Научные школы управления в индустриальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:14, реферат

Описание

Тема реферата связана с периодом становления идей менеджмента – с периодом, который в исторической науке называется индустриальная эпоха. В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Характерная черта эпохи – рост производительных сил на базе машинного производства. В этот же период капитализм становится господствующей системой хозяйства. Хронологически индустриальная эпоха занимает период последней четверти XVIII века – по конец XIX века (впрочем, такое деление условно – в Англии индустриальная эпоха началась раньше, в странах Азии позже).

Содержание

Введение
I. Индустриальный период: предпосылки развития управленческой науки
II. Деятельность и основные идеи основоположников менеджмента индустриального периода
III. Особенности развития менеджмента индустриального периода в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Науч. школы упр-я в индуст.период.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

     Перейдем  к управленческим преобразованиям  в Росси конца XIX века. К этому периоду (в 70-е - 80-е годы XIX века) уже начался промышленный переворот, связанный с использованием в производстве машин. Оные управленческие преобразования осуществлялись в первую очередь под руководством С.Ю. Витте (1849-1915 гг.), который, будучи в 1892 – 1903 гг. министром финансов, а в 1905-1906 гг. председателем правительства России проводил планомерные экономические реформы. С. Ю. Витте изучив теоретические изыскания западных «пионеров» менеджмента много внимания уделял вопросам подготовки управленческих кадров для промышленности, открывал «коммерческие» учебные заведения, привлекал к управленческим должностям лиц с высшим образованием (вне зависимости от их происхождения), поддерживал нарождающуюся буржуазию .

     Управленческие  преобразования продолжил П.А. Столыпин (1862-1911 гг.). Столыпин был губернатором Саратовской губернии (1903-1906 гг.), министром внутренних дел (1906-1911) и одновременно с последним председателем правительства Российской империи. На последних двух должностях Петр Аркадьевич предложил программу реформ, которая затрагивала все области государственного управления и была рассчитана на 20 лет. В первую очередь, эта программа предусматривала децентрализацию управления Россией. Столыпин считал, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть .

     С этими тремя именами связано  становление науки менеджмента  в России в индустриальный период. Отметим, что в отличие от европейских  стран, где к этому времени  уже вполне сформировалась упоминавшаяся «классическая» школа менеджмента, в России какой либо значимой систематизации управленческой науки в рассматриваемом периоде не произошло. М.М. Сперанский, С.Ю. Витте и П.А. Столыпин – три личности, с которыми связывается развитие идей менеджмента в России, рассматривали управление применительно к государству (что в целом понятно, если учитывать те высокие должности, которые они занимали). Отдельные моменты производственного менеджмента были заметны лишь в ряде идей С.Ю. Витте (мы говорим о проектах специализированного образования для управленцев) .

     Подведем  основные итоги настоящей части  нашего изложения:

     - в России становление индустриальной  эпохи, началось позже чем в  основных странах Европы. Начала  ее обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.), толчок которым дала отмена крепостного права в 1861 году;

     - в то же время, еще с начала XIX века, к руководству страны  приходит постепенно осознание  того, что управление старыми  методами, в новых экономических условиях если не невозможно, то экономически не выгодно. Развитие науки управления того периода связано с именем М.М. Сперанского, экономические идеи и проекты которого во многом подготовили почву для действий последующих реформаторов;

     - основные управленческие преобразования в России в период промышленной революции связаны с именами реформаторов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина;

     - в отличие от европейских стран,  где к началу XX века уже вполне  сформировалась упоминавшаяся «классическая»  школа менеджмента, в России какой либо значимой систематизации управленческой науки в рассматриваемом периоде не произошло. М.М. Сперанский, С.Ю. Витте и П.А. Столыпин рассматривали управление, почти исключительно, в применении к государственным, а не к конкретным производственным, задачам. Отдельные моменты производственного менеджмента были заметны лишь в ряде идей С.Ю. Витте.

     В целом развитие управленческой мысли  в России к началу XX века заметно  отставало от развития управленческой мысли на западе (в Англии, США, Франции и др.) где к этому времени были сформированы научные школы менеджмента и начинается период, который, в истории менеджмента обычно называют периодом систематизации.

     Заключение

     Индустриальная  эпоха в развитии человечества - это постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Индустриальная эпоха ставит перед управленческой наукой новые цели и задачи. На крупных производственных комплексах работает гораздо больше сотрудников, больше времени тратится на обучение, производство требует разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении и так далее. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах.

     Практика  промышленного производства XVIII века вступала в противоречие с теориями экономической науки того времени. Это было замечено так называемыми «пионерами» менеджмента индустриальной эпохи и получило развитие в их работах.

     На  работы основоположников менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита. Значение его работ для науки управления заключается в том, что он экономически доказал необходимость разделения труда, а также, положил начало изучению вопросов связанных с экономическим стимулированием работников.

     К окончанию индустриальной эпохи, относят появление классической школы менеджмента. Эта школа формировалась как закономерный итог, аккумулируя основных достижений теоретической и практической мысли «пионеров» менеджмента индустриальной эпохи.

     В России становление индустриальной эпохи, началось позже, чем в основных странах Европы. Основные управленческие преобразования в России в период промышленной революции связаны с именами реформаторов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Отметим, что в отличие от европейских стран, где к началу XX века уже вполне сформировалась упоминавшаяся «классическая» школа менеджмента, в России какой либо значимой систематизации управленческой науки в рассматриваемом периоде не произошло. Таким образом, мы изучили предпосылки для развития управленческой науки в индустриальный период, осветили деятельность и основные идеи основоположников менеджмента в указанном периоде, а также раскрыли особенности развития управленческой науки индустриального периода в России.

     Список  использованной литературы

  1. Кравченко А.И. История менеджмента. - М.: КноРус, 2006. – 320 с.
  2. Семенова И.А. История менеджмента. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2008. – 340 с.
  3. Материалы сайта ru.wikipedia.org

Информация о работе Научные школы управления в индустриальный период