Муниципальный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание

Концепция муниципального маркетинга определяет город в качестве своеобразного объекта рыночных отношений. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, население города, хозяйствующие субъекты, потенциальные инвесторы, с другой стороны, органы местного самоуправления, выражающие интересы местного сообщества.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………………………..3-6
Глава 1. Маркетинг в сфере муниципального управления: теоретические аспекты
1.1 Сущность, цели и задачи муниципального маркетинга…………………7-10
1.2 Виды муниципального маркетинга………………………………………..11-14
1.3Основные элементы маркетингового механизма в муниципальном управлении…………………………………………………………………….15-17
Глава 2. Муниципальный маркетинг
2.1 SWOT-анализ состояния муниципального образования и его
проблемы……………………………………………………………………....18-19
2.2 Планирование, управление и контроль маркетинговой деятельности..20-22
Заключение………………………………………………………………….…23-26
Список источников использованной литературы……………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 88.82 Кб (Скачать документ)

   Маркетинг государственных, региональных и муниципальных  субъектов включает маркетинговую  деятельность:

  • органов государственной власти и управления (законодательной, исполнительной, судебной), например деятельность по доведению до

    населения концепций и программ экономического и социального развития, совершенствование обороноспособности и безопасности страны;

  • госбюджетных предприятий и организаций (здравоохранения, образования, науки, культуры), например деятельность по привлечению пациентов, абитуриентов, пропаганде научных идей, знаний, культурных ценностей;
  • армии, например по пропаганде концепции военного строительства, продвижению военной доктрины государства, привлечению молодежи на военную службу;
  • прочих субъектов, входящих в эту многочисленную группу.4

   Расходы на маркетинг некоммерческих субъектов, как правило, возмещаются не непосредственным потребителем конкретного некоммерческого продукта, а косвенным образом за счет всех участников некоммерческого обмена: общества, институтов власти, коммерческих и некоммерческих субъектов, посредников, потребителей. Поскольку некоммерческий маркетинг объективно способствует протеканию многих особо социально значимых процессов, общество должно быть в нем заинтересовано. А государственные институты, призванные выражать интересы общества, могут содействовать широкому распространению и эффективному применению некоммерческого маркетинга, в том числе апробировав его в деятельности своих структур.

   Существует  определенное различие между концепцией управляющего маркетинга – это определенный свод основополагающих принципов или  правил, своеобразная “философия управления”, в то время как маркетинг в сфере управления – это процесс или направленность действий в управленческой среде. Естественно, что “философия управления” определяет и направленность действий. Действенность концепции управляющего маркетинга достигается в том случае, если она проходит через всю структуру управления. В рамках концепции управляющего маркетинга речь идет главным образом о принятии определяющих решений во всех сферах социальной и экономической деятельности управленческого аппарата с позиции обеспечения его общего успеха на “рынке потребностей и интересов граждан”. Это должно находить свое отражение в разнообразных видах прогнозирования социального развития, организаторской, координационной и управленческой деятельности различных структур управления ветвей власти, включая законодательную и исполнительную.

   В свою очередь маркетинг в сфере  управления должен объединять и интегрировать все виды управленческой деятельности, которые основываются на выявлении и учете потребностей и интересов как всего общества в целом, так и отдельных социальных слоев и групп населения, на стимулировании полезных обществу новых потребностей и интересов. Отдельные социальные группы и слои населения должны видеть, что действия структур управления приводят к комплексному эффекту удовлетворения их нужд, запросов и потребностей. Однако это возможно только в том случае, если управляющие системы будут способны проводить маркетинговые исследования с целью выявления ожидаемых последствий этапов прогнозируемых циклов в социально-экономической и политической среде и выбирать приоритетные направления этих исследований. Такими приоритетами, как показывают исследования, являются: кадровый и политический маркетинг, маркетинг жилищной сферы, маркетинг услуг образования и здравоохранения.5

   В условиях становления рыночных отношений  и рыночной инфраструктуры приоритетным выступает маркетинговый подход, который предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:

     - повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

     - экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества;

     -экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Основные элементы маркетингового механизма в муниципальном управлении. 

     Всякое  развитие требует адекватных систем управления. Развитие в рыночных условиях основывается на маркетинговых концепциях и соответствующих механизмов управления, в этом контексте одним из приоритетных направлений управленческой деятельности городской администрации будет развитие муниципального маркетинга.6

     Для реализации данного подхода необходимо разработать программу муниципального маркетинга, которая может использоваться как базовый элемент стратегического управления социально-экономическим развитием города. Цели муниципальной экономической политики определяют направленность развития воспроизводственных процессов в городе, а муниципальный маркетинг способен выступать в качестве механизма ее реализации.

     Основными принципами муниципального маркетинга являются:

     - тщательный учет потребностей всех потребителей города (населения, хозяйствующих субъектов, внешних потребителей), состояния и динамики формируемых муниципальных рынков (труда, муниципальных общественных продуктов и услуг, потребительских товаров, промышленного, продовольственного, архитектурно-градостроительного, земельного, информационного и др.), интересов государства;

     - формирование привлекательного  имиджа города, а также лоббирование муниципальных интересов на межрегиональном, федеральном, а возможно, и на международном уровнях;

     - создание условий для адаптации  муниципальной экономики к факторам городской внешней среды. 
 
 

     Механизм  реализации концепции маркетинга в  управлении развитием города включает несколько этапов:

     - анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в городе, для комплексной оценки возможностей конкретной территории в сравнении с другими территориями (муниципальными образованиями) и определения его (города) как относительных преимуществ и недостатков, так и положительных тенденций и угроз на рынке;

     - постановка маркетинговой цели развития города. В рыночных условиях для эффективного управления развитием города важно иметь видение его желаемого состояния и предпочтительные пути развития. Цель муниципального развития состоит в укреплении производственного потенциала города как необходимого условия и источника решения социальных проблем, фактора снижения социальной напряженности. Задача местных органов власти будет состоять в разработке стратегии муниципального маркетинга, одно из центральных мест в которой отводится повышению деловой активности и улучшению инвестиционного климата города;

     - выбор целевых муниципальных рынков. Муниципальный маркетинг представляет новое понимание планирования и управления социально-экономическим развитием города и определяется двумя основными положениями: города как муниципальные образования имеют свои достижения и возможности на рынке и находятся в конкуренции с другими муниципальными образованиями и регионами.

     - позиционирование. В качестве инструмента позиционирования муниципального маркетинга можно использовать рейтинг инвестиционной привлекательности города в координатах «инвестиционный потенциал — риск». Предположительно оценка фактических показателей инвестиционного потенциала и риска сможет отразить высокую степень дифференциации инвестиционных условий различных городов.7

     Определение и оценка инвестиционной привлекательности  и глобального показателя социально-экономического развития города могут являться как инструментами позиционирования муниципального маркетинга, так и критериями для оценки конкурентоспособности города относительно других городов-конкурентов за привлечение инвестиций. 

 

     

Глава 2. Муниципальный  маркетинг.

     2.1 SWOT-анализ состояния муниципального образования.

     Стратегия в управлении — это масштабные, неограниченные рамками времени  прогнозы в отношении совершенствования  конкурентной позиции, выбора рынка, видов  продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия  представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять. Актуальность внедрения системы стратегического планирования в муниципальных образованиях обусловлена следующими причинами:

     - стратегическое планирование –  признанный в мировой практике  элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

     - в условиях коренных социально-экономических  преобразований, предполагающих адаптацию  города к требованиям рыночной  экономики и открытого международного  конкурентного рынка, стратегическое  планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;

     - процесс стратегического планирования  способствует укреплению взаимоотношений  администрации с общественностью,  улучшению имиджа города, создает  единый вектор усилий всех  активных сил города.

     Важной  составляющей стратегического планирования является анализ. Суть стратегического  анализа – анализ конкурентоспособности  города по отдельным факторам в сравнении с аналогами, соседями. Необходимыми элементами анализа являются:

     - анализ внешней среды, в которой  проходит развитие муниципального  образования, (экономические и социальные  тенденции регионального, российского и мирового уровня);

     - анализ экономико-географического  положения;

     - анализ межбюджетных отношений  и возможностей воздействия на  их изменение;

     - анализ ресурсов, в том числе  организационных;

     - анализ социального потенциала, психологической готовности к  переменам;

     - анализ интересов (необходимо  понимать, кто конкретно способен  поддержать стратегический план, чьи интересы могут быть затронуты  реализацией отдельных направлений и проектов плана).

       Инструментом стратегического анализа  является SWOT-анализ. Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих – сила, слабость, возможность, опасности.

     SWOT-анализ  может рассматриваться как средство  представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа позволяет при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований – дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей. В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии.

     При проведении SWOT-анализа необходимо учитывать  взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также внешних условий развития района, обуславливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей федерального правительства, краевой администрации. Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического развития муниципального образования, на решение которых концентрируются усилия в рамках реализации стратегии. 

2.2 Управление, планирование  и контроль маркетинговой  деятельности.

          Управление маркетингом включает  в себя анализ маркетинга  с целью выбора направлений маркетинговой деятельности; разработку планов маркетинга, выполнение которых предполагает организацию и контроль реализации этих планов.

Информация о работе Муниципальный менеджмент