Мотивация в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Содержание

Введение 3

Этапы развития систем мотивации 5

Отличительные особенности систем мотиваций предприятий
России от предприятий других стран 7

Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание 9

Мотивационные факторы, в наибольшей степени
влияющие на поведение работника в процессе трудовой деятельности 11

Преимущества и недостатки
действующих мотивационных моделей в управлении 15

Применение мотивационных моделей 18

Взаимосвязь аттестации и мотивации работников 23

Модель мотивации по результатам 25

Заключение 26

Литература 27

Работа состоит из  1 файл

мотивация в управлении.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

В мотивационной модели Ф. Герберга12 отмечают три основных недостатка:

1. Данный подход на первый  взгляд напоминает несколько  видоизмененный гедонизм (искать  удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что мы не можем непосредственно искать удовольствий или избегать огорчений, а можем лишь определить курс действий, следствием которого явились бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так как Герцберг точно определяет те условия, которые вызывают "страдания" или "психологический рост".

2. Кинг утверждает, что полемика  по поводу двухфакторной теории  Герцберга во многом вызвана  недостаточно четкими формулировками автора. По мнению Кинга, наиболее вероятная версия такова: "Все мотиваторы, вместе взятые, вносят большой вклад в удовлетворение работой, чем совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы, вместе взятые, вносят больший вклад в неудовлетворенность работой, чем совокупность мотиваторов".

3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс  указывают на то, что доказательства, применявшиеся для обоснования  предпосылки "удовлетворение  ведет к действию", не являлись  экспериментальными.

Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно детально рассмотрел теорию "Х" и  теорию "У" Макгрегора13.

Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда  на человека, характерного для теории "Х", а именно:

1. Средний человек от природы  ленив - он работает как можно  меньше.

2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности,  предпочитает, чтобы им руководили.

3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации. 

4. Он от природы противится переменам.

5. Он доверчив, не слишком сообразителен  - легкая добыча для шарлатана  и демагога.

Такой взгляд на человека отражается в политике "кнута" (угроза безработицы) и "пряника" (деньги).

Теория "У" придерживается следующего взгляда на человека:

1. Люди не являются от природы  пассивными и не противодействуют  целям организации. Они стали  такими в результате работы  в организации. 

2. Мотивация, возможность развития, способность брать на себя  ответственность, готовность направлять  свое поведение на достижение целей организации - все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления - помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.

3. Важная задача управления состоит  в том, чтобы создать такие условия в организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собственных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целей организации.

Если администрация разделяет  взгляды теории "Х", она обращает особое внимание на методы внешнего контроля, тогда как при использовании теории "У" особое значение придается самоконтролю при периодических отчетах об исполнении. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени вовлеченности метод участия работников в принятии решений.

Теории "Х" и "У" отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение, должен придерживаться положений теории "Х" однако, такого однозначного соответствия между поведением и взглядами нет. Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что к ним так относятся. Социолог не отрицает, что поведение людей в промышленной организации в настоящее время примерно такое, каким оно воспринимается руководством.

Итак, противоречия, высказанные разными  авторами в части теоретических  и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания, главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.

Вместе с тем становится ясным, что мотивационные модели могут  приводить как к положительным, так и отрицательным социально - экономическим последствиям, особенно если в организации действуют  неформальные группы.

 

  1. Применение мотивационных моделей.

Анализ мотивационных  моделей предприятий зарубежных стран позволил разработать свою общую мотивационную модель и  ее разновидности в соответствии с приведенной классификацией мотиваторов  и апробировать их на российских предприятиях. Апробация показала, что реализация систем мотивации в любом коллективе требует, как правило, больших затрат по фонду заработной платы и премиальным системам. Затраты эти должны составить до 30% объема продаж, а не 10-15%, как делается это сегодня на российских предприятиях. Исходя из предлагаемой концепции мотивации, сегодня предлагается модель мотивации, включающая в себя: материальное стимулирование (оплата по труду, премиальные системы); моральное поощрение, в котором проявляется объективный характер личных моральных интересов отдельного индивида, признание его значимости; социально-натуральное поощрение; поощрение социально-должностной карьеры; дополнительное поощрение за достижения в труде; социальное.

Материальные мотивы.

  1. Повышение должностного оклада: за увеличение объема; за рост квалификации; за совмещение должностей, выполнение объема работ с меньшей численностью работников; за увеличение объема продаж.
  2. Премирование: за внедрение новых разработок и новой техники: за изготовление продукции на экспорт; за повышение качества продукции; по итогам работы за год; за внедрение хозрасчета и снижение трудоемкости работ и т.д.

Моральные стимулы:

  1. корпоративные;
  2. муниципального, городского, регионального значения;
  3. республиканского значения;
  4. государственного значения;
  5. межгосударственного значения;
  6. международные моральные стимулы.

Мотивы социальной карьеры:

  1. Стремление быть признанным в своем коллективе.
  2. Неуклонное повышение своих знаний после окончания университета, колледжа.
  3. Долгосрочное обеспечение денежного дохода.
  4. Расширение области полномочий в принятии решений.
  5. Полная реализация своего творческого потенциала.
  6. Неуклонное продвижение по службе.
  7. Избрание в руководящие органы управления (технические, экономические, социальные, управленческие, правовые).
  8. Избрание в руководящие органы управления (всей иерархии снизу доверху).
  9. Участие в работе межгосударственных органов и совместных предприятий.
  10. Избрание руководителей (фирмы, концерна, холдинга) в государственные органы управления.

Дополнительные стимулы:

  1. Стимулирование УР за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений.
  2. Разовые выплаты за вклад в создание прибыли предприятия.
  3. За участие в создании акционерного капитала.
  4. Разовые выплаты из сберегательных фондов.
  5. Льготная продажа акций и облигаций своим работникам.
  6. Разовые выплаты по итогам года.
  7. Выплата дивидендов по акциям.

Социально-натуральные:

  1. Выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием.
  2. Покупка для работников продукции широкого спроса других предприятий (машины, телевизоры и другая бытовая техника).
  3. Строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой дач, гаражей и т.д.
  4. Льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая продукты питания.
  5. Выделение льготных кредитов.
  6. Представление отсрочки платежей на определенный период.

Социальные:

  1. Бесплатное пользование дошкольными учреждениями.
  2. Бесплатное питание на работе.
  3. Бесплатное медицинское обслуживание.
  4. Кредитование бесплатного получения образования.
  5. Оплата транспортных расходов.
  6. Бесплатное пользование спортивными сооружениями.
  7. Досрочный выход на пенсию за счет предприятия.
  8. Повышение квалификации за счет предприятия.
  9. Материальные гарантии по безработице.
  10. Покупка для работников жилья.
  11. Снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья.
  12. Скидка на покупку товаров.
  13. Выделение беспроцентных кредитов.

Из шести блоков предложенной мотивационной  модели попытаемся рассмотреть содержание лишь одного - блока социальной карьеры, который также представляет собой определенную модель.

Мотивация социальной карьеры должна учитывать всю иерархию возможного должностного роста, допустим, в рамках отдельного предприятия, должна быть ориентирована  исключительно на личностные характеристики конкретного кандидата, его потенциальные возможности занимать должность соответствующего уровня управления. Рассмотрим модель мотивации социальной карьеры менеджера, имеющего необходимое высшее образование14. Например, студент окончил университет и получил специальность менеджера, при этом показал достаточно высокие знания в области менеджмента. Возникает вопрос: как же построить модель социальной карьеры менеджера и применить соответствующую модель мотивации? Она может быть представлена в виде пирамиды подчиненности.

9. Генеральный директор 

/-\             

8. Исполнительный директор 

/----\  3 года

7. Зам. директора 

/-------\  3 года

6. Начальник цеха 

/---------\  2 года

5. Зам. начальника цеха 

/------------\   2 года

4. Начальник участка 

/--------------\   2 года

3. Старший мастер 

/-----------------\   2 года

2. Мастер 

/--------------------\      1 год

1. Бригадир 

/-----------------------\     1 год


Система мотивации в данной пирамиде предусматривает для каждой ступени  социальной карьеры свои меры материального, социального, морального и натурального поощрения.

На первой ступени как бы ни были высоки притязания выпускника университета, он должен начать свою трудовую деятельность с управления малыми коллективами (инженерная бригада, временный творческий коллектив, комплексная или специализированная бригада рабочих). Именно на этой стадии (ступени) проверяются и оцениваются профессиональные и деловые качества выпускника университета или колледжа. Максимально возможный период адаптации в этой должности не должен превышать одного года. Модель мотивации трудовой деятельности молодого менеджера должна охватывать широкую гамму средств, удовлетворяющих первичные физиологические потребности (достаточная заработная плата, отдельная комната в гостинице для молодых специалистов, хорошие условия для занятий спортом и других видов отдыха, наличие учебной базы для совершенствования профессионального мастерства и др.).

На второй ступени социальной карьеры, которая также не должна превышать  одного года, менеджер выполняет функции мастера производственного участка с численностью работающих 25-30 человек. Накопленные на первой ступени опыт работы и профессиональные знания не обогащаются умением установить социально-психологические контакты с работниками данного участка и руководителями участков смежников, от которых зависит в той или иной степени результативность деятельности коллектива, руководимого молодым менеджером. На этой ступени проверяются возможности менеджера управлять коллективом с учетом его умения правильно и своевременно реагировать на реакцию работников на обязательные условия выполнения нормативов, условий и оплаты труда. Мотивационная модель в данном случае повторяет потребности первой ступени и дополняется более высокими притязаниями на получение лучшего жилья, получения мест в дошкольных учреждениях, если в этом есть необходимость, причем на льготных условиях. Система мотивации может предусматривать выделение беспроцентных денежных кредитов для удовлетворения социально-бытовых нужд менеджера, повышение должностного оклада и размера премий в зависимости от результатов деятельности.

На третьей и четвертой ступенях социальной карьеры менеджер руководит  коллективами численностью 75-125 человек. Для того, чтобы перейти на другую, более высокую ступень социальной карьеры, он должен не только поддерживать накопленные знания, но и неуклонно обогащать их путем обязательного и регулярного посещения занятий непосредственно на предприятиях, в вузах, колледжах или посреднической фирме. На этом этапе менеджеры должны получить максимум профессиональных знаний в разных областях (управление коллективом, механизм мотивации, организационная культура, планирование производственной деятельности, принятие управленческих решений, использование методов анализа непредвиденных ситуаций, делегирование полномочий, управление межличностными отношениями и т.д.). Именно выполнение этих условий и требований является основой для перехода на другую ступень социальной карьеры. Мотивационная модель на этих двух ступенях гарантируется более высоким уровнем заработной платы, расширением сферы предоставляемых социальных благ более высокого порядка, чем на нижних ступенях, убежденностью в стабильности рабочего места, самостоятельностью в принятии решений на данном уровне управления, признанием со стороны руководимого коллектива. На этом уровне социально-экономические потребности менеджеров удовлетворяются не менее чем на 75 %.

Информация о работе Мотивация в управлении