Мотивация как регулятор индивидуального оргповедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 02:32, реферат

Описание

Механизмы управления производством являются результатом длительного эволюционного процесса, в ходе которого разнообразные по подходам и содержанию школы обосновали принципы, цели и задачи, функции управления, механизмы и методы их реализации. Современное развитие механизма управления характеризуется множественностью школ, а именно выделяют:
- школу «научного управления»
- школу «классического административного управления»
- школу «человеческих отношений».

Содержание

Введение 2
1. Мотивация как регулятор индивидуального оргповедения 3
2. Мотивация сотрудников организации через карьерные возможности 6
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Работа состоит из  1 файл

организационное поведения.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

      Механизмы управления производством являются результатом  длительного эволюционного процесса, в ходе которого разнообразные по подходам и содержанию школы обосновали принципы, цели и задачи, функции управления, механизмы и методы их реализации. Современное развитие механизма управления характеризуется множественностью школ, а именно выделяют:

     - школу «научного управления»

     - школу «классического административного  управления»

     - школу «человеческих отношений».

     Во  всех школах можно условно выделить три составляющие механизма управления: нормирование труда, управление и психологический фактор.

В настоящее  время перспективные проблемы развития теории управления имеют особое значение, происходит дальнейшее развитие теории управления, в которые входят научные  понятия как «инновационный менеджмент», «теория социальных систем» и «неформальных организаций».

  Ни  один  социально-рыночный  механизм  не  будет  успешно  функционировать, если  не  будет  создан  мотивационный  механизм,  воздействующий  на  повышение эффективности работы предприятий. Существует большое количество мотивационных теорий, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку.

     Порой кадровые работники при привлечении  персонала руководствуются главным образом профессиональными качествами человека. Однако для каждого сотрудника необходимо определить, что является движущим мотивом его деятельности. Зная потребности человека, можно определить, каким образом надо осуществлять стимулирование работника, чтобы отдача от его действий была максимальной. Большое распространение имеет точка зрения, согласно которой основным стимулирующим фактором является оплата труда. При этом другим факторам не придается большого значения, и привлечение квалифицированных сотрудников осуществляется путем предложения им высокой заработной платы. Такой подход является эффективным, но не достаточным.

 

      1. Мотивация  как регулятор  индивидуального  оргповедения

     Если  спросить разных руководителей, что  такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

     Рис.1. Простейшая модель мотивированного поведения. 

     Главное в мотивации - ее неразрывная связь  с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

     Люди  в процессе работы стремятся к  удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и другое).

     Профессиональный  труд позволяет человеку удовлетворять  не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность, в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, и независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.

     Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие.

     Основными функциями мотивации являются:

  1. побуждение к действию,
  2. направление деятельности,
  3. контроль и поддержание поведения.

     Побуждение  к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.

     Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее - они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.

     Контроль  и поддержание  поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно сточки зрения возможности зарабатывания денег.

     Высокая отдача от работников возможна лишь в  том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации. Руководителю, желающему воздействовать на трудовую мотивацию подчиненных, в этой работе обходимо сделать пять шагов для того, чтобы добиться желаемого результата:

        1. Оценка потребностей работников, определяющих их рабочее поведение, отношение к работе и к рабочим заданиям.
        2. Определение тех факторов, которые влияют на трудовую мотивацию работников, определяя их отношение к работе, степень заинтересованности в конечных результатах и готовность работать с полной отдачей.
        3. Выработка таких мер воздействия, построение такой мотивирующей рабочей среды, которая способствует высокой заинтересованности в конечных результатах, позитивному отношению к выполняемой работе и к организации.
        4. Воздействие на трудовую мотивацию с учетом индивидуальных особенностей работника.
        5. Оценка эффективности выбранных мер воздействия и их корректировка в случае необходимости.

     Исторически сложившийся еще в давние времена  подход к мотивации получил название метода «кнута и пряника». Суть этого подхода очень точно отражает социальную философию, которая господствовала в обществе на протяжении многих столетий.

       Всех, кого можно заставить работать  с помощью кнута, то есть  под угрозой наказания, следует  мотивировать именно так. Там же, где наказывать опасно или невозможно, следует использовать поощрение. В средних ситуациях следует комбинировать поощрения и наказания. Это отчетливо видно на примере различия методов мотивации в античном обществе или в средние века. Если податные сословия зачастую работали из страха перед наказанием, то воины и феодалы служили за награды или привилегии. 

     2. Мотивация сотрудников организации через карьерные возможности 
 

     Потребность в достижении и развитии проявляется  в стремлении к движению вверх  по карьерной лестнице. Поговорка  «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» не потеряла свою актуальность. Будьте внимательны: не все ценные опытные сотрудники будут несколько раз просить о повышении, когда поймут, что уже «переросли» свою должность. Для некоторых из них будет проще найти другое место работы. Если нет реальной возможности переводить перспективных работников на более высокие должности, то карьерную лестницу можно создать искусственно: например, от стажера к младшему сотруднику, и от старшего сотрудника к управляющему проектом. У каждой должности должны быть четкие отличия и преимущества. Критерии перехода из должности в должность должны быть ясно прописаны, достижимы и едины для всех. Наряду с движением вверх может быть и движение вниз по причинам невыполнения обязанностей или планов.

     Конечно, в арсенале работодателей и стабильная высокая заработная плата, и различные  премии и бонусы, и абонементы в  фитнес-клуб, и корпоративные мероприятия, и тренинги, и оплата питания в  офисе, и служебный автотранспорт, и предоставление кредитов на различные нужды, и оплата мобильной связи и проездного и т.д. Но это далеко не все. 

     Исследования  доктора Эдгара Шейна (Edgar Schein) о том, что же является важным для человека в его карьере, позволили выявить, что психологическая мотивация  зависит от личностных ценностей человека, которые активно влияют на нашу работу, на способность радоваться достигнутым целям на работе, на способность быстро и правильно решать различные рабочие задачи. Чем лучше человек понимает свои личностные ценности, и чем лучше его работа согласовывается с ними, тем большее удовлетворение от работы он может получить.

     Доктор  Шейн выделил восемь основных ценностей  в работе и назвал их "карьерными якорями", определив для каждого  якоря свою мотивацию: 
1. Технико-функциональный - ярко выраженная заинтересованность в том, чтобы стать хорошим профессионалом в своей работе; сотруднику работа нравится; большая потребность в профессиональном общении с такими же специалистами; постоянный обмен опытом; гордость от сознания своего профессионализма. Для мотивации сотрудника с технико-функциональной направленностью, Шейн советует руководителям:

  • постоянно ставить перед сотрудником новые профессиональные задачи;
  • создавать возможности для решения профессиональных задач, реализация которых позволит сотруднику испытывать самоуважение и уважение со стороны коллег;
  • продвигать сотрудника по такому пути развития карьеры, которая была бы связана с совершенствованием его профессионального мастерства.

     2. Общее руководство - стремление  к общему руководству и контролю остальных; развитое чувство ответственности; умение всех организовать на выполнение общего дела. Мотивация для таких сотрудников такова:

  • поручить управление каким-либо проектом;
  • предоставить возможность внести в работу команды систему и порядок, а затем их координировать;
 
     
  • признать  их заслуги руководством и менеджерами  высшего звена, что расценивается  сотрудником как признак возможного, в дальнейшем, продвижения в карьере.

     3. Самостоятельность и независимость  - всегда старается выполнить  работу в своем стиле; важна собственная оценка по качеству и срокам выполненной работы, а не внешние структурные рамки; в команде считается трудным игроком. Мотивация такого сотрудника должна включать:

  • поручить ему задание, позволяющее действовать независимо, при минимальном контроле;
  • поручить вести какой-либо проект от начала до конца и нести за него большую ответственность;
  • не назначать сотрудника на такую должность, где необходимы функции общего управления и постоянное принятие групповых решений.

     4. Чувство безопасности и стабильность - для них важно сохранение стабильной работы на длительный срок; хорошо работают в команде; новаторский подход к рабочим проблемам и новые роли их мало интересуют. Их мотивация:

  • предлагать им более традиционную и менее рискованную работу;
  • долгосрочные проекты, которые дают чувство стабильности;
  • давать новые задания в старом проекте.

     5. Предпринимательская жилка - постоянное  стремление создавать новые деловые  предприятия; разработка своего  видения дела и попытка его  осуществления в реальности; применение рационализаторского и творческого подхода; хорошо работают в команде; не любят рутинную и предсказуемую работу. Для таких сотрудников подходит следующая мотивация:

  • предложить участие в проекте с созданием новых продуктов вместе с другими членами команды или в творческом проекте с созданием союза с другим отделом или другими компаниями;
  • привлечение к разработке общей стратегии проекта, и, особенно, на стадии запуска проекта;
  • не назначать на работу, которая ограничивает сотрудника узкими рамками;
  • по мере завершения одного проекта, сразу же привлекать к новому проекту.

Информация о работе Мотивация как регулятор индивидуального оргповедения