Мотивация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:22, научная работа

Описание

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность
Содержание предпринимательской деятельности
Особенности предпринимательской деятельности
Глава 2. Структура мотивации предпринимательской деятельности
Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности
Мотивы предпринимательской деятельности и их виды
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мотивация предпринимательской деятельности.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

     Расчеты предпринимательского риска еще  не дают ответа на вопрос, как должен поступить предприниматель, поскольку они лишь дают представление о возможном риске при тех или иных вариантах его действий, крайними случаями которых могут быть получение минимальной прибыли при отсутствии риска и максимальной - при очень высокой его величине.

     Выбор варианта действий должен осуществлять сам предприниматель, т. е. он сам должен решить, на риск какой величины он готов пойти для достижения приемлемой для него величины прибыли. Такой выбор связан с деловыми качествами предпринимателя, основу которых формируют его личностные особенности, являющиеся результатом сочетания врожденных свойств, природных предрасположений, предшествующей подготовки и накопленного профессионального опыта.

     Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно.

     Чтобы быть предпринимательским, предприятие  должно обладать определенными свойствами. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

     Характерный признак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия. Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерно считать предпринимательским.

     Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно  осуществляемых сделок, каждая из которых  ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка – основной кирпич, из которого строится предпринимательское здание.

     Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической  деятельности обратили внимание Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе. Представляется более правильной оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации жизни общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Й. Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.

     Из  всего сказанного выше можно сделать  вывод о том, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

     Виды  предпринимательской  деятельности12

     Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку  любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами производственного цикла – производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением – можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности:

  • производственное предпринимательство,
  • коммерческое,
  • финансовое.

     Кроме этого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативный (консалтинг).

     В то же время каждый из названных  видов предпринимательства распределяется на некоторое число подвидов.

     Производственное  предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются  услуги, создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера  деятельности при переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения: распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.

     Наибольшее  развитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, стала стремительно развиваться, главным образом как частное индивидуальное предпринимательство. Сюда направили свои усилия многие энергичные, инициативные люди. Нередко среди них имеются и те, кого раньше относили к так называемой «теневой» экономике. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия, фирмы, то коммерческая – 20-30%, а нередко и выше.

     Особым  видом предпринимательской деятельности является финансовое. Сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

     Финансовая  сделка предполагает не такую высокую  норму рентабельности, как предыдущие виды предпринимательской деятельности: эта величина может составить 5-10%.

     В последние годы все большее развитие в России получает такая перспективная форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений и, сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться.

     Будучи  относительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимно переплетаются, дополняют  друг друга. При этом приоритет надо отдать производственному предпринимательству, определяющему все виды предпринимательской деятельности и наиболее сложному.

     Под функциями предпринимательства13 понимается осуществление деятельности по производству и обмену между предпринимателем и другими субъектами (элементами) хозяйственной среды.

     Сущность  предпринимательской деятельности (труда предпринимателей) как социального явления выражается в его основной функции – создании особых экономических благ (ценностей) в виде эффективных динамичных структур, позволяющих удовлетворять различные потребности людей, общества в целом14.

     К функциям относят:

     1) Производственная – превращение  сырья и других поставок в  такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.

     2) Материально-техническое обеспечение – приобретение сырья, машин, оборудования и другие поставки, необходимые для хозяйственной деятельности.

     3) Кадровая – отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса.

     4) Ведение финансов и учета.

     5) Маркетинг.

     6) Научно-исследовательские и проектные работ – деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства.

     7) Связи с общественностью (паблик рилейшнз) – осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средствами массовой информации.

     Таким образом, предпринимательская деятельность направлена на достижение коммерческого  успеха: получение прибыли или  предпринимательского дохода. Большая  часть предпринимательского дохода направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности. Кроме этого предпринимательство направлено на наилучшее использование капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

     Таким образом, рассмотрев основные положения  предпринимательской деятельности, можно сделать вывод, что с точки зрения мотивации мы можем рассматривать личность предпринимателя в двух ипостасях: во-первых, как собственника имущества и других ресурсов, старающегося извлечь максимальный доход из своей деятельности, а во-вторых, как руководителя по отношению к наемным работникам, работающим у него на условиях контракта. Из этих двух положений мы и будем исходить в дальнейшем.

     Потребности личности во многом определяет успех занятий бизнесом или предпринимательством. С одной стороны само проявление интереса к бизнесу, работа в нем являются реакцией индивида на удовлетворение своих социальных потребностей (добиться успеха, преуспеть, заняться общественно-значимым делом и т.д. ). Но с другой стороны, только знание реальных потребностей клиентов, умение прогнозировать их развитие позволят этому бизнесу состояться.

 

Глава 2. Структура мотивации  предпринимательской  деятельности 

    1. Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности

предпринимательство бизнес мотивация

     Источники любого производства – это ресурсы  и факторы производства. Ресурсы  производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

     В современных условиях труд как фактор производства часто становится определяющим, поскольку способен принести доход собственнику производства. Но речь идет не о любом труде, а о труде профессиональном, эффективном, организованном и мотивированном.

     Уже в 30-х годах ХХ-го столетия, в годы перехода от экстенсивных методов капиталистического хозяйствования к интенсивным, возникла необходимость поиска новых форм мотивации, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим содержанием. Цель такого поиска заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям менеджмента, а также бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

     Процессуальные  теории мотивации исследуют выбранный  тип поведения человека в процессе достижения поставленных перед ним целей.

     Рассмотрим  мотивацию предпринимателя, опираясь на две процессуальные теории: предпочтения и ожидания В. Врума и справедливости С. Адамса.

     Первая  теория базируется на положении о  том, что наличие активной потребности  не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага. Для предпринимателя желаемое благо – это успешная деятельность его фирмы и максимизация прибыли.

     Ожидания  – оценка данной личностью вероятности  определенного события. Например, большинство  людей ожидают, что окончание  высшего учебного заведения позволит им получить более хорошую работу или, что если работать с полной отдачей сил, то можно сделать карьеру. Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением). Ожидания в отношении первой связки (3-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Ожидания в отношении результатов –вознаграждений (Р-В) — это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутые результаты труда, т.е. то, что в настоящий момент наиболее ценно для предпринимателя Третий фактор – валентность (ценность поощрения или вознаграждения) – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Так как у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.

     Теория  справедливости также дает объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия для достижения поставленных целей, как работники, так и предприниматели.

     Все вышеописанное при рассмотрении данной теории справедливо для наемных работников, работающих в фирме предпринимателя. Что касается личности самого предпринимателя, то его мотивация несколько иная. Как мы уже говорили, вознаграждение для него – это либо внутреннее от результатов предпринимательского труда, либо максимально возможная прибыль. В условиях конкуренции, существующей в рыночной экономике, аналогичные предприниматели, выпускающие товары-заменители, могут получить более высокую прибыль за тот же объем реализованной продукции в силу условий, зависящих от спроса и предложения.

Информация о работе Мотивация предпринимательской деятельности