Научные школы и направления менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 01:25, доклад

Описание

Информация о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке. Первый значительный интерес к управлению относится к 1911 году, когда Тейлор, Фредерик Уинслоу опубликовал свою книгу "Принцип научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований.

Работа состоит из  1 файл

Научные школы и направления менеджмента.docx

— 44.29 Кб (Скачать документ)

2. Отбор и обучение работников. Чтобы убедиться, что работник  соответствует по своим профессиональным  качествам научно обоснованным  нормам необходимо проводить  отбор рабочих с помощью разработанных  для этого критериев. Тейлор  считал, что проведение подобного  отбора позволит работникам стать  первоклассными в определенном  виде работ и, таким образом,  повышать собственные доходы, не  сокращая при этом доходы других.

3. Сочетание знания о  трудовой деятельности с возросшими  трудовыми возможностями отобранных  работников. Процесс взаимодействия  между руководителем и подчиненным  ему работником, который опосредуется  научными методами управления, Тейлор  рассматривал как своеобразную "революцию  в умах", новое видение контекста  трудовой деятельности. Двум сторонам, участвующим в трудовом процессе, необходимо заниматься не делением  ограниченного по размерам пирога  на части, а сосредоточить свое  внимание на увеличении общих  размеров пирога.

4. Специализация видов  трудовой и организационной деятельности  в форме распределения ответственности  между руководителями и работниками.  В организации должно быть  строгое распределение персональной  ответственности. Руководители обязаны  давать работникам научно обоснованное  трудовое задание и осуществлять  непрерывный контроль за его  выполнением. Работники обязаны  выполнять порученное задание,  используя только научно обоснованные  методы работы. В подобной системе  распределения ответственности  невыполнение трудового задания  исключается. Для случаев его  перевыполнения предусмотрено дополнительное  материальное вознаграждение. При  правильности распределения ответственности  между руководителем и работником  возможности трудового конфликта  полностью исключаются. 

Основные положения системы  Тейлора позволили сформулировать ряд общих принципов организации  труда. Они включают в себя: (1) изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и  действий; (2) отбор и обучение людей  рациональным приемам труда с  целью выбора эталонного работника; (3) определение трудового задания  с целью разработки предложений  по экономическому стимулированию работников.

Анализ концепции "научного управления" позволяет сформулировать следующие положения: (1) управление людьми признано наукой, самостоятельной  областью исследования; (2) важнейшая  задача этой науки повышение эффективности  труда в сфере производства; (3) работа по управлению людьми требует  особых качеств от человека - умения думать и брать на себя ответственность  за организацию труда подчиненных.

Можно видеть, что вся система  Тейлора направлена на повышение  эффективности производства. Рабочие  должны работать, считал Тейлор, а менеджеры - думать. Сами по себе, это важные цели, способствующие эффективности деятельности организации, но требования достижения этих целей, посредством жесткого порядка, четко очерченной структуры и  извне задаваемых нормативов, может  привести к неспособности сотрудников  и руководителей организации  гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Основной недостаток системы  Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду  стимулом являются денежное вознаграждение.

Основные положения школы "научного менеджмента" (Принципы Ф. Тейлора)

Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный  транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты  испытывали острую необходимость в  рациональной организации труда  и производства, в четкой и взаимосвязанной  работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой  емкости, с позиций эффективного распределения и использования  ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента  на рубеже XIX и XX вв.

У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги  Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.

Первый крупный шаг  к рассмотрению менеджмента как  науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который  возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов  стала проблема роста производительности труда в организации.

Основные труды Ф. Тейлора:

"Управление фабрикой", 1903 г.

"Принципы научного  менеджмента", 1911 г.

В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени  и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность  совместного труда в организации  рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение  работы на автономные, полностью программируемые  элементы и последующее оптимальное  объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.

Тейлор утверждал, что  менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и  принципах. Их правильное использование  позволяет решить проблему роста  производительности труда. Если на научной  основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных  стимулов и соединить воедино  работу и человека, тогда можно  получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга  в том, что он:

-разработал методологические  основы нормирования труда;

-стандартизировал рабочие  операции;

-внедрил в практику  научные подходы подбора и  расстановки кадров;

-разработал методы стимулирования  труда рабочих;

-добился признания того, что работа и ответственность  делятся между рабочими и менеджерами  почти поровну.

Авторы теории "научного менеджмента" полагали, что используя  наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь  более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение  ее компонентов).

Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое  использование стимулирования с  целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда  и объемов производства. Предусматривалась  также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в  производстве. Это давало руководству  возможность устанавливать нормы  выработки и платить дополнительно  тем, кто превышал установленный  минимум.

Научное управление также  выступало в защиту отделения  управленческих функций обдумывания  и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и  что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали  свою работу.

 

Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований. Впервые  руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые  в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.

 


Информация о работе Научные школы и направления менеджмента