Научные школы управления в индустриальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:14, реферат

Описание

Тема реферата связана с периодом становления идей менеджмента – с периодом, который в исторической науке называется индустриальная эпоха. В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Характерная черта эпохи – рост производительных сил на базе машинного производства. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства. Хронологически индустриальная эпоха занимает период последней четверти XVIII века – по конец XIX века (впрочем, такое деление условно – в Англии индустриальная эпоха началась раньше, в странах Азии позже).

Содержание

Введение
I. Индустриальный период: предпосылки развития управленческой науки
II. Деятельность и основные идеи основоположников менеджмента индустриального периода
III. Особенности развития менеджмента индустриального периода в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Науч. школы упр-я в индуст.период.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Петра I»

Кафедра управления и маркетинга в АПК  

Реферат

на тему:

«Школы научного управления в индустриальный период»

                       Подготовила:

                       студентка БМ-II-1а,

                       Пальчикова Альбина

                       Руководитель:

                       Федулова И.Ю. 
                   
                   
                   

Воронеж – 2011

     Содержание

     Введение

      I. Индустриальный период: предпосылки  развития управленческой науки

     II. Деятельность и основные идеи основоположников менеджмента индустриального периода

     III. Особенности развития менеджмента  индустриального периода в России

     Заключение

     Список  использованной литературы

     Введение

     Тема  реферата  связана с периодом становления идей менеджмента –  с периодом, который в исторической науке называется индустриальная эпоха. В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Характерная черта эпохи – рост производительных сил на базе машинного производства. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства. Хронологически индустриальная эпоха занимает период последней четверти XVIII века – по конец XIX века (впрочем, такое деление условно – в Англии индустриальная эпоха началась раньше, в странах Азии позже). В России становление индустриальной эпохи обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.).

     Согласно  классической истории менеджмента  именно в этот период развитие промышленности поставило перед владельцами  производств и в целом перед обществом, качественно новые задачи управления. Ряд ученых этой эпохи предлагали свои решения для многообразных проблем в первых крупных промышленных организациях. «Отцами» менеджмента этого периода обычно называют таких ученых как Адам Смит (Англия, 1723-1790 гг.), Роберт Оуэн (Англия, 1771-1856 гг.), Чарльз Беббидж (Англия, 1791-1871), Эндрю Ур (Англия, 1778 – 1857 гг.), Шарль Дюпин (Франция, 1784 – 1873) и некоторых других. В России роль отцов менеджмента индустриальной эпохи принадлежит М. М. Сперанскому (1772-1839 гг.), а также уже упоминавшимся С.Ю. Витте (1849-1915 гг.) и П.А. Столыпину (1862-1911 гг.). В целом, индустриальная эпоха, важна для истории менеджмента в первую очередь тем, что наука управления в этот период перестала рассматриваться как чисто государственная и общественная, а стала исполнять конкретные производственные цели и задачи. Многие решения основоположников менеджмента этой эпохи до сих пор интересны и применяются в практике управления.

    1. Индустриальный период: предпосылки развития управленческой науки

     Индустриальная  эпоха в развитии человечества (ее еще называют промышленной революцией) это постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному  производству.

     История промышленной революции тесно связана  с историей Англии. Эта страна, еще начиная с XVII века, начинает активно развивать мануфактурное производство, морскую торговлю и колониальную экспансию. Уже к концу семнадцатого столетия Англия обгоняет основного промышленного лидера той эпохи – Голландию и начинает активно теснить на европейской внешнеполитической арене наиболее влиятельную страну того времени - Францию. В XVIII веке Британия становится ведущей мировой экономической державой, превосходя, в этом плане, все европейские державы. Историки отмечают, что именно это стало необходимыми предпосылками для развития крупного машинного производства, а значит и для вступления в новые общественно-экономические отношения, которые обычно называют капиталистическими.

     В XVIII веке в Английском обществе начинают активно развиваться рыночные отношения, и появляется основная движущая сила капиталистической экономики – предпринимательский класс. К предпосылкам промышленной революции в Англии относят также:

     - обширные экономические ресурсы  (связанные с тем, что она была лидером мировой торговли и имела обширные колониальные владения);

     - формирование институтов, защищающих  частную собственность и контрактные  обязательства, в частности, независимой  и эффективной судебной системы;

     - либеральную политическую систему  (государство не вмешивалось в экономическую жизнь населения);

     - невозможность применения на  производствах принудительного  труда и замена его на труд  наемный (то есть развитие пролетариата).

     - высвобождение сельскохозяйственного  населения и потенциальной готовности его к работе на индустриальных предприятиях.

     Формально индустриальную эпоху (промышленную революцию) ограничивают двумя знаковыми событиями. Первая временная граница связана  с изобретением парового двигателя (Англия, в./п. XVIII века), вторая связывается с появлением машиностроения (конец XIX века) .

     Промышленная  революция сопровождалась производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей  к радикальному росту производительности труда в агарном секторе, именно эта революция обеспечила возможность перемещения масс населения из агарного в индустриальный сектора.

     Как уже было сказано ранее, промышленная революция началась в Англии в XVIII веке, а к XIX веку распространилась на все основные страны Европы, а позже  и на страны Америки и Азии.

     Кратко  ознакомившись, таким образом, с историей промышленной революции, перейдем к тем тенденциям и факторам, которые она вызвала к жизни (в сфере общественных отношений).

     Итак, промышленная революция связана  не только с массовым применением  машин, но и с изменением всей структуры общественных и экономических отношении. В этот период :

     - появляются новые классы –  буржуазия и пролетариат;

     - резко повышается производительность  труда;

     - увеличивается жизненный уровень  населения;

     - проходит быстрая урбанизация,  городское население начинает играть более значимую экономическую роль, по сравнению с населением сельским.

     Фактически  в индустриальный период (чуть более  ста лет) происходит скачкообразный переход от аграрного общества к  городской цивилизации современного типа.

     Можно признать все вышеназванные факторы и тенденции предпосылками к развитию новых управленческих теорий. Действительно, до индустриального периода, управленческая наука рассматривалась как чисто государственная (общественная) наука, с соответствующим набором методов. Однако индустриальная эпоха ставит перед управленческой наукой новые цели и задачи.

     В качестве примера, иллюстрирующего  данную посылку, можно привести, тот  факт, что с развитием индустриальной эпохи на смену мелких, семейных производств, распространенных в средние века, приходят крупные промышленные комплексы. Естественно, что на таких комплексах работает гораздо больше сотрудников, больше времени тратится на обучение (тут нужно учитывать, что работа с машинами требует гораздо большей квалификации, чем кустарное производство), производство требует разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении (появление «менеджеров среднего и низшего звена) и так далее и тому подобное. Решение этих и еще многих задач становятся жизненно важным для всего производственного комплекса, для всей нарождающейся структуры общественных отношений.

     При решении новых задач, управленческая наука вынуждена менять свои методы и подходы, трансформируясь в  науку прикладную.

     Таким образом, подведем первые, промежуточные выводы для нашей курсовой работы:

     - индустриальная эпоха в развитии  человечества (ее еще называют  промышленной революцией) это постепенный  переход от аграрной экономики  к индустриальному производству. Хронологически этот период ограничен последней четвертью XVIII века – концом века XIX. Промышленная революция началась в Англии и в XIX веке распространилась на все значимые европейские страны, а позже и на регионы Азии и Америки;

     - в этот период происходит постепенный  переход от аграрной экономики к индустриальному производству. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства, повсеместное распространение получают крупные промышленные комплексы, происходит изменение всей структуры общественных отношений - скачкообразный переход от аграрного общества к городской цивилизации современного типа;

     - индустриальная эпоха ставит  перед управленческой наукой  новые цели и задачи. На крупных  производственных комплексах работает  гораздо больше сотрудников, больше  времени тратится на обучение, производство требует разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении и так далее. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами. В этот период управленческая наука перестает рассматриваться, как чисто государственная наука, а начинает решать конкретные производственные задачи.

     II. Деятельность и  основные идеи  основоположников  менеджмента индустриального периода

     Как уже было сказано выше, в индустриальную эпоху управленческая наука перестает  рассматриваться, как чисто государственная  наука, а начинает решать конкретные производственные задачи. Однако, такое  развитие, не появилось на пустом месте. На работы пионеров менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита (1723-1790 гг.). Адам Смит считается представителем классической школы политической экономии и специалистом в области управления. Рассмотрим подробнее его труды и идеи.

     Итак, развитие промышленного производства в XVIII веке привело к практике общественного  разделения труда, что, в свою очередь, привело к увеличению роли торговли и денежного обращения. Такая  практика вступала в противоречие с традициями экономической науки того времени. Адам Смит одним из первых понял необходимость пересмотра существовавших экономических теорий.

     А. Смит, в своем фундаментальном  труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.) изложил систему, которая объясняла работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, без какого либо вмешательства со стороны политического управления. Английский ученый считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. В указанном труде, ученый, также осветил концепцию разделения труда, указал функции рынка, говорил о значении свободной экономики. Большое внимание Адам Смит уделял анализу объективной экономической реальности и выяснению закономерностей ее развития, причем задачей экономической науки, ученый считал выработку конкретных рекомендаций для экономической политики государства и организации. Кроме того, Адам Смит определил разделение труда, как важнейший фактор всей истории человечества.

     Значение  Адама Смита для развития менеджмента  заключается в том, что он в  своих работах:

     - уделял серьезное внимание вопросам  экономического стимулирования  и оплаты труда;

     - пояснял, что размер зарплаты  должен определяться соглашением между рабочим и хозяином производства, при этом минимум заработной платы должен определяться ценой средств существования работника, а колебания заработной платы определяются действием рыночного спроса и предложения на рынке труда;

     - выделял три основных состояния общества, причем характеристики их были напрямую связаны с экономическим положением рабочих, так общество, могло быть: прогрессирующее (увеличение богатства и рост спроса на рынке труда), стационарное (при котором, как правило, положение рабочих тяжелое) и регрессирующее (когда положение рабочих плачевное).

     В целом, труды Адама Смита, экономически доказали необходимость разделения труда, а также, положили начало изучению вопросов связанных с экономическим  стимулированием работников. Однако Адам Смит, при всем значении его для становления управленческой науки, был теоретиком.

     Одним из первых практиков, который изучал особенности управления крупным  промышленным комплексом, будучи его  совладельцем, стал еще один англичанин - Роберт Оуэн (1771-1856 гг.). Ознакомимся с его идеями.

     На  одной из фабрик Нью-Ланарка, где  Р. Оуэн был совладельцем и одновременно управляющим, в начале XIX века, был  проведен социальный эксперимент, который  был связан с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя.

Информация о работе Научные школы управления в индустриальный период