Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 00:08, реферат
Конкурентоспособность каждого предприятия зависит от ответов на вопросы - как мотивировать персонал на его предприятии на продуктивный труд? Как сделать так, чтобы система оплаты обеспечивала достижения целей развития предприятия? Как развить преданность и лояльность сотрудников к их организации? Как сделать так, чтобы каждый член команды заботился о преуспевании своей компании? Как стимулировать работу персонала в условиях ограниченных финансовых ресурсов?
Введение
1. Понятие мотивации и содержание мотивационной деятельности
2. Различия в системах мотивации для разных типов организаций
3. Проблемы и перспективы мотивации на предприятиях Беларуси
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие мотивации
и содержание мотивационной деятельности
2. Различия в
системах мотивации для разных типов организаций
3. Проблемы и
перспективы мотивации на
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность каждого предприятия зависит от ответов на вопросы - как мотивировать персонал на его предприятии на продуктивный труд? Как сделать так, чтобы система оплаты обеспечивала достижения целей развития предприятия? Как развить преданность и лояльность сотрудников к их организации? Как сделать так, чтобы каждый член команды заботился о преуспевании своей компании? Как стимулировать работу персонала в условиях ограниченных финансовых ресурсов?
На практике директор каждого
белорусского предприятия
Термин «мотивация» происходит от французского слова motif- побудительная причина и от латинского moveo – двигаю. Мотивы людей – истинные побудительные причины их поведения – индивидуальны, ими могут быть потребности, эмоции, влечения, идеалы, установки, инстинкты. Менеджер достоверно не знает об истинных мотивах поведения сотрудника, ему необходимо распознать их.
Мотивация в менеджменте определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации» и как «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано».
Цель мотивации – побудить сотрудников к достижению цели организации путем обеспечения их заинтересованности в результатах собственного и совместного труда.
Содержание мотивационной деятельности. Деятельность по мотивации включает: - изучение мотивов деятельности сотрудников на основе анализа их поведения;
Эти меры
должны обеспечить превращение побудительных
средств – стимулов в побудительные
причины – мотивы, а также сформировать
тип поведения, нацеленный на интенсивный,
производительный и творческий труд.
2. Различия
в системах мотивации
для разных типов
организаций.
Иногда руководители обращаются за помощью для решения этих задач в консультационные компании. К примеру, один из типичных случаев. В одну из консультационных компаний обратился директор одной известной в стране частной фирмы с предложением разработать для него более эффективную систему мотивации. Причем он поставил задачу таким образом, чтобы специалисты провели исследование по оплате труда в его отрасли по РБ, обобщили российский опыт, стран Восточной и Западной Европы и на этой основе разработали проект системы мотивации на его предприятии. В свою очередь консультанты высказали пожелание познакомиться со стратегией развития предприятия, с его целями, планами, с организационной структурой и существующими принципами управления персонала, его оценки и мотивации, подходами к определению фонда оплаты труда и премиального фонда. Данные пожелания вызвали недоумение и неприятие со стороны руководства.
У многих руководителей есть соблазн с некоторой адаптацией перенести подходы к мотивации, разработанные в той же отрасли на Западе, в наши условия. Существует некая иллюзия, что есть эталонная модель, которая будет успешно работать вне зависимости от истории, целей и стратегии развития этой организации.
На
самом деле особенности системы
мотивации определяются многими
внешними и внутренними условиями.
Почему будут отличаться подходы
к системе мотивации в
1.
Особенности системы мотивации
и направления ее развития
во многом определяются масштабом
организации (численностью работающего
персонала) и формой
собственности. Задачи и средства стимулирования
сотрудников могут серьезно отличаться
в зависимости от того, к какому типу принадлежит
организация: относится ли она к малому
и среднему бизнесу, крупным компаниям
или холдингам. Для малых и средних предприятий
это будут более простые и не столь развернутые
формы мотивации. Для организаций с большим
количеством сотрудников, у которых сам
менеджмент более развернутый и системный
будут использоваться более сложные и
формализованные методы.
2. Серьезное влияние на характер и специфику систем поощрений и стимулирования накладывают и отраслевые особенности, характер конкуренции и специфика отдельного бизнеса. Так производительность, норма прибыли, скорость оборачиваемости капитала, капиталоемкость, близость к потребителям и т.п. влияют на уровень базовых ставок у руководителей и специалистов, способы и выбор временных рамок при построении систем премирования. Очевидно, что характер и способы мотивации в компаниях, занимающихся торговлей стратегическим сырьем или в финансовых компаниях с быстрой оборачиваемостью и рентабельностью от 70 до 100% и большой теневой составляющей бизнеса, будет серьезно отличаться от мотивации производителей полиграфической продукции, мягкой игрушки и т.п. со средней рентабельностью от 15 до 35 %. У руководителей и специалистов, работающих в этих (различных по прибыльности) организациях вознаграждение может варьироваться от двух кратного до десятикратного и более. Следует принимать во внимание социальную и психологическую привлекательность работы в различных отраслях. Конечно же, создавать или торговать автомобилями гораздо престижнее, чем делать или продавать зубные щетки, а высокотехнологичный бизнес популярнее чем фермерство.
3.
И, наконец, определяющее
3. Проблемы
и перспективы мотивации
на предприятиях Беларуси
Система
мотивации может
При
использовании теоретических
Таблица 1.
Ценности, свойственные для средних
|
Эта
таблица наглядно отображает, почему
у нас еще плохо работают такие
популярные на Западе технологии менеджмента,
как управление по целям. Многие материальные
и смешанные формы стимулирования неприемлемы
в силу неразвитости соответствующих
макроэкономических институтов и разнице
в моделях управления на уровнях предприятий.
Ограничено
участие в акционерном
И,
наконец, следует учитывать существенную
разницу в этических и
Увы,
но разрабатываемые внутренние системы
мотивации не должны перешагивать критический
уровень соответствия макро-экономической
окружающей среде и культурным историческим
особенностям развития нашей страны. Приведем
пример из практики одной консалтинговой
компании. В течение нескольких лет велось
наблюдение за изменением системы управления
и системы мотивации в одном банке. В начале
руководство этого банка пыталось использовать
некоторые прогрессивные модели западного
менеджмента и, в частности, управление
оп целям. Система мотивации и оценки строилась
на разработке адекватных индивидуальных
целевых показателей. Для руководителей
и специалистов устанавливались сферы
ответственности, которые потом конкретизировались
в экономических категориях: объем, прибыль,
издержки и т.п. Далее определялись количественные
и качественные показатели.
Например, объем кредитов оценивался в процентах роста к прошлому году, количество кредитных операций – в проценте сделок, подвергшихся критике со стороны правления банка, привлечение новых клиентов в количестве новых крупных вкладчиков денежного капитала и т.п. и достижение этих показателей очень жестко увязывалось с оплатой труда. Однако серьезных мотивационных эффектов внедрением данной системы достигнуто не было. Во-первых, многие белорусские сотрудники до сих пор критически относятся к возможности участия в процессе выбора целей. Во-вторых, данная мотивационная система была построена на большом количестве показателей и премиальное вознаграждение рассчитывалось по критериям с низкой стоимостью цены поощрения. Этим дискредитировалась сама идея целеполагания. Из нее вымывались две самые главные составляющие – направляющая и мотивационная. В сознании сотрудников исчезало видение перспективы развития их организации, нарушалась иерархия целей, а их внимание фиксировалось лишь на функции определения величины материального вознаграждения. В-третьих, внутренний дух конкуренции, соревновательности, карьеризма, внедряемый руководством по образцу организаций Уолл-Стрит с одной стороны, и строгие дисциплинарные требования, жесткий контроль со стороны службы безопасности с другой нарушили принципы социальной справедливости и социального партнерства в глазах персонала этого банка. Служба персонала предпринимала определенные усилия по сплочению и обучению сотрудников. Однако, несмотря ни на это, ни на усиленное внимание руководства к формированию имиджа престижного банка и престижности работы в этом банке, используемая мотивационная модель и организационная культура оказались неэффективны. Это сопровождалось стратегическими просчетами руководства и в области финансового управления, и работы с клиентами и т.д. И, как результат, большая текучесть кадров, разочарование лидеров в собственных способах руководства, в своих подопечных.