Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа
Одним из наиболее важных достижений экономической науки в XX в. является разработка теоретических представлений и статистических данных, относящихся к национальному доходу. В понятие "национальный доход" можно вкладывать различный смысл, и существует, по меньшей мере, пять смысловых вариантов этого понятия.
Введение……………………………………………...……………………………3
1. Национальный доход общества. Понятие национального дохода. ………...5
2. Производство национального дохода и факты его роста. Производительный и непроизводительный труд в рыночной экономике…….8
3. Распределение, перераспределение и использование национального дохода…………………………………………………………………………….12
4. Производство товаров и услуг. Распределение национального дохода по факторам производства……………………………………………………...…..16
5. Потребление и накопление национального дохода………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...29
По
трудам К. Маркса в роли продуктивного
труда выступают все действия,
результатом которого является новый
товар, что включает в себя и услуги,
однако его концепция
В наше время, когда большинство государств мира достигли в своем развитии информационной эпохи, значительно выросли масштабы и роль сферы услуг (наука, образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, аппарат государственного управления, службы правопорядка и др.) В международной экономической политике степень развития сферы услуг, на сегодняшний день служит важным показателем экономического и социального развития государства, влияя на перспективность экономического и политического развития.
«Сфера
услуг» в широком понимании выступает
как совокупность видов деятельности,
не связанных непосредственно с
физическим, направленным на производство
вещей, трудом. Включает в себя все
виды умственного труда в том
числе в государственном
Учитывая
тот факт, что в современном
мире непроизводственный труд имеет
такое же значение, что и производственный,
в экономической политике государства
возникает необходимость
Тем
самым просматривается прямая пропорциональность
между эффективной работой
3. Распределение, перераспределение и использование национального дохода.
Общепризнано,
что национальный доход создается
в промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве, на транспорте, в торговле
и общественном питании (частично),
в сфере связи (последние несколько
лет поступления значительно
выросли из-за активного внедрения
мобильных, цифровых и спутниковых
систем связи). Созданный в обществе
национальный доход еще называют
«национальным пирогом», который
нужно разделить между
Важно
заметить, что распределение
В
микроэкономике в связи с распределением
национального дохода создаются
такие специфические формы
К нетрудовым доходам, источником которых является прибавочный продукт, относятся: часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др. При этом часть прибыли, которая создается производительным трудом предпринимателя, выступающим источником стоимости, относится к трудовым доходам предпринимателя. К нетрудовым доходам предпринимателя может быть отнесена лишь часть присваиваемой им прибыли, которая превышает количество и качество их управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту. Другие формы ренты в значительной мере связаны с трудом арендаторов. При этом источником части дифференцированной ренты является труд наемных сельскохозяйственных работников.
Следует
отметить, что для западной экономической
системы также дополнительно
используются функциональный и вертикальный
распределения доходов. В первом
случае распределение осуществляется
на рынках различных факторов производства
– рынок труда, промышленного
оборудования, природных ресурсов и
т.д., то есть все то, что непосредственно
влияет на стоимость производимой продукции,
а значит, влияет на соотношение
спроса и предложения. Вертикальное
распределение показывает распределение
доходов между домашним хозяйством
и разными индивидуумами. Примером
того, как важно рассматривать
такое распределение может
Следующим шагом становится перераспределение национального дохода. Оно производиться через механизм ценообразования в сфере обращения товаров, уплату различных видов налогов в государственный бюджет, социальные программы государства, различные взносы граждан в религиозные, общественные и благотворительные фонды и организации. Именно при перераспределении формируются вторичные или производные доходы. Основными видами таких доходов являются выплаты различных стипендии, пенсионных выплат, заработных плат военнослужащим, работникам правоохранительных и управляющих органов, помощь многодетным семьям и др.
Перераспределение национального дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам. В первом случае, это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также через механизм ценообразования, когда государство или компании официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на такое-то количество процентов. При втором случае политика изменения цен не доводиться до населения, а повышение цен происходит в несколько этапов. Такая политика пагубно сказывается на благосостоянии населения, постепенно снижая его жизненный уровень.
Подпольная или как сейчас чаще говорят «теневая» экономика – это совокупность неучтенных и противозаконных видов деятельности: уклонение от уплаты налогов, производство запрещенных видов продукции и услуг. Сюда же можно отнести наиболее актуальные для нашей страны действия, такие как вывоз товаров за границу с целью наживы, незаконный вывоз валюты, занижение цен на экспортируемую продукцию и завышение на ввозимую, мошенническая деятельность, коррупция и т.д.
К
теневой деятельности можно также
отнести и деятельность коммерческих
банков, которые осуществлявших перекачивание
безналичных денег в наличные,
что создает искусственный
4. Производство товаров и услуг. Распределение национального дохода по факторам производства
Производство товаров и услуг
Объем производства товаров и услуг в экономике - ВНП - зависит от двух параметров: факторов производства и производственной функции. Рассмотрим каждый из них по очереди.
1. Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.
Основными факторами производства являются труд и капитал. Капитал (К) - это орудия производства, используемые работниками: строительный кран для строителя, калькулятор для бухгалтера. Труд (L)- это время, которое люди посвящают работе.
2. Производственная функция. Существующая производственная технология определяет, какой объем продукции производится при данных количествах капитала и труда.
Математически, экономисты выражают существующую технологию, используя производственную функцию, показывающую, каким образом факторы производства определяют объем выпускаемой продукции. Обозначая объем выпускаемой продукции Y, мы можем записать производственную функцию как:
Y = F (K, L)
Объем выпускаемой продукции является функцией количества капитала и количества труда. Производственная функция отражает существующую в данный момент технологию, т.е. набор существующих технологических способов производства неявно выражается в функциональной зависимости между затратами капитала, труда и выпуском продукции. Изменения в технологии изменяют и производственную функцию. Многие производственные функции имеют свойства, которые называется постоянная отдача от масштаба. Производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба, если относительный прирост всех факторов производства на одну и ту же величину приводит к относительному приросту объема выпускаемой продукции на ту же самую величину.
zY= F(zK,zL)
для любого положительного числа z.
Фиксированное предложение товаров и услуг.
Факторы производства и производственная функция вместе взятые определяют предложение товаров и услуг, которое равно объему производимой данной экономикой продукции.
Выражая это математически, запишем:
Y = F (K, L) = Y
В
каждый отдельный момент времени, объем
производимой продукции фиксирован,
так как предложение капитала
и труда, а также технология преобразования
труда и капитала в товары и
услуги неизменны. Однако, с течением
времени, объем производимой продукции
меняется по мере того, как меняются
предложения факторов производства
или технология производства. Чем
больше количество капитала или количество
труда, тем больше объем выпускаемой
продукции. Чем лучше существующая
технология, выраженная производственной
функцией, тем больше объем выпускаемой
продукции.
Распределение национального дохода по факторам производства
Цены факторов производства.
Распределение
национального дохода определяется
ценами на факторы производства. Цена
фактора производства представляет
собой количество денег, уплаченное
за единицу фактора производства
- заработную плату работников, или
доход, полученный собственниками капитала.
Так как мы исходим из предложения,
что количества факторов производства
в экономике не известны, кривая
предложения фактора
Чтобы понять, как формируются цены на факторы производства, и происходит распределение дохода, мы должны изучить спрос на факторы производства. Спрос на факторы производства предъявляют тысячи фирм, их использующие.
Проблема, стоящая перед конкурентной фирмой.
Самое простое предложение, которое можно сделать относительно типичной фирмы, - это то, что она конкурентна. Конкурентная фирма - это фирма, которая мала по сравнению с рынками, на которых она торгует, и поэтому практически не оказывает влияния на цены, устанавливающиеся на этих рынках. Эта фирма - только одна из многих фирм, производящих аналогичный товар, она может увеличить объем продаж, на сколько ей угодно, не вызывая при этом падения цены, или же наоборот, может вообще прекратить продажи, и цена на данном рынке не возрастет. Такая фирма не может оказать серьезного воздействия и на уровень заработной платы своих работников, потому что много других местных фирм также нанимают работников. У фирмы нет причин увеличивать зарплату выше рыночной. Но если она попытается платить меньше, то работники уйдут на другую фирму. Следовательно, конкурентная фирма принимает как данные цены на свою продукцию и цены на используемые в производстве ресурсы. Для производства своего продукта фирме требуется два фактора производства - труд и капитал.