Мотивация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:22, научная работа

Описание

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность
Содержание предпринимательской деятельности
Особенности предпринимательской деятельности
Глава 2. Структура мотивации предпринимательской деятельности
Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности
Мотивы предпринимательской деятельности и их виды
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мотивация предпринимательской деятельности.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

     На  основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что мотивация предпринимателя в его деятельности имеет такое же большое значение как и мотивация работника в процессе труда и даже более значимое, поскольку предпринимательская инициатива является двигателем прогресса и способствует развитию и установлению совершенных рыночных форм хозяйствования.

     В связи с этим изучение мотивирующих факторов и формирование четкого  мотивационного механизма в деятельности предпринимателя требуют детального и глубокого исследования и принятия обществом.

     Ни  одна из существующих мотивационных  теорий не может комплексно объяснить  все потребности и мотивы поведения  человека в процессе его деятельности.

     Теоретические вопросы «очеловечивания» бизнеса и производства вначале нашли отражение в учениях школы человеческих отношений Мэйо и в так называемой «производственной демократии» – форме соучастия, дающей работникам всех уровней организации право участвовать в решениях, затрагивающих их интересы. В последние десятилетия процессы движения к социально ориентированной рыночной экономике получили выражение в концепции «развития человеческих ресурсов». Данная концепция легла в основу теории человеческого капитала, согласно которой вложение средств в образование, повышение качества рабочей силы столь же естественно, как инвестиции в технику и технологию.

     Формирование рыночной экономики в России невозможно без повышения роли человеческого фактора. Особую важность в настоящих условиях приобретают вопросы работы с кадрами, которые и составляют человеческий фактор развития общественного производства. 

    1. Мотивы  предпринимательской  деятельности и их виды
 

     Для успешного вхождения физического  лица в образ предпринимателя, последнему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие его открыть свое дело и, тем самым, стать самостоятельным субъектом предпринимательского бизнеса.

     Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к тем или  иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются при наличии  потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная потребность становится поведенческим мотивом. Поэтому предприимчивые действия людей и выбор ими предпринимательской профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.

     Мотив (установка) предпринимательского действия – состояние предрасположенности, готовности, склонности предпринимателя действовать тем или иным образом. Предрасположенность является внутренней позицией предпринимателя по отношению к различным объектам и ситуациям, включая других людей, касающимся его деловой сферы. Мотивы (установки) придают ситуации личностный предпринимательский смысл.

     Получение дохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцелью  и не является конечным. Не вся предпринимательская  деятельность осуществляется ради личного  потребления, напротив, она противостоит всякого рода гедонизму. Т. к. предпринимательство по своей сути не только стратегическая, но творческая деятельность с высокой степенью автономности в принятии решений. Другими словами, предпринимателя увлекает сам процесс стремления к независимости и самореализации. И, деньги (как доход) – это критерий успеха, который демонстрирует, насколько хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский проект. Также эти деньги выступают средством обеспечения социального признания со стороны общества и повышения деловой репутации предпринимателя.

      Таким образом можно изобразить схему: 
 

     Понятия «мотив предпринимательской деятельности»  и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив более подвижен, более подвержен эмоциям. Наоборот, установка носит более стабильный характер.

     Можно выделить следующие группы мотивов15, побуждающие людей к предпринимательской деятельности:

  1. экономические мотивы;
  2. социальные мотивы;
  3. психологические мотивы;
  4. физические мотивы;
  5. гуманистические мотивы.

     Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую выгоду посредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая выгода состоит в обеспечении себя и своих близких средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания жизни и воспроизведения своей рабочей силы, как максимум – для укрепления личного конкурентного потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществ над другими предпринимателями.

     Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешне выступают как:

  • имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административного ресурса;
  • трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;
  • финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

     К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические мотивы, но и другие. Так, в число социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

  • инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;
  • достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;
  • публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;
  • формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;
  • приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;
  • обретение социального, в том числе правового комфорта.

     Социальные  мотивы предпринимательского поведения отражают социальное начало в природе людей, потребности в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтому социальная мотивация предпринимательского поведения содержится в постоянной эволюции социальных коммуникаций.

     Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражают потребность многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях, оптимизации межличностных контактов и формировании психологической устойчивости. Посредством предприимчивого поведения люди формируют механизмы эмоционального взаимодействия с другими людьми, развивают в себе такие качества, как настойчивость, уверенность в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.

     И, наконец, в основе гуманистической  мотивации людей к предпринимательской деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициирования изменений для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

     Следует различать среди мотивов предпринимательского поведения мотивы-побуждения, то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которые провозглашаются предпринимателем, открыто им признаются. Последние можно называть предпринимательскими мотивировками.

     В структуре мотивации российского  предпринимателя можно выделить несколько основных вех16:

  1. Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.
  2. Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые будто бы наживается на простых смертных.
  3. Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.
  4. Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.

     Люди  включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к профессиональному развитию.

     Каждый  юридически свободный человек обладает правом выбора между профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести предпринимательский бизнес, а можно, напротив, предприимчиво трудиться металлургом, проектировщиком или строителем метрополитена.

     Выбор людьми предпринимательской профессии  дополняется выбором предмета предпринимательства  – предметной области или предметных областей экономики, определенного  сектора или совокупности секторов рынка. Профессиональный предприниматель должен предстать перед своим окружением как специалист в своем деле. Таковым он становится, осуществляя профессиональные действия в тех предметных областях бизнеса, которые он счел необходимым освоить. Он выступает как предприниматель-специалист, ведущий бизнес на каком-либо одном, определенном секторе рынка, либо как предприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.

     Мотивированный  выбор между наемным трудом и  предпринимательским бизнесом в  пользу предпринимательства автоматически включает определение географии и предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться новый субъект профессионального предпринимательства либо на которых он собирается закрепиться.

     Изучение  мотивов, установок, ценностных ориентаций поведения различных категорий и групп предпринимателей, например, по заказу самих предпринимательских структур, или же заинтересованных государственных органов, позволяет определить преобладающие тенденции в отношениях предпринимателей к своей деятельности, что очень важно для всего населения региона, страны. Создавая на основе подобного знания мотивов деловой активности систему стимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующих государственных структур – представительной и исполнительной власти, что сегодня очень важно. 

 

      Заключение 

     Анализ  теоретического материала по общей  проблеме, который раскрывает мотивацию  современного предпринимательства, показал, что мотивационная сфера личности предпринимателя отличается сложностью и многогранностью.

     Рассмотрение  проблемы показало, что предприниматели, ориентированные на успех, предпочитают умеренный риск, который оправдывает  ожидание. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация предпринимателя к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. В целом, исследование показало, что мотивация предпринимателей к достижению успеха преобладает над мотивацией к избеганию неудач, хотя и не значительно.

     К особенностям мотивации современного предпринимательства можно отнести следующие составляющие:

     во-первых, готовность предпринимателей к риску. В ходе рассмотрения данной проблемы было выявлено, что хотя он и предпочитает ситуации «вызова», он более склонен к умеренному риску; он скорее взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы его уменьшить или контролировать результаты;

     во-вторых, свобода выбора предпринимателей и  их стремление к независимости. Свобода  выбора предполагает, прежде всего, возможность творчески работать, несмотря на обстоятельства и объективные причины;

Информация о работе Мотивация предпринимательской деятельности