализма) 3000-500г. до н.э.
-классическая эпоха (500до н.э.-500г.н.э.)
-ранние стадии развития капитализма (500г. н.э. до 1400г. н.э.)
-капитализм до появления бизнеса (500-1100гг.)
-мелкособственнический капитализм (1100-1400гг.)
-протестантский капитализм и меркантилизм (1400-1776гг.)
-промышленный капитализм в Новом Свете (1776-1890гг.)
-финансовый капитализм (1890-1933гг.)
-национальный капитализм (1933-1950гг.)
-управленческий капитализм (1950-1990гг.)
-предпринимательский капитализм (1990-е годы).
Собственно начало развития управленческой науки обычно связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.
При финансовом капитализме доминировал финансист, который за счет манипулирования ресурсами получал большие прибыли. «Баронам разбойникам» нравился социальный дарвинизм Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере являлось наилучшим путем достижения материального благополучия для всех.
3. МОТИВАЦИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ УКРЕПЛЕНИЯ. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Информация о работе Мотивация как организация укрепления. Сущность и значение мотивации