Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:37, курсовая работа
Концепция муниципального маркетинга определяет город в качестве своеобразного объекта рыночных отношений. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, население города, хозяйствующие субъекты, потенциальные инвесторы, с другой стороны, органы местного самоуправления, выражающие интересы местного сообщества.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………………………..3-6
Глава 1. Маркетинг в сфере муниципального управления: теоретические аспекты
1.1 Сущность, цели и задачи муниципального маркетинга…………………7-10
1.2 Виды муниципального маркетинга………………………………………..11-14
1.3Основные элементы маркетингового механизма в муниципальном управлении…………………………………………………………………….15-17
Глава 2. Муниципальный маркетинг
2.1 SWOT-анализ состояния муниципального образования и его
проблемы……………………………………………………………………....18-19
2.2 Планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности..20-22
Заключение………………………………………………………………….…23-26
Список источников использованной литературы……………………………...27
Маркетинг государственных, региональных и муниципальных субъектов включает маркетинговую деятельность:
населения концепций и программ экономического и социального развития, совершенствование обороноспособности и безопасности страны;
Расходы на маркетинг некоммерческих субъектов, как правило, возмещаются не непосредственным потребителем конкретного некоммерческого продукта, а косвенным образом за счет всех участников некоммерческого обмена: общества, институтов власти, коммерческих и некоммерческих субъектов, посредников, потребителей. Поскольку некоммерческий маркетинг объективно способствует протеканию многих особо социально значимых процессов, общество должно быть в нем заинтересовано. А государственные институты, призванные выражать интересы общества, могут содействовать широкому распространению и эффективному применению некоммерческого маркетинга, в том числе апробировав его в деятельности своих структур.
Существует определенное различие между концепцией управляющего маркетинга – это определенный свод основополагающих принципов или правил, своеобразная “философия управления”, в то время как маркетинг в сфере управления – это процесс или направленность действий в управленческой среде. Естественно, что “философия управления” определяет и направленность действий. Действенность концепции управляющего маркетинга достигается в том случае, если она проходит через всю структуру управления. В рамках концепции управляющего маркетинга речь идет главным образом о принятии определяющих решений во всех сферах социальной и экономической деятельности управленческого аппарата с позиции обеспечения его общего успеха на “рынке потребностей и интересов граждан”. Это должно находить свое отражение в разнообразных видах прогнозирования социального развития, организаторской, координационной и управленческой деятельности различных структур управления ветвей власти, включая законодательную и исполнительную.
В свою очередь маркетинг в сфере управления должен объединять и интегрировать все виды управленческой деятельности, которые основываются на выявлении и учете потребностей и интересов как всего общества в целом, так и отдельных социальных слоев и групп населения, на стимулировании полезных обществу новых потребностей и интересов. Отдельные социальные группы и слои населения должны видеть, что действия структур управления приводят к комплексному эффекту удовлетворения их нужд, запросов и потребностей. Однако это возможно только в том случае, если управляющие системы будут способны проводить маркетинговые исследования с целью выявления ожидаемых последствий этапов прогнозируемых циклов в социально-экономической и политической среде и выбирать приоритетные направления этих исследований. Такими приоритетами, как показывают исследования, являются: кадровый и политический маркетинг, маркетинг жилищной сферы, маркетинг услуг образования и здравоохранения.5
В условиях становления рыночных отношений и рыночной инфраструктуры приоритетным выступает маркетинговый подход, который предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:
- повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;
- экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества;
-экономия
ресурсов в производстве за счет фактора
масштаба производства, научно-технического
прогресса, применения системы маркетинга.
1.3
Основные элементы маркетингового
механизма в муниципальном
управлении.
Всякое развитие требует адекватных систем управления. Развитие в рыночных условиях основывается на маркетинговых концепциях и соответствующих механизмов управления, в этом контексте одним из приоритетных направлений управленческой деятельности городской администрации будет развитие муниципального маркетинга.6
Для
реализации данного подхода необходимо
разработать программу
Основными принципами муниципального маркетинга являются:
-
тщательный учет потребностей всех потребителей
города (населения, хозяйствующих субъектов,
внешних потребителей), состояния и динамики
формируемых муниципальных рынков (труда,
муниципальных общественных продуктов
и услуг, потребительских товаров, промышленного,
продовольственного, архитектурно-
- формирование привлекательного имиджа города, а также лоббирование муниципальных интересов на межрегиональном, федеральном, а возможно, и на международном уровнях;
-
создание условий для
Механизм реализации концепции маркетинга в управлении развитием города включает несколько этапов:
- анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в городе, для комплексной оценки возможностей конкретной территории в сравнении с другими территориями (муниципальными образованиями) и определения его (города) как относительных преимуществ и недостатков, так и положительных тенденций и угроз на рынке;
- постановка маркетинговой цели развития города. В рыночных условиях для эффективного управления развитием города важно иметь видение его желаемого состояния и предпочтительные пути развития. Цель муниципального развития состоит в укреплении производственного потенциала города как необходимого условия и источника решения социальных проблем, фактора снижения социальной напряженности. Задача местных органов власти будет состоять в разработке стратегии муниципального маркетинга, одно из центральных мест в которой отводится повышению деловой активности и улучшению инвестиционного климата города;
- выбор целевых муниципальных рынков. Муниципальный маркетинг представляет новое понимание планирования и управления социально-экономическим развитием города и определяется двумя основными положениями: города как муниципальные образования имеют свои достижения и возможности на рынке и находятся в конкуренции с другими муниципальными образованиями и регионами.
- позиционирование. В качестве инструмента позиционирования муниципального маркетинга можно использовать рейтинг инвестиционной привлекательности города в координатах «инвестиционный потенциал — риск». Предположительно оценка фактических показателей инвестиционного потенциала и риска сможет отразить высокую степень дифференциации инвестиционных условий различных городов.7
Определение
и оценка инвестиционной привлекательности
и глобального показателя социально-экономического
развития города могут являться как инструментами
позиционирования муниципального маркетинга,
так и критериями для оценки конкурентоспособности
города относительно других городов-конкурентов
за привлечение инвестиций.
Глава 2. Муниципальный маркетинг.
2.1 SWOT-анализ состояния муниципального образования.
Стратегия в управлении — это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять. Актуальность внедрения системы стратегического планирования в муниципальных образованиях обусловлена следующими причинами:
- стратегическое планирование – признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
-
в условиях коренных социально-
-
процесс стратегического
Важной составляющей стратегического планирования является анализ. Суть стратегического анализа – анализ конкурентоспособности города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями. Необходимыми элементами анализа являются:
-
анализ внешней среды, в
-
анализ экономико-
- анализ межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение;
- анализ ресурсов, в том числе организационных;
- анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам;
-
анализ интересов (необходимо
понимать, кто конкретно способен
поддержать стратегический
Инструментом стратегического
SWOT-анализ
может рассматриваться как
При
проведении SWOT-анализа необходимо учитывать
взаимное влияние отраслей экономики
и социальной сферы, а также внешних условий
развития района, обуславливающих необходимость
повышения его вклада в реализацию целей
федерального правительства, краевой
администрации. Осуществляется группировка
ключевых проблем социально-экономического
развития муниципального образования,
на решение которых концентрируются усилия
в рамках реализации стратегии.
2.2 Управление, планирование и контроль маркетинговой деятельности.
Управление маркетингом