Необходимость совершенствования организации управления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:41, контрольная работа

Описание

Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.
Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Истоки современного менеджмента …………………………………….......4
Смена парадигмы управления в России ……………………………………..6
Проблемы российского менеджмента………………………………………12
Задачи российского менеджмента…………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

организация управления в росссии.docx

— 63.51 Кб (Скачать документ)

Социальная ориентация организации  означает, что наряду с экономической  функцией она выполняет и социальную роль, рассматриваемую с точки  зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы российского менеджмента

В нашей стране существует ряд специфических  и очень серьезных проблем, касающихся положения дел в российском менеджменте.

Руководство компаний в целом озабочено  удержанием административного контроля над предприятиями и не стремится  улучшать подходы к управлению производством.

Рассмотрим наиболее тяжелые  проблемы российского менеджмента:

Гипериерархия. Возникает при построении «вертикали власти» на предприятии. Бюрократизация компании, нецелесообразный рост штата административных работников проявляется при отсутствии ясных корпоративных целей, миссии, идеологии, философии, принципов. Когда непонятно, ради чего работает предприятие, создаются предпосылки для различных финансовых злоупотреблений со стороны руководства, направленных на его личное обогащение. Подобная ситуация способствует криминализации промышленности и услуг, особенно сфер закупок и продаж.

Для российских компаний в целом  характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента. Он основан на поиске виновных и наказаниях, что приводит к разрыву доверия между руководством и сотрудниками предприятий. Такой подход создает атмосферу страха, непонимания, что отнюдь не способствует эффективному управлению. Работники предпочитают просто умолчать о существующих проблемах, а не искать и пытаться устранить их. Иными словами, во многих российских компаниях руководство привыкло ставить заведомо невыполнимые задачи, реально осознавая, что они будут выполнены в лучшем случае наполовину.

В этом случае становится трудно понять, что реально творится на предприятии. Распоряжения отдаются в устной форме  и легко могут корректироваться и не выполняться. Строится сложная  и неповоротливая система, состоящая из компромиссов, балансов, противоречивых интересов, противовесов.

Можно сделать вывод, что для  решения подобных проблем на предприятии необходимо провести структурную реорганизацию, полностью пересмотреть весь стиль управления, поставить цели для предприятия, распределить ответственность, повысить компетентность всех сотрудников от руководства до простых работников.

Конечно, упомянутые проблемы российского  менеджмента не охватывают весь их спектр. На деле их существенно больше. Потенциал современного менеджмента достаточно велик, что даже в сложных для предпринимательства условиях России при творческом использовании широких возможностей менеджмента реально не только выжить на рынке, но и преуспевать, причем в рамках законности.

Задачи российского менеджмента.

 

Стало очевидным, что успех любой  компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства продукции, снижением  издержек, развитием специализации (иначе говоря – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся  за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия  со стороны менеджмента предприятия (это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, общества потребителей, управленческие органы и др.). Кроме того, в рамках внешней среды – социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые фирмой. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, экологическим, технологическим и прочим обстоятельствам. Внешние факторы во всевозрастающей степени диктуют стратегию и тактику организаций. Использование в управлении теории систем, существенно облегчившей изучение деятельности компании в единстве ее составных частей, тесно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, которой присущ ряд особенностей:

наличие определенного числа компонентов;

структурная связь и взаимовлияние  различных компонентов системы  друг на друга и как следствие  – возникновение новых явлений, обновленных процессов;

идентификация системы, позволяющая  отличать ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему;

концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

Важнейшей характеристикой менеджмента  на современном этапе является ориентация на знания, высокую культуру, интеллект, использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более в будущем, ключевой ресурс.

В этом плане характерно формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми:

·  наиболее талантливые, одаренные люди стремятся работать в той фирме, которая содействует персональному росту;

·  работники хотят участвовать в капитале своей компании, и все чаще им предоставляют такую возможность;

·  прием на работу, как правило, делается на контрактной основе;

·  менеджер в определенной мере становится не просто начальником, а учителем, наставником;

·  стиль управления приобретает все более демократичный характер.

В последние годы все большее  внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте  – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и  общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы  побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, – одна из задач менеджера. Менеджеры опираются ныне и на общую культуру, и на культуру общения в частности, активно формируют коммуникации между людьми, стремятся точнее определять индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат. Этика бизнеса становится золотым правилом менеджмента.

Основные принципы современного управления можно сформулировать так:

·  ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;

·  повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;

·  внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы; предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;

·  формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой;

·  способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.;

·  этические основы как база бизнеса; лояльность, честность, справедливость и доверие к людям;

·   всемерная опора на такие ключевые факторы менеджмента, как качество, сервис, нововведения, контроль за ресурсами, производственным процессом;

·  быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды;

·   четкое представление о том, какой должна быть фирма сегодня, завтра в будущем.

Для практики менеджмента в России характерны и другие особенности. Так, предприятия оказались под огромным налоговым прессом. Он успевает разорить фирмы до того, как они окрепнут и начнут давать прибыль, платить  налоги. Нужны поэтому соответствующие  правовые и экономические механизмы, гарантирующие интересы участников рынка. Сильно мешает менеджеру неразбериха в ценообразовании. В стране в сфере производства расширяется натуральный обмен, дезорганизуются хозяйственные связи. Для рынка характерно напряжение, обусловленное трудностями производителей. Либерализация цен на топливно-энергетическое сырье, сырьевые ресурсы, транспортные тарифы при контроле государства за их уровнем создает немалые сложности.

Вместо единого общего рынка  России нашему менеджеру приходится действовать в условиях раздробленности рынка. Намного труднее становится разрешение проблем с производством, снабжением, расчетами, планированием, маркетингом.

Для развития российского бизнеса  не имеется пока серьезной правовой основы. Решения вышестоящих органов  порой так "корректируются" местными властями, что, по существу, вообще перечеркиваются. Все уровни управления вводят дополнительные налоги или другие аналогичные платежи. Нередко постановления центральных  и местных властей противоречат друг другу, вводятся в практику задним числом. В результате предприятия  несут дополнительные убытки и оказываются  на грани банкротства. Запутанность и неопределенность законодательной базы не только осложняют работу менеджера, но и толкают его на поиск обходных путей для проведения необходимых операций.

В условиях рыночных отношений менеджер призван активно содействовать развитию рыночной инфраструктуры. Но при постоянных срывах договорных обязательств развивается система бартерных отношений и прямого продуктообмена. Становится необходимым взаимодействие с каждым поставщиком отдельно на основании его требований. Из-за неплатежей потребителей менеджер оказывается нередко не вправе распоряжаться заработанными фирмой денежными ресурсами, не в состоянии поощрять должным образом работников за хороший труд.

Для российской практики в области  менеджмента сегодня важны выработка  особого подхода к управлению с учетом сложившихся особенностей российского бизнеса и менталитета  и построение такой динамической системы управления, которая способна выдерживать "контрастный душ" российской действительности.

Совершенно очевидно, что российская модель управления только начинает складываться, она возникает на стыке старого  и нового, западного и восточного. Но она во многом оригинальна, становится все более действенной и в  возрастающей мере реализует свое общественное предназначение.

К настоящему времени сформировалась определенная система взглядов на управление экономикой в переходный период.

1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Движение к рынку – это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многих проблем, связанных с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д. Целесообразность регулирования рынка посредством взвешенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная, научно-техническая признана повсеместно. Роль государства состоит в том, чтобы обеспечивать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов и т.д. На государство ложится и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся научно-технический прогресс, экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, выравнивание структурных и региональных диспропорций, развитие международных экономических отношений. При этом формы государственного воздействия по мере продвижения к рынку будут все в большей мере превращаться в "мягкие" инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

2.  Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, обязана самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций – далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и общественную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организаций.

3.   Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования. Эволюция системы управления в переходный период предполагает формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в хозяйстве страны структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период растет. Имеет место сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики, который в переходный период сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Но даже при этом на его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Управление этими предприятиями на определенном этапе, вероятно, будет базироваться на комбинации методов рыночного и административного характера. Все отмеченное выше реально воплощается в российской экономике, хотя рыночные преобразования осуществляются не столь последовательно и энергично, как хотелось бы, а результаты пока намного скромнее того, что можно было бы ожидать. Главной причиной этого является наличие серьезных недостатков в менеджменте большинства российских предприятий и организаций. Тем не менее, и в этой области многое постепенно меняется к лучшему, увеличивается число квалифицированных специалистов по управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Информация о работе Необходимость совершенствования организации управления в России